Хелен Хант в Goodman Theatre

“Предательство” Г.Пинтера

Хелен Хант. Фото - Goodman Theatre
Хелен Хант. Фото - Goodman Theatre

Одним из главных событий чикагского театрального сезона обещает стать новая постановка пьесы Гарольда Пинтера “Предательство” (“Betrayal”) в Goodman Theatre. Режиссер — художественная руководительница театра Сюзан Бут. В ролях: Эмма — лауреат премий “Оскар”, “Эмми” и “Золотой глобус” Хелен Хант, Джерри — лауреат премии “Тони” Роберт Шон Леонард, Роберт — Ян Барфорд. Большой зал театра (Albert Theatre), 8 февраля — 16 марта.

Пьесы Пинтера — печальные зарисовки, не привязанные ни к какому времени и ни к каким реалиям. Его герои немногословны, и даже те слова, которые они говорят, зачастую не выражают их подлинных чувств. Пьесы Пинтера не поддаются определению. По искусству слова и паузы, по умению создать атмосферу я бы сравнил драматурга с ранними фильмами Антониони и пьесами Чехова. Пинтеровских героев трудно забыть, о них хочется думать — редкий случай в современном театре!

Театралам Чикаго известен спектакль Белорусского Свободного театра “Быть Гарольдом Пинтером” — политический манифест о насилии и диктатуре, свободе и чувстве человеческого достоинства. В названии, придуманном режиссером Владимиром Щербанем, заключен глубокий смысл. Быть Гарольдом Пинтером — значит быть тонким психологом, исследователем внутреннего мира человека. Быть Гарольдом Пинтером — значит вскрывать социальные пороки общества, бороться с диктатурой, насилием и любой формой несправедливости. Быть Гарольдом Пинтером — значит обращаться и вразумлять сильных мира сего, призывать их отказаться от опасных политических игр и военных авантюр. Пинтер — это не просто фамилия драматурга, пинтер — это явление, единица совести, чести, достоинства. Быть Гарольдом Пинтером — значит оставаться Человеком в нашем бесчеловечном мире.

В Чикаго к драматургии Пинтера чаще всего обращался Steppenwolf Theatre. В первый сезон 1976-1977 годов — сезон образования театра — на его сцене шли сразу две пьесы Пинтера: “Любовник” и “Кухонный лифт”. Автор был уже хорошо известен, и постановка его пьес подняла репутацию театра. В дальнейшем Steppenwolf часто обращался к пинтеровской драматургии. На сцене театра шли его пьесы “Сторож” (сезон 1978-1979 годов), “Возвращение домой” (сезон 1989-1990 годов). Однако с 1992 года имя драматурга исчезает с афиши театра. Его не ставят не только на сцене Steppenwolf. Происходит интересный парадокс: по мере возрастания интереса к Пинтеру со стороны европейского театра американские режиссеры несколько отодвигают драматурга в сторону. В девяностые годы о нем говорят больше как о правозащитнике. В сезоне 2011-12 годов в Writers Theatre шла его пьеса “Сторож”.

Последний раз с драматургией Пинтера мы встречались летом 2023 года. Британский режиссер Лес Уотерс поставил в Steppenwolf Theatre пьесу “На безлюдье” (в других переводах — “Ничья земля”, оригинальное название — “No Man’s Land”). “Предательство” последний раз ставил в Чикаго все тот же Steppenwolf Theatre. Было это в далеком 2007 году.

Давненько мы не видели на театральной сцене такого звездного состава!

Роберт Шон Леонард. Фото - Goodman Theatre
Роберт Шон Леонард. Фото — Goodman Theatre

Роберт Шон Леонард родился в Вествуде (штат Нью-Джерси). На сцене с двенадцати лет. В кино дебютировал в девятнадцать в фильме “Общество мертвых поэтов” (“Dead Poet’s Society”, 1989). Выпускник Колумбийского университета. Из его театральных работ последнего времени отмечу спектакли “At Home at the Zoo” (Signature Theatre, Нью-Йорк), “Richard II” (Old Globe Theatre, Сан-Диего), “Sunday in the Park with George” (возобновление на Бродвее мюзикла С.Сондхайма). С “Предательством” актер дебютирует на сцене Goodman Theatre.

Ян Барфорд. Фото - Goodman Theatre
Ян Барфорд. Фото — Goodman Theatre

Ян Барфорд — член труппы Steppenwolf Theatre. Он знаком нам по многочисленным ролям на сцене этого театра. Вспомним лишь две недавние работы актера в спектаклях “Чайка” (сезон 2021-22 годов) и “Другой брак” (сезон 2022-23 годов).

Участие прославленной Хелен Хант добавляет интерес к предстоящей постановке. Ее самая известная работа в кино — официантка Кэрол Коннелли в фильме Джеймса Брукса “Лучше не бывает (“As Good as It Gets”, 1997). Дуэт Хелен Хант с Джеком Николсоном был неподражаем! Оба актера были номинированы на “Оскар”, победа досталась Хант. Актриса стала популярной довольно рано, после участия в сериале “Без ума от тебя” (“Mad About You”), выходившим на канале NBC с 1992 по 1999 год. За роль Джейми актриса была удостоена четырех премий “Эмми” и трех премий “Золотой глобус”. В последние годы Хелен Хант пробует себя в театре. Так, осенью 2022 года актриса дебютировала на театральной сцене Великобритании, исполнив главную роль в спектакле “Eureka Day” в The Old Vic Theatre. Сюзан Бут говорит: “Больше всего я люблю пьесы “больших идей”. Я потеряла счет тому, сколько раз я смотрела “Предательство”, но каждый раз меня поражает, как рассказанная Пинтером история распада отношений превратилась в одно из лучших произведений театрального искусства. Я рада приветствовать в нашем театре Хелен Хант — актрису, которой я давно восхищаюсь. Не могу дождаться возможности поработать с ней”.

Последний раз в Чикаго Хелен Хант была в октябре 2012 года. На 48-м Чикагском МКФ ей был вручен Специальный приз за вклад в развитие киноискусства.

Девяносто девятый (!) сезон старейшего в Чикаго и одного из старейших в Америке Goodman Theatre открылся спектаклем “Пожнешь бурю” (“Inherit the Wind”) по пьесе Джерома Лоуренса и Роберта Ли в постановке резидента театра Генри Годинеса. До 23 февраля в Малом зале театра (Owen Theatre) можно посмотреть спектакль “Жирный окорок” (“Fat Ham”) по пьесе лауреата Пулитцеровской премии Джеймса Айджеймса. Режиссер — Тайрон Филлипс. Премьера в Чикаго. Совместная постановка с Definition Theatre.

Пока Джуси пытается разобраться со своей семьей, делая барбекю на заднем дворе, появляется призрак отца, требующий отомстить дяде, который женился на его овдовевшей маме… Вам ничего это не напоминает? Правильно — “Гамлет”! Журнал New Yorker назвал первую постановку “шумным переосмыслением “Гамлета”, а газета New York Times увидела другое — “глубокую трагедию под слоем веселой комедии”.

Пьеса получила Пулитцеровскую премию, а первая постановка — пять номинаций на премию “Тони”.

Драматург и режиссер Джеймс Айджеймс — один из трех руководителей The Wilma Theater (Филадельфия, Пенсильвания). Два других — режиссеры Морган Грин и Юрий Урнов, который рассказал мне много интересного о необычном коллективном руководстве в этом театре (thereklama.com/yuriy-urnov-ya-na-svoyem-meste/).

Сюзан Бут. Фото - Goodman Theatre
Сюзан Бут. Фото — Goodman Theatre

Слушаем Сюзан Бут: “Создание этого совершенно фантастического спектакля вызывает у меня восторг. То, что придумал Джеймс, — это “молния в бутылке”: уникальная работа, основанная на собственном опыте актера в “Гамлете”. Классическую пьесу Шекспира часто пересматривали и пересказывали. В талантливых руках Тайрона Филлипса это переосмысление нельзя пропустить”.

Nota bene! Билеты на спектакли Goodman Theatre — по телефону 312-443-3800, на сайте www.goodmantheatre.org или в кассе театра (170 North Dearborn Street, Chicago, IL 60601).

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*