Незаметно пролетели двенадцать дней, и в Чикаго завершился 54-й Международный кинофестиваль. Перед вами – список картин-лауреатов с короткими комментариями.
Международный конкурс (International Feature Film Competition)
Главный приз “Золотой Хьюго” – “Счастливый Лазарь” (“Happy as Lazzaro”, Италия-Швейцария-Франция-Германия), режиссер – Аличе Рорвахер. Притча в редком сегодня жанре магического реализма очаровала жюри фестиваля. Ранее, на 71-м Каннском МКФ, картина получила премию за лучший сценарий.
Специальный приз жюри “Серебряный Хьюго” – фильм “Радость” (“Joy”, Австрия), режиссер – Судабех Мортезаи. Социальная драма о нигерийских эмигрантах, ищущих свой путь в Европе.
Приз “Серебряный Хьюго” за лучшую режиссуру – Цзя Чжанке, фильм “Пепел – самый чистый белый” (”Ash Is Purest White”, Китай-Франция). Красивая мелодрама о любви танцовщицы и бандита сделана с безупречным вкусом и профессионализмом.
Приз “Серебряный Хьюго” за лучшую женскую роль – Чжао Тао, фильм “Пепел – самый чистый белый” (”Ash Is Purest White”, Китай-Франция). Прекрасная работа талантливой китайской актрисы.
Приз “Серебряный Хьюго” за лучшую мужскую роль – Йеспер Кристенсен, фильм “До заморозков” (“Before the Frost”, Дания), режиссер – Майкл Ноер. Историческая драма.
Приз за лучший сценарий – Стефан Бризе и Оливье Горс, фильм “На войне” (“At War”, Франция), режиссер – Стефан Бризе. Еще одна картина на актуальную сегодня социальную тему – история о забастовке на огромном заводе, руководство которого решило уволить всех работников.
Призы за лучшие работу оператора и художественное решение – Давид Гальего и Ангелика Пареа, фильм “Перелетные птицы” (“Birds of Passage”, Колумбия-Мексика-Дания-Франция), режиссеры – Кристина Гальего и Киро Гуэрра. Криминальный детектив, в котором главное – не сюжет, а картинка. Эмоции героев отражаются путем изменения ракурса и цветовой гаммы. Интересный операторский эксперимент нашел отражение в решении жюри.
К сожалению, участвовавший в конкурсной программе фильм Ивана Твердовского “Подбросы” (“Jumpman”, Румыния-Ирландия-Литва-Франция) не получил наград, хотя прошел при переполненном зале с большим успехом. Также без наград остались новые работы маститых европейских режиссеров Оливье Ассаяса (“Двойные жизни”, “Non-Fiction”, Франция) и Кристиана Петцольда (“Транзит”, “Transit”, Германия-Франция).
Фильмы молодых режиссеров (New Directors Competition)
Приз “Золотой Хьюго” – фильм “Третья жена” (“The Third Wife”, Вьетнам), режиссер – Нгуен Фыонг Ань. Фильм, действие которого происходит в маленькой вьетнамской деревушке в конце XIX века, рассказывает историю четырнадцатилетней Маи – третьей жены местного богача.
Приз “Серебряный Хьюго” – фильм “Милосердие джунглей” (“The Mercy of the Jungle”, Бельгия-Франция-Руанда), режиссер – Джоэл Карекези. История двух молодых людей разворачивается на фоне гражданской войны в Конго.
Премия Роджера Иберта – фильм “Щекотка” (“Little Tickles” , Франция, режиссеры – Андреа Бескон и Эрик Метайе). Самая молодая премия, учрежденная четыре года назад к 50-летнему юбилею фестиваля, вручена картине о женщине, пережившей в детстве ужасы сексуального насилия. Режиссер Андреа Бескон сыграла в фильме главную роль – балерины с балетным именем Одетта.
Фильмы программы OUT-Look
Приз “Золотой Q Хьюго” – фильм ”Ретабло” (”Retablo”, Перу-Германия-Норвегия), режиссер – Алваро Делгадо Апарисио. Фильм о том, как из поколения в поколение передаются в Южной Америки традиции ретабло – искусства росписи алтарей.
Приз “Серебряный Q Хьюго” – фильм “Рафики” (“Rafiki”, Кения-Южная Африка-Германия-Нидерланды-Франция-Норвегия-Ливан), режиссер – Вануру Каиу. Романтическая история двух женщин, влюбившихся друг в друга несмотря на классовые и социальные различия. Из-за лесбийской темы фильм был запрещен на родине режиссера в Кении.
Документальное кино (Docufest Competition)
Приз “Золотой Хьюго” за лучшую документальную картину – фильм “Под цензурой” (“[Censored]”, Австралия), режиссер – Сари Брайтвейт.
Призы “Серебряный Хьюго” – фильмы “Бывший шаман” (“Ex-Shaman”, Бразилия, режиссер – Луиз Болонези) и “Плот” (“The Raft”, Швеция, режиссер – Маркус Линден).
Приз основателя Чикагского кинофестиваля (Founders Award) – фильму “Красивый мальчик” (“Beautiful Boy”, США, режиссер – Феликс Ван Грунинген).
Персональный приз Майкла Кутцы. Драматическая история наркотической зависимости сына (Тимоти Шаламе), с которой борется его отец (Стив Кэрелл), наверняка привлечет внимание прессы и широкой общественности, и, возможно, окажется среди главных картин “Оскара”-2019. В главной роли – двадцатидвухлетний Тимоти Шаламе, прославившийся после роли Элио в драме Луки Гуаданьино “Зови меня своим именем” (“Call Me by Your Name”, 2017). С картиной “Красивый мальчик” в англоязычном кино дебютирует бельгийский режиссер из Антверпена Феликс Ван Грунинген.
Призы зрительских симпатий (Audience Award)
Приз зрительских симпатий за лучшую англоязычную картину – фильм “Ваша ненависть” (“The Hate U Give”, США), режиссер – Джордж Тиллман-младший. История девушки, ставшей свидетельницей убийства полицейским ее безоружного друга.
Приз зрительских симпатий за лучшую неанглоязычную картину – фильм “Быть Астрид Лингрен” (“Becoming Astrid”, Швеция), режиссер – Пернилла Фишер Кристенсен. Байопик о знаменитой шведской писательнице Астрид Лингрен, авторе бессмертных детских книг “Малыш и Карлсон” и “Пеппи Длинный чулок”.
Как видите, время моды на определенные страны прошло. Среди имен победителей – представители разных школ и направлений из Европы, Латинской Америки, Африки, Китая, Вьетнама. Фестиваль получился интересный: есть что обсудить, будет что вспомнить. Полная информация о фильмах-лауреатах и их создателях размещена на сайте http://chicagofilmfestival.com/.
Фестиваль в Чикаго закончился – кино в Чикаго продолжается. Впереди нас ждет много интересного. Об этом – в следующий раз. Приятного просмотра!
Все фотографии предоставлены пресс-службой Чикагского МКФ