Продолжается шестьдесят восьмой сезон чикагской танцевальной компании Балет Джоффри (Joffrey Ballet). После “Франкенштейна” и “Щелкунчика” с 15 по 25 февраля мы увидим программу из трех одноактных композиций под общим названием “Studies in Blue”. Программу откроет композиция “Синий цвет” (“Yonder Blue”, перевод мой) на музыку Питера Грегсона в хореографии Эндрю Макникола. C помощью минималистских костюмов и необычного освещения в композиции создается ощущение многомерности пространства. По словам хореографа, он черпал вдохновение в книге Сири Хустведт “Мольба об Эросе”.
Эндрю Макникол — выпускник Лондонской королевской балетной школы, победитель хореографического конкурса Кеннета Макмиллана. Активно работает в Европе. Ставил балет в Нью-Йоркском хореографическом институте. С 2017 года возглавляет компанию The McNicol Ballet Collective. Композиция создана по заказу Балета Джоффри.
Центральное событие программы — мировая премьера композиции “Голодные призраки” (“Hungry Ghosts”) на музыку Джереми Бирчалла в хореографии Стины Квагебер. Нас ждет танцевальное путешествие во времени, сделанное на стыке классического и современного балетов.
Стина Квагебер родилась в Бельгии. Училась в Королевской школе балета и Школе при Английском национальном балете. С 2004 года — артистка Английского национального балета, с 2016 года — солистка балета. Мы видели ее в Чикаго дважды, оба раза — в балетах Акрама Хана: в партиях Мирты в спектакле “Жизель” и Доктора в спектакле “Creature”. С 2019 года Стина совмещала обязанности танцовщицы и хореографа Английского национального балета. В 2022 году последний раз вышла на сцену в качестве солистки (в партии Мирты). Сегодня она концентрируется на создании новых балетов.
Финальный аккорд программы — композиция “Колибри” (“Hummingbird”) на музыку Первого (“Тирольского”) концерта для фортепиано с оркестром Филипа Гласса в хореографии автора недавнего “Франкенштейна” Лайама Скарлетта (я подробно писал о нем в прошлых выпусках Балетного обозрения). Журнал Dance Europe назвал “Колибри” “идеальным сочетанием музыки и хореографии, от которого захватывает дух”. Балет Джоффри исполняет эту композицию впервые.
В дальнейших планах Балета Джоффри — возобновление одного из самых популярных спектаклей последних лет.
25 апреля — 5 мая 2024 года. “Сон в летнюю ночь”. После шести лет в репертуар Балета Джоффри возвращается спектакль шведского хореографа Александра Экмана на музыку его соотечественника, композитора Микаэля Карлссона. Либретто балета существенно отличается от шекспировского первоисточника. Экман показывает, как отмечают праздник летнего солнцестояния (ночь на Ивана Купалу) в Скандинавии. Когда стирается грань между миром смертных и королевством сверхъестественного, праздник превращается в сказочную фантазию, танцоры пляшут на сене, пьют водку и отдыхают на железных кроватях… Премьера балета состоялась в 2015 году в Шведском королевском балете. Художник по костюмам — бывший танцор Нидерландского театра танца Бреги ван Бален. Сценограф и дизайнер по свету — Линус Феллбом. В его активе более ста восьмидесяти постановок, включая мировой тур рок-группы из Швеции Refused.
Александр Экман начинал свою карьеру в качестве солиста. Танцевал в Шведском королевском балете, труппе “Кульберг балет”, Нидерландском театре танца-2. Большую известность получил его многоактный балет для труппы “Кульберг балет” “Триптих Экмана — обучение увеселению” (2010). С 2009 года занят производством фильмов, в частности, был одним из авторов картины “40 метров под”. Вместе с известным хореографом Матсом Эком работал над видеопроектом — пьесой Эка “Hall Plats”, создал инсталляции для Музея современного искусства в Стокгольме. В 2014 году сочинил собственную версию “Лебединого озера”, создав на сцене с помощью шестисот литров воды настоящее озеро. Костюмы для балета сделал дизайнер одежды Хенрик Вибсков.
Экман известен балетному миру оригинальностью и большим чувством юмора. Он работал с ведущими балетными компаниями мира. “Сон в летнюю ночь“ — четвертый балет Экмана, который представляет Балет Джоффри. В 2013 году во время Чикагского фестиваля танца мы увидели его ритмическую композицию “Эпизод 31” (“Episode 31”), в 2015 — чикагскую премьеру балета “Тулле” (“Tulle”) на музыку того же Микаэля Карлссона, в 2017 — мировую премьеру балета “Радость“ (“Joy“).
На всех спектаклях Оркестром Лирик-оперы Чикаго дирижирует музыкальный руководитель Балета Джоффри Скотт Спек.
Nota bene! Все спектакли Балета Джоффри проходят в помещении Lyric Opera House по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606. Билеты — на сайте www.joffrey.org, по почте (Joffrey Ballet Subscriptions, The Joffrey Ballet, Joffrey Tower, 10 East Randolph Street, Chicago, IL 60601), телефону 312-386-8905, факсу 312-739-0119 или электронной почте subscriptions@joffrey.org. Об истории и сегодняшнем дне Балета Джоффри читайте на сайте компании www.joffrey.org.