“KÀ” Cirque Du Soleil: чудо фантазии и технологий

Сцена из шоу “KÀ”. Фото – Эрик Джеймисон
Сцена из шоу “KÀ”. Фото – Эрик Джеймисон

Блистательная канадская цирковая компания Cirque Du Soleil (Цирк Солнца) за свою более чем тридцатилетнюю историю создала тридцать восемь представлений.

Многие из них демонстрировались в разных странах мира. Только в Чикаго Цирк Солнца показал семнадцать спектаклей. Но есть шоу, которые предназначены специально для определенного зала и находят постоянный “приют” в конкретном месте. Восемь представлений цирка уже многие годы являются “невыездными”. Их можно увидеть только в гостиницах-казино Лас-Вегаса. Это — “Mystere” в Treasure Island, “О” в Bellagio Resort & Casino, “Zumanity, The Sensual Side of Cirque du Soleil” в New York-New York Hotel & Casino, “The Beatles LOVE” в The Mirage Hotel & Casino, “CRISS ANGEL Believe” в Luxor Hotel and Casino, “ZARKANA” в ARIA Resort & Casino, “Michael Jackson ONE” в Mandalay Bay и представление, равного которому не знала история. Все подробности о шоу “KÀ” (MGM Grand Hotel & Casino) — в этой статье.

Название шоу происходит от древних египетских сказаний. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона читаем: “Ка — существо высшего порядка, стоявшее, по верованию древних египтян, в непосредственных отношениях к своему земному проявлению… К. имели не только люди, но и неодушевленные предметы, и боги; последние — нескольких К.”.

“KÀ” — безусловно, “неодушевленное существо высшего порядка”, особенно если мы говорим о спектакле Cirque Du Soleil. “KÀ” поражает воображение даже самых искушенных любителей циркового искусства. Представление разворачивается на колоссальной 360-градусной вращающейся сцене, которая является не просто фоном, а элементом действия, виртуального путешествия с воздушными гимнастами, видеопроекциями и эмоциональным саундтреком.

“KÀ” — это шоу огня: дикого, мощного, всепроникающего. Такой огонь может разделить или объединить, осветить или уничтожить.

“KÀ” — сентиментальная и трогательная сказка, история взросления близнецов: девушки (Дженнифер Хейт) и юноши (Гуо Пенгфай). Они пускаются в опасное путешествие и побеждают в схватке со злом, преодолевая на своем пути множество препятствий. Им надо быть начеку каждую секунду. Враги не дремлют: они вылетают с разных сторон, сотни стрел пролетают рядом… Кажется, все зло мира восстало против невинных близнецов. Одно неловкое движение — и близнецы окажутся в пропасти или в воде, или в огне, или на небесах (в прямом значении этих слов).

“KÀ” — это вершина развлекательных зрелищ, выставка технических достижений в театральном искусстве. Создатели спектакля расширили наши представления о сцене как таковой. Испокон веков она была расположена горизонтально перед зрительным залом. На ней происходило действие трагедий, комедий, опер, балетов, цирковых и каких угодно еще представлений. Забудьте все это, придя на шоу “KÀ” и переступив порог одноименного театра. Здесь сцена превращается в вертикальную стену, на/по которой летают-ползают-бегают эквилибристы, клоуны, гимнасты; сцена уходит целиком вниз, превращается то в гигантский корабль, то в бурное море, то в небесную даль, то в огненный шар, то в пустоту и полыхающую огнем пропасть…

Сцена из шоу “KÀ”. Фото – Эрик Джеймисон
Сцена из шоу “KÀ”. Фото – Эрик Джеймисон

Дух захватывает от визуальных эффектов спектакля. Он смотрится гораздо зрелищней, чем любые эффекты в кино. Наверно, потому что все происходит перед нашими глазами. Была сцена — стала пропасть; был корабль — утонул… Сцена шторма, опрокидывающего корабль, — одна из самых впечатляющих в спектакле. Специально разработанная конструкция корабля весит свыше восьмисот шестидесяти килограммов, его качание и повороты полностью управляются артистами со сцены.

Невероятно зрелищно смотрится эпизод метели. Девушку спасают горные жители, поднимаясь на пятьдесят футов по вертикальной стене, чтобы присоединиться к своим соплеменникам на вершине. Видеопроекция ледяной скалы реагирует на движения артистов, создавая эффект падающих камней. В это время воины-акробаты — враги девушки — шагают между стрелами, вращаются в воздухе в безумно сложных номерах на перпендикулярной плоскости. Стена чувствительна к прикосновениям. В момент ее касания акробатами запускается анимация.

Следом за сестрой в беду попадает брат-близнец. Он заключен в объятия Колеса смерти и спасается только благодаря помощи доброй девушки — дочери главного лучника (Норико Такахаши).

Никогда прежде в театре мы не видели такого огромного количества труднейших трюков. Буйная фантазия создателей безгранична. Каждая новая сцена — шаг вперед, каждый новый трюк — нечто особенное и уникальное. При этом техническое совершенство не является самоцелью. При кажущейся перегруженности техническими эффектами спектакль полон лирики, иронии, чувства юмора. Замечателен эпизод, когда близнецы, оказавшиеся после кораблекрушения на песчаном пляже, сталкиваются с гигантскими морскими существами — совсем не страшными, а очень милыми. Добродушная черепаха, озорная морская звезда, игривый краб… Люди-куклы сохраняют естественные движения животных. Все остальное — акробатическое мастерство исполнителей. Песок в этой сцене создается с использованием трехсот пятидесяти кубических футов зернистого материала.

Элементом спектакля становится не только сцена, но и декорации шоу. Кажется, что сами стены театра, где происходит действие, дышат, двигаются, поют…

Сцена из шоу “KÀ”. Фото – Эрик Джеймисон
Сцена из шоу “KÀ”. Фото – Эрик Джеймисон

Все это чудо фантазии и технологий придумал и воссоздал на сцене “обыкновенный волшебник” Робер Лепаж. Он достоин того, чтобы рассказать о нем подробней.

Лепаж – одна из определяющих фигур современного театра. Его каждая новая постановка вызывает бурю разнообразных эмоций: от полного неприятия до безоговорочного поклонения. Он работает в драматическом театре и цирке, с театром кабуки и китайской оперой, театром теней и вьетнамским кукольным театром на воде, играет в кино, ставит оперы, пишет сценарии, танцует с Сильви Гиллем, фонтанирует идеями и дразнит критиков своей полной непредсказуемостью. Уже в 1984 году первый спектакль Лепажа “Круговорот” (“Circulations”) получил престижную награду в Канаде, а следующий — “Трилогия Дракона” (“The Dragons’ Trilogy”) — сделал его известным во всем мире. С 1989 по 1993 годы он был художественным руководителем Национального центра искусств в Оттаве, в 1997 году создал в Квебеке культурный центр La Caserne Dalhousie.

В 1992 году Лепаж стал первым представителем Северной Америки, кому доверили поставить Шекспира (“Сон в летнюю ночь”) на сцене Королевского национального театра Лондона. Не обошлось без скандала: режиссер покрыл сцену театра таким количеством грязи, что зрителям первых рядов выдавали специальные пластиковые плащи, чтобы они не испачкались. После Шекспира Лепажу захотелось поработать в совершенно другом жанре, и в 1993 году он поставил объехавшее весь мир эстрадное шоу Питера Габриэля “Секретный мировой тур”. Преклоняющийся перед Лепажем певец описывает его как создателя “театра для людей, которые не любят театр”.

Лепаж – основатель (1994 год) и бессменный руководитель театра Ex Machina в Квебеке. (Это название происходит от выражения “deus ex machina”. В античном театре выражение обозначало бога, появляющегося в развязке спектакля при помощи специальных механизмов (“спускающегося с небес”) и решающего проблемы героев.)

В 2013 году Робер Лепаж выпустил спектакль “Гамлет/Коллаж“ в Московском театре Наций. Исполнителем всех ролей стал Евгений Миронов.

Каждая новая работа Лепажа привлекает к себе огромное внимание, будь то восьмичасовой эпос “Липсинк” (“Lipsynch”, 2007), драма о противостоянии Запада и Востока “Голубой дракон” (“The Blue Dragon”, 2008), танцевальная сага “Эонагата” (“Eonnagata”, 2009) или недавний спектакль режиссера “Ночь в библиотеке” (“The Library at Night”, 2015), где зрителям выдаются шлемы и они отправляются в путешествие по библиотекам мира.

Робер Лепаж. Фото Джули Перре
Робер Лепаж. Фото Джули Перре

Лепаж помешан на конструктивистских идеях. В каждом своем новом спектакле он проверяет новые технологии и пользуется ими для создания чего-то нового. Премьера шоу “KÀ” состоялась 26 ноября 2004 года, но побывал я на нем недавно. А в Лондоне в Roundhouse Theatre в феврале 2013 года я посмотрел спектакль Лепажа “Игральные карты: пики” (“Playing Cards 1: SPADES”) — первую часть его тетралогии “Игральные карты”. (Остальные три части — “Сердца” (“HEARTS”), “Алмазы” (“DIAMONDS”), “Трефы” (“CLUBS”).)

Спустя девять лет после премьеры в Лас-Вегасе Лепаж придумал спектакль, который в двух своих главных сюжетах перекликается с шоу “KÀ”. Во-первых, действие происходит в казино Лас-Вегаса, во-вторых — и это уже сюжет технический, — режиссер опять экспериментирует со сценой.

Лепаж говорит: “Лас-Вегас – это модель мира в миниатюре, своего рода огромный парк, выросший на основных культурных достижениях человечества: подделка Эйфелевой башни и египетских пирамид, симулякр Парижа, имитация гондолы и итальянской деревни. А еще Лас-Вегас – город-оазис, город в центре пустыни”. Лепаж с актерами придумали, что вокруг Лас-Вегаса американские вооруженные силы создали военные базы и подобие иракской деревни. В ней солдаты коалиции тренируются во время войны в Персидском заливе, а на выходные ездят отдыхать в Лас-Вегас. Другие персонажи спектакля: работники отелей (часто – нелегальные иммигранты); люди, живущие в городе, и те, кто приезжают в город, чтобы сходить на шоу или провести время в бассейне; люди, которые участвуют в конференциях, влюбляются или платят двадцать пять долларов, чтобы пройти бракосочетание с ведущим – двойником Пресли… Вынужденная пойти на кражу денег горничная говорит в свое оправдание: “Есть такая болезнь: “Нужда”. Она страшнее, чем рак, страшнее всего”. А в следующей сцене нам показывают Лас-Вегас. “Cash out”, “Win”, бегающие знаки долларов, “Super Jackpot”, “777”, “Insert Coin”. Вот он, дикий мир капитала, вот он – исчадие ада Лас-Вегас. Мелькают цифры выигрышей, люди просаживают состояния, а где-то рядом рушатся судьбы и гибнут люди. Об этом же слоган спектакля: “Пока на Багдад падают бомбы, Лас-Вегас играет”.

Театр “KÀ”. Фото - Cirque Du Soleil
Театр “KÀ”. Фото — Cirque Du Soleil

В “Игральных картах…” Лепаж предложил новый вид сцены — опять сцена! — и, как следствие, иной способ сценического пространства. Сцена пустая и круглая. Нет ни кулис, ни занавеса, ни декораций. Неожиданно, из-под сцены, из люков и отверстий, как deus ex machina, возникают не только актеры, но и реквизит, декорации: двери, кресла, солдатские кровати, диван в гостиничном номере, барная стойка, бассейн. Лепаж говорит: “Я хочу рассказать историю мира – универсальную историю, и для этого мне нужно пространство не просто круговое, но сферическое. Вы знаете, что меняется, когда думаешь о сферическом пространстве? Начинаешь думать, как включить в действие потолок! Все жесты, движения, объекты требуют образов в трех измерениях. В этом плане мне ближе цирковое пространство, где истории рассказаны в вертикальной плоскости: человечество плетет свою историю в середине, его мечты находятся наверху, демоны и страхи – внизу. Вместо использования одной комнаты, в которой герои говорят банальности в одном измерении (горизонтальный стиль), я вывожу их из рая и ада и представляю их жизнь физически через направление их выхода к зрителям. Работая с мифами, ты получаешь целый новый словарь, близкий к миру Таро (“тайному знанию”) и миру грез. Это заставляет вас придумывать ситуации, где люди и объекты прилетают сверху и приземляются на сцене или выпрыгивают из-под пола. Параметры сцены заставляют работать другой тип поэтического воображения, выраженный другим сценическим языком”.

Дизайнеру Джину Хэзелу Лепаж поставил задачу разработать схему приспособлений под сценой. В итоге получилась сложная конструкция с тридцатью шестью люками и общим весом в шесть тонн: платформа, движущиеся лестницы, по которым актеры выходят и уходят, поднимающиеся и опускающиеся двери, коридоры, где актеры сидят на низких стульях. У каждого актера – своя небольшая зона, “кусок пирога”, как говорит Лепаж, где он может скрыться в ожидании следующего выхода. Лепаж говорит, что давно хотел сделать подобного рода спектакль: “В XX веке театры подражали кинотеатрам, используя горизонтальный способ рассказа истории. В результате мы оказались в ловушке заданного формата. Обычное театральное пространство имеет некоторые достоинства, но я чувствую, что оно сковывает ощущения зрителя как части более широкого целого. В кино зритель чувствует свою сопричастность только с героями на экране. В театре ощущение аудитории меняет все. Я начал интересоваться, может ли круговая сцена заставить зрителя по-новому взглянуть на происходящие на ней события”.

Театр “KÀ”. Фото - Cirque Du Soleil
Театр “KÀ”. Фото — Cirque Du Soleil

Продолжим экскурсию по “сценам Лепажа”. Для этого отправимся в оперу — Лепаж чувствует себя комфортно и в оперном мире. В Метрополитен-опере он дебютировал в 2008 году с оперой Г.Берлиоза “Осуждение Фауста”. В сезоне 2010-11 годов он поставил в МЕТ тетралогию Р.Вагнера “Кольцо нибелунга”. Эти спектакли стали самыми дорогостоящими в истории нью-йоркского оперного театра. Там же, в МЕТ, он поставил оперы английского композитора Томаса Адеса “Буря” (сезон 2012-13 годов) и финского композитора Кайи Саариахо “Любовь издалека” (сезон 2016-17 годов). В “Любви…” Лепаж снова преобразил привычный вариант сцены, придумав поместить действие в… воду.

Опера Саариахо заведомо статична, однако ее статичность компенсируется изобретательностью постановки. Свет и море – вот главные элементы спектакля Лепажа. Более чем два десятка параллельных нитей из двадцати восьми тысяч красочных светодиодов создают постоянно меняющийся (иногда — спокойный, иногда — бурный) морской фон. Свет помогает нам понять всю степень любви разделенных водой главных героев оперы — трубадура и принцессы, свет обеспечивает визуальное дополнение к музыке. Лепаж говорит: “Опера — о воде, о том, как в музыкальном плане настроение воды тесно связано с различными настроениями героев. Но когда вы прямо используете воду на сцене, то это все равно, что делать шоу с маленькими детьми или животными, или насекомыми. Вода делает, что хочет, воду нельзя контролировать… Двадцать восемь тысяч светодиодов — звучит внушительно, но на самом деле это очень мало, если вы хотите создать масштабное видеоизображение. Люди привыкли к телевидению высокой четкости (high-definition)… Мне хотелось сделать что-то импрессионистское. Сидеть в течение нескольких часов, глядя на море, — в этом есть что-то медитативное. Как смотреть на костер. Спектакль хорош, когда в нем есть встреча пространства и времени, когда время и пространство становятся несущественными“.

Получилось действительно потрясающе красиво – музыка на фоне мерцания воды, солисты в водных отражениях. Получилось действительно нечто медитативное — как раз то, о чем говорил режиссер.

Еще одна цитата из Лепажа: “Начиная игру, артист должен забыть предвзятые представления о своем ремесле. Так же, как и акробаты должны быть открыты сценическому искусству, актеры должны быть готовы к новому и выводить игру на совершенно иной уровень… Говорят, что актерские эмоции на сцене должны быть подлинными. Это не так: эмоции должны быть в зале, среди зрителей. Часто эмоции, которые с лихвой присутствуют на сцене, отсутствуют в зрительном зале. В результате актеры страдают, а публике скучно. Мне хотелось бы, чтобы было наоборот”. Актеры Лепажа хорошо усвоили уроки мастера.

Через пять лет после “KÀ” Лепаж вернулся в Cirque du Soleil и поставил с этой цирковой компанией еще один спектакль — “TOTEM”.

Но довольно о Лепаже. Перечислю других создателей шоу “KÀ”: режиссер трюков — Гай Карон, художник — Марк Фишер, дизайнер костюмов — Мари-Шанталь Валланкорт, хореограф — Жак Хайм. В создании шоу участвовали восемьдесят художников со всего мира. Технический директор Эрик Уолстэд говорит: “Шоу “КА” — самая большая в мире реальная видеоигра ценой сто шестьдесят пять миллионов долларов”.

Как всегда бывает в Cirque Du Soleil, за пятнадцать минут до начала спектакля начинается игра со зрителями. Но в этом шоу все серьезно. Один из артистов выводит одного из зрителей и на его примере показывает, что случится с теми, кто будет пользоваться сотовыми телефонами во время представления. Артист забирает у зрителя телефон и бросает его в огонь, а потом в пламя попадает и сам зритель. Да, это вам не детские шуточки — здесь долго церемониться не станут!..

Еще одна отличительная особенность Cirque du Soleil — оригинальная музыка, специально написанная к спектаклю. В шоу “KÀ” звучит музыка известного канадского композитора и аранжировщика Рене Дюпере. Его музыка звучит в двух шоу Cirque Du Soleil “Mystère” и “Alegría”, а также в представлениях Nouvelle Expérience, We Reinvent the Circus, Saltimbanco. За композицию “Ismya Vova”, созданную для рекламной компании Air Canada, Дюпере получил Золотую премию на Международном фестивале в Нью-Йорке. В 1998 году он основал звукозаписывающую студию Netza.

Немного истории. Cirque du Soleil был основан в 1984 году канадским артистом и музыкантом Ги Лалиберте вместе с двадцатью уличными артистами. В первый год в составе труппы было семьдесят три человека, включая двадцать цирковых артистов. Сам Лалиберте участвовал в представлениях на ходулях и был глотателем огня. С 1984 года спектакли цирка посмотрели почти сто пятьдесят миллионов зрителей в более чем сорока пяти странах мира на всех континентах. С 1992 года компания не получает грантов от правительственных или частных организаций, а существует только на собственные деньги. Офис находится в Монреале (Квебек, Канада).

Cirque Du Soleil соединяет все лучшее, что есть в канадском, американском и европейском цирках. Живая музыка, вовлечение зрителя в представление, остроумные сценки с участием клоунов соседствуют с жонглерами, трюками со скакалкой, прыжками на трапеции и батуте… Клоунские репризы и игра со зрителями служат необходимым дополнением к главному “блюду” — сложнейшим акробатическим номерам. В Cirque du Soleil работают около четырех тысяч человек. Членами труппы являются более тысячи трехсот артистов, представляющих более пятидесяти стран мира и говорящих на двадцати пяти языках. В каждом представлении цирка, в том числе – в шоу “KÀ” – участвуют русскоязычные артисты.

Если вы, уважаемые читатели, планируете посетить город Игр и Развлечений, обязательно сходите на шоу “KÀ”. Не все же время в казино просиживать. Удовольствие, положительные эмоции и приятное “послевкусие” вам гарантированы! А казино от вас никуда не уйдет — деньги проиграть всегда успеете. Лас-Вегас никогда не спит!

Nota bene! Шоу “KÀ” можно увидеть в Лас-Вегасе, в помещении MGM Grand Hotel & Casino с субботы по среду в 7.00 pm и 9.30 pm (по четвергам и пятницам спектаклей нет). Заказ билетов по телефонам 866-774-7117 или 702-531-2000, на сайтах www.ka.com или www.mgmgrand.com, в кассе театра по адресу: 3779 South Las Vegas Blvd., Las Vegas, NV 89109, в других театральных кассах Лас-Вегаса. Подробную информацию об истории создания и сегодняшнем дне Cirque du Soleil можно найти на сайте www.cirquedusoleil.com.