В рамках Музыкального фестиваля Равиния с 29 по 31 июля проходит первый небольшой (пока) фестиваль “Преодолевая барьеры” (“Breaking Barriers”), посвященный дирижерам-женщинам. В первом концерте мы увидели трех дирижеров-женщин: студентку программы “Taki Alsop Conducting Fellowship” (в этом году отмечается ее двадцатилетие) Анну Дучмал-Мроз и выпускниц Лоры Джексон и Джери Линн Джонсон. Впереди – еще два концерта.
30 июля, 7.30 pm. Павильон. Концерт Чикагского симфонического оркестра (далее – ЧСО). В программе: пьеса “Роза ветров” Освальдо Голихова, Третья (“Кадиш”) симфония Л.Бернстайна. Солисты: Кристина Пато, гайта (галисийская волынка); Кайхан Калхор, кеманча (струнный смычковый инструмент с корпусом в форме шара); Дэвид Кракайер, клезмер-кларнет; Майкл Уорд-Бергеман, аккордеон; Дженай Бруггер, сопрано; Джей Ледимор, рассказчица. Чикагский симфонический хор, Чикагский детский хор. Дирижер – Марин Алсоп.
Особые отношения связывали Леонарда Бернстайна с Израилем. В 1947 году он начал сотрудничать с Израильским филармоническим оркестром, и это сотрудничество длилось до конца жизни композитора. В свое первое посещение только что образовавшейся страны он так описывал необычную атмосферу, в которой ему пришлось дирижировать: “На утренней репетиции я резко опустил руку, обозначив сильную долю такта. И в этот миг на улице, как по команде, прогремел взрыв. Поднявшись с пола, мы спокойно возобновили работу. За два дня случилось четыре инцидента: из нашего отеля похитили человека, был подорван поезд, взорван полицейский участок и разбит военный грузовик. Однако няньки, сидящие с детьми, не откладывают газет, а дети продолжают прыгать через веревочку. Арабский пастух на площади готовится доить козу, и я даю следующую сильную долю такта. Оркестр играет отлично”. Во время второго турне по Израилю в 1948 году Бернстайн выступал с концертами в Иерусалиме, Тель-Авиве и Хайфе, но ему хотелось поехать вглубь страны. Вместе с добровольцами из оркестра он колесил по опасным дорогам и пустыням, добираясь до городов вроде израненной войной Беэр-Шевы, где впервые в истории города с подачи Бернстайна прозвучало симфоническое произведение. Слушателями были, в основном, солдаты. Многие музыканты Израильского филармонического отказались тогда ехать в Беэр-Шеву, но не Бернстайн. В 1957 году Бернстайн был приглашен дирижировать концертом по случаю открытия концертного зала имени Манна в Тель-Авиве. Спустя десять лет, в 1967 году, Бернстайн дирижировал концертом на горе Скопус на северо-востоке Иерусалима. Бернстайн выступал в Израиле почти каждый год, нередко дирижируя оркестром во время зарубежных гастролей.
Еврейская тема занимает заметное место в творчестве Бернстайна. Среди так называемых “еврейских” сочинений композитора – цикл “Еврейское наследие” и посвященная отцу композитора Самуилу Бернстайну Первая (“Иеремия”) симфония с вокальным соло на иврите. В основе произведения – ветхозаветная история об иудейском пророке. В Симфонии цитируются фрагменты из библейского “Плача пророка Иеремии”.
Третья симфония Бернстайна имеет подзаголовок “Кадиш” (еврейская молитва, которая читается на поминальной службе в синагоге). Симфония была написана в 1963 году и посвящена памяти Джона Кеннеди, убитого 22 ноября 1963 года. Премьера Симфонии состоялась в Тель-Авиве 10 декабря 1963 года. Израильским филармоническим оркестром дирижировал композитор. Американская премьера Симфонии состоялась 10 января 1964 года в Бостоне. За дирижерским пультом Бостонского симфонического оркестра стоял Шарль Мюнш. Бернстайн вернулся к Симфонии в 1977 году и выпустил вторую версию. В 2003 году прозвучала третья версия Симфонии с текстом друга Бернстайна Самуэля Пизара, и новый вариант стал уже посвящением композитору. Рассказывают, что Бернстайн уговаривал Пизара написать текст, но он все время отказывался. Решение пришло к нему после теракта в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. Пизар написал текст о Холокосте, в котором погибло большинство его родных.
Выходец из еврейской семьи эмигрантов в католической Аргентине, учившийся в Израиле и Америке Освальдо Голихов с полным правом может быть назван Гражданином мира. Он родился 5 декабря 1960 года в аргентинском городе Ла Плата в семье учительницы музыки и врача. Вот что говорит композитор о своих родителях: “Россия у меня – со стороны отца: все были убежденными коммунистами. Уже потом они узнали правду о Сталине. Моя мама родом из Румынии. Ее семья придерживалась ортодоксальных взглядов. Они были скромны и очень набожны”. Маленький Освальдо проводил часы под стулом, на котором сидела, играя на рояле, его мать. Прошло время, и он перебрался на стул, а мама стала его первым учителем. С детства будущий композитор был окружен, с одной стороны, еврейской музыкой, с другой – ритмами танго. После занятий фортепиано и композицией у Джерардо Гандини в местной консерватории в 1983 году Голихов переехал в Израиль и поступил в Иерусалимскую академию музыки и танца имени С.Рубина в класс профессора Марка Копитмана. С 1986 года живет в Америке. Он закончил Пенсильванский университет, стажировался у маститых композиторов Джорджа Крамба и Оливье Кнуссена. Голихов сотрудничает с лучшими представителями самых разных музыкальных жанров. Среди них и румынская группа “Тараф Де Хайдук” (или “группа хулиганов” по-русски) из крохотного городка Клеяни,исполняющая традиционную цыганскую музыку, и мексиканская рок-группа “Кафе “Такуба”, и Закир Хуссейн, играющий на индийском барабане табла, и аргентинский композитор и гитарист Густаво Сантаолалла. В 2002 году номинацию на “Грэмми” получило камерное произведение Голихова “Книга на идиш”, записанное с Лоуренс-квартетом. Многолетняя дружба связывает композитора с Кронос-квартетом, который исполнил многие его сочинения. В 2000 году в честь 250-летия со дня смерти И.С.Баха Голихов сочинил кантату “Страсти по Марку” для солистов, хора и оркестра. За эту музыку он был удостоен в 2001 году премии “Грэмми”. Несколько произведений Голихов сочинил для замечательной певицы Дон Апшоу. Среди них – “Три песни для сопрано и оркестра” (2002), цикл песен с непереводимым названием “Ayre” (2004) и одноактная опера “Ainadamar” (“Фонтан слез”, 2003) – первая опера в творчестве композитора, рассказывающая о жизни и трагической гибели Федерико Гарсии Лорки. Альбом с оперой “Ainadamar” был удостоен двух премий “Грэмми” в 2007 году. Голихов живет в Бостоне, преподает в колледже в городе Ворчестер (штат Массачусетс). В активе композитора – музыка к фильмам Фрэнсиса Форда Копполы “Юность без юности” (“Youth Without Youth”, 2007) и “Тетро” (“Tetro”, 2007). Буквально за несколько лет Освальдо Голихов превратился в одного из самых востребованных композиторов современности. Сам он относится к обрушившейся на него популярности достаточно спокойно: “Я прекрасно понимаю, что не буду популярен вечно. Я просто люблю сочинять музыку, и мне чертовски повезло в жизни: мне платят за мои мечты, которые я претворяю в жизнь. Это то, чем я намерен заниматься в дальнейшем”.
Знакомство чикагских любителей музыки с творчеством Голихова началось в 2001 году, когда на фестивале Равиния была исполнена его песня “Lua Descolorido” из цикла “Три песни для сопрано и оркестра”. В 2002 году в Равинии прозвучали его “Книга на идиш” и “Страсти по Марку”. В 2006 году в исполнении Симфонического оркестра и хора Атланты под управлением Роберта Спано впервые в Чикаго была исполнена опера “Ainadamar”. С 2007 по 2009 годы Голихов был композитором-резидентом ЧСО, и его музыка активно исполнялась в Чикаго. На фестивале Равиния мы слышали его пьесу “Azul” – в переводе с испанского “голубой” (Любит Голихов давать своим сочинениям испанские названия!). Это произведение для виолончели и оркестра посвящено 125-летию Бостонского симфонического оркестра. Мировая премьера состоялась 5 августа 2006 года на музыкальном фестивале в Танглвуде. На следующий день “Azul” услышали в Равинии. Пьесу исполнили Йо Йо Ма и ЧСО под управлением Мигуэля Харта-Бедойи.
Пьеса “Роза ветров” написана Голиховым в 2007 году для Йо Йо Ма и ансамбля “Шелковый путь”.
31 июля, 12.00 pm. Беннетт Гордон холл. Детский концерт “Mo Willems’s Because”. В программе: “Because, A Symphony of Serendipity” композитора-резидента ЧСО Джесси Монтгомери (аранжировка – Джанина Норпот), Adagio molto и Allegro molto из Второй симфонии Л.ван Бетховена. Ведущие – Рашада Даван и Зиаре Пол-Эмили. Оркестр Chicago Sinfonietta. Дирижер – Джери Линн Джонсон.
Сочинение “Because, A Symphony of Serendipity” написано Джесси Монтгомери на основе книги родившегося в Des Plaines (пригород Чикаго) американского писателя Мо Виллемса.
Джесси Монтгомери – сорок лет. Она окончила Нью-Йоркский университет и Джульярдскую школу музыки. В настоящее время учится в аспирантуре отделения музыкальной композиции Принстонского университета. Лауреат Sphinx Medal of Excellence и the ASCAP Foundation’s Leonard Bernstein Award. Только за последние два сезона мы услышали четыре произведения Джесси Монтгомери. Два – на живых концертах, два – в режиме онлайн. В мае 2019 года в концерте серии современной музыки MusicNOW прозвучала мировая премьера написанной по заказу ЧСО новой аранжировки для струнного ансамбля пьесы Монтгомери “Gay Guerrilla” и квартет “Break Away” (2013 год). В январе 2021 года в Первом эпизоде серии камерных концертов Civic Orchestra of Chicago мы услышали пьесу Монтгомери “Starburst” (2012 год, обработка для струнного оркестра). В марте 2021 года в Эпизоде 15 серии камерных концертов “CSO Sessions” прозвучало сочинение Монтгомери 2006 года – Струнный квинтет “Strum”, основанный, как заметила автор, на “драйвовом ритме пиццикато”. Традиция композиторов-резидентов ЧСО берет свое начало с 1987 года. Первым такой титул получил Джон Корильяно, назначенный сэром Георгом Шолти. С 1990 до 1997 года композитором-резидентом ЧСО был Шуламит Ран, с 1997 до 2006 года – Аугуста Ред Томас, с 2006 до 2010 года – Освальдо Голихов и Марк-Энтони Тернидж. Все они были приглашены Даниэлем Баренбоймом. При маэстро Мути композиторами-резидентами ЧСО были: Анна Кляйн и Мейсон Бэйтс (2010-2015 годы), Сэмюэл Адамс и Элизабет Огонек (2015-2017 годы), Мисси Маццоли (2018-2021 годы).
31 июля, 6.30 pm. Павильон. Концерт четырехкратного лауреата премии “Грэмми”, американской певицы, музыканта и композитора Эсперансы Сполдинг. Специальный гость вечера – лауреат премии Latin Grammy, ансамбль из Боготы (Колумбия) Monsieur Periné. Мы услышим свинг, альт, поп и ритмы колумбийской музыки. Будет весело!
3 августа, 2.00 pm. Беннетт Гордон холл. Мастер-класс дирижера Джеймса Конлона со студентами вокальной программы Ravinia Steans Music Institute. Вход свободный.
3 августа, 8.00 pm. Павильон. В этом концерте ЧСО дирижирует британский органист, пианист и композитор, офицер Ордена Британской империи Уэйн Маршалл. В программе: увертюра к оперетте “Кандид”, Симфонический танцы из мюзикла “Вестсайдская история” и Дивертисмент для оркестра Л.Бернстайна, Импровизация У.Маршалла на песню С.Сондхайма, Симфоническая картина из мюзикла “Порги и Бесс” Дж.Гершвина (аранжировка – Роберт Расселл Беннетт).
4 августа, 7.30 pm. Театр “Мартин”. Сольный концерт дебютирующего на фестивале Равиния российского пианиста Александра Малофеева. В программе: Этюды-картины С.Рахманинова, Пятая фортепианная соната Н.Метнера, Пять прелюдий и Два экспромта А.Скрябина, Седьмая фортепианная соната С.Прокофьева.
Александр Малофеев родился в 2001 году в Москве. В четырнадцать лет победил на VIII Международном юношеском конкурсе имени Чайковского, в шестнадцать стал лауреатом I Международного конкурса молодых пианистов Grand Piano Competition, к двадцати успел получить призы на многих международных фестивалях и конкурсах. Студент Московской консерватории по классу профессора П.Нерсесьяна.
5 августа, 2.00 pm. Беннетт Гордон холл. Мастер-класс тенора Мэтью Поленцани со студентами вокальной программы Ravinia Steans Music Institute. Вход свободный.
Титулованного выпускника Центра оперного пения Райена при Лирик-опере тенора Мэтью Поленцани мы хорошо знаем и любим. Он родился в Эванстоне, там живут его родители. Музыкальная карьера Поленцани сложилась на редкость удачно. Он – солист ведущих оперных театров мира, но всегда с удовольствием возвращается в Чикаго, называя город своим домом. С 1995 года Поленцани исполнил в Лирик-опере пятнадцать партий. Часто именно в Чикаго он пробует себя в новом репертуаре. Здесь он спел своих первых Гофмана (”Сказки Гофмана” Ж.Оффенбаха, сезон 2011-12 годов), Вертера (”Вертер” Ж.Массне, сезон 2012-13 годов), Тита (“Милосердие Тита” В.А.Моцарта, сезон 2013-14 годов). Отмечу еще его партии Надира в “Искателях жемчуга“ Ж.Бизе, Герцога Мантуанского в “Риголетто“ Дж.Верди (обе – сезон 2017-18 годов), Идоменея в одноименной опере В.А.Моцарта (сезон 2018-19 годов). Последний раз Поленцани выступил в Лирик-опере 1 апреля в Девятой симфонии Л.ван Бетховена, когда театр чествовал многолетнего музыкального руководителя сэра Эндрю Дэвиса.
На фестивале Равиния Поленцани дебютировал летом 2016 года. 14 августа Поленцани станет главной звездой концертного исполнения оперы В.А.Моцарта “Милосердие Тита”. Об этом и многом другом – в ближайших выпусках Музыкального обозрения.
Nota bene! Программа Музыкального фестиваля Равиния и заказ билетов – на сайте www.ravinia.org. Все концерты фестиваля пройдут по адресу: 200 Ravinia Park Rd, Highland Park, IL 60035.