10 февраля, 7.30 pm; 12 февраля, 8.00 pm. За дирижерский пульт Чикагского симфонического оркестра (далее — ЧСО) возвращается музыкальный руководитель Балтиморского симфонического оркестра и главный дирижер Музыкального фестиваля Равиния Марин Алсоп. В программе: Первая симфония С.Барбера, Второй фортепианный концерт С.Рахманинова (солист — Лукаш Вондрачек), “Энигма-вариации” Э.Элгара.
Чешский пианист Лукаш Вондрачек играет на фортепиано с четырех лет. Выпускник Академии музыки в Катовице, Венской и Бостонской консерваторий. В пятнадцать лет дебютировал с Чешским филармоническим оркестром под управлением Владимира Ашкенази. Первый гастрольный тур по США провел в 2003 году. Победитель Международного конкурса королевы Елизаветы в Брюсселе (2016 год). С ЧСО дебютировал прошлым летом на Музыкальном фестивале Равиния, солировал в Пятом (“Императорском”) концерте Л.ван Бетховена (дирижер — М.Алсоп).
11 февраля, 7.30 pm; 13 февраля, 8.00 pm. “Casablanca in Concert”. Смотрим фильм “Касабланка” (“Casablanca”, США, 1942, 102 мин.) и слушаем музыку оскароносного Макса Штайнера в исполнении музыкантов ЧСО. Дирижер — Ричард Кауфман.
Итак, шедевр Майкла Кертиса с Хэмфри Богартом, Ингрид Бергман, Полом Хенридом и Конрадом Вейдтом. После начала Второй мировой войны марокканский город Касабланка стал одним из главных транзитных пунктов, откуда беженцы из Европы надеялись выехать в Америку. Бывший антифашист, а ныне пьяница и владелец игорного клуба “Американское кафе Рика”, американец Рик Блейн (Хэмфри Богарт) случайно встречает свою возлюбленную Илзу Ланд (Ингрид Бергман). Она приехала в Касабланку со своим мужем, известным антифашистом, лидером движения Сопротивления Виктором Ласло (Пол Хенрид). Они ищут возможность уехать из Касабланки в Лиссабон, чтобы оттуда отправиться в Америку. Обратившись за помощью к Рику, Илза получает отказ…
Первоначально главные роли планировали отдать Рональду Рейгану и Мишель Морган, но в результате в фильме появились Богарт и Ингрид Бергман. После выхода фильма на экраны Бергман признали символом красоты и женственности в кино, а Богарт стал идолом поколения, одним из популярнейших актеров XX века. Интересно, что создатели фильма сами не знали, чем он закончится, и придумали несколько вариантов финала. Даже актеры до последнего дня оставались в неведении. Когда Бергман как-то спросила, в кого же влюблена ее героиня и с кем она останется, Кертис предложил ей играть так, как будто она колеблется в чувствах между двумя мужчинами.
Успеху фильма способствовал огромный интерес общественности всего мира к Касабланке. В начале ноября 1942 года там высадились союзные войска, а мировая премьера картины состоялась в Нью-Йорке спустя три недели, на День благодарения. Именно в Касабланке, как будто специально подогревая интерес к картине, в январе 1943 года прошла встреча Рузвельта и Черчилля. Награды: премии “Оскар”-1944 за лучшие фильм, режиссуру (Майкл Кертис) и адаптированный киносценарий. В фильме звучат знаменитые песни, среди которых — “As Time Goes By”, “You Are My Sunshine”, “Bicycle Built for Two”, “Let’s Call the Whole Thing Off”.
По словам кинокритика Роджера Эберта, эта вневременная история человека, разрывающегося между любовью и добродетелью, “достойна войти в список величайших фильмов всех времен больше, чем любая другая”.
Макс Штайнер (1888-1971) родился в венской богемной театральной семье. Дед Максимилиан — директор “Театра ан дер Вин” , отец Габор — импресарио колеса обозрения в Пратере (главном парке Вены), крестный отец — сам Рихард Штраус. Юный Макс с детства проявлял музыкальные способности. В шестнадцать лет (за два года) он окончил четырехлетнее обучение в Венской школе музыки и готовился к карьере композитора и дирижера. Начало Первой мировой войны встретил в Лондоне. Спасаясь от угрозы интернирования, уехал в Нью-Йорк и больше в Европу не возвращался. Прославился как выдающийся кинокомпозитор. Сотрудничал с Голливудом с 1916 года, написал музыку к тремстам фильмам. Восемнадцать (!) раз номинировался на премию “Оскар”, в том числе — за музыку к фильмам “Кинг-Конг” (“King Kong”, 1933) и “Унесенные ветром” (“Gone with the Wind”, 1939). Заветную статуэтку получал трижды: за фильмы “Осведомитель” (“The Informer”, 1936) Джона Форда, “Вперед, путешественник” (“Now, Voyager”, 1943) Ирвинга Рэппера, “С тех пор как вы ушли” (“Since You Went Away”, 1945) Джона Кромвелла.
Впереди нас ждут еще два киносеанса. В марте 2022 года — фильм “Парк Юркского периода” (“Jurassic Park”, 1993, 128 мин.), в июне-июле — “Звездные войны. Эпизод VI: Возвращение джедая” (“Star Wars: Return of the Jedi”, 1983, 131 мин.), оба с музыкой Джона Уильямса.
12 февраля, 10.00 и 11.45 am. Концерты “Maybe Something Beautiful” для детей от трех до пяти лет из серии “Однажды в Симфоническом центре” (“Once Upon a Symphony”). Музыканты из ЧСО не просто исполнят, а инсценируют сказку Ф.Изабель Кампой и Терезы Хауэлл “Maybe Something Beautiful”. Текст на английском и испанском языках читает Жасмин Карденас (она же является автором адаптации).
Серия “Однажды в Симфоническом центре” создана для самых юных зрителей. В создании серии участвует Чикагский детский театр. Обратите внимание! Концерты состоятся в Buntrock Hall на втором этаже Симфонического центра.
14 февраля, 8.00 pm. Концерт Civic Orchestra of Chicago называется “In Times of War”. В программе: Увертюра Гражины Бацевич, рапсодия для оркестра “Тарас Бульба” Леоша Яначека, Концерт для оркестра Белы Бартока. Оркестром руководит главный дирижер Кен-Давид Мазур.
Написанный в разгар Второй мировой войны, поздний шедевр Бартока наполнен тоской по Венгрии и венгерскими танцевальными ритмами. Спасаясь от наступающего нацизма, в 1940 году композитор уехал в США. На родину он не вернулся, но успел отметить победу над фашизмом. Он умер в Нью-Йорке в сентябре 1945 года. Концерт для оркестра — одно из его последних сочинений. Предложение поступило от музыкального руководителя Бостонского симфонического оркестра Сержа Кусевицкого, который хотел поддержать стареющего композитора. Барток сочинил Концерт в 1943 году, премьера состоялась 1 декабря 1944 года в Бостоне. Радиотрансляция шла на всю страну, исполнение стало последним триумфом Бартока. В том же 1943 году в оккупированной нацистами Варшаве польский композитор Гражина Бацевич написала свою Увертюру.
Между двумя произведениями времен Второй мировой войны — “Тарас Бульба” Леоша Яначека, произведение времен Первой мировой войны. Рапсодия была закончена в 1918 году, премьера состоялась в Национальном театре в Брно. Красочная эмоциональная музыка основана на трех эпизодах повести Гоголя: “Смерть Андрия”, “Смерть Остапа”, “Пророчество и смерть Тараса Бульбы”.
Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на концерты Чикагского симфонического центра сезона 2021-22 годов — на сайте cso.org или в кассе Симфонического центра: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.