Ирина Фатыхова-Магилл – концертирующий музыкант, педагог, основатель музыкальной онлайн школы iPlayMusic School. Ирина рассказывает о своем профессиональном пути скрипача и педагога, о принципах, которые заложены в основу ее музыкальной школы.
Расскажите немного о себе.
Музыка играла для меня большую роль с раннего детства. Мама водила меня на различные концерты — и на классическую музыку, и на джазовую. Я всегда любила слушать музыку.
Когда немного подросла, меня отдали в музыкальную школу. Там меня спросили, какой инструмент я бы хотела. И сколько бы мама ни пыталась подсказать — пианино, я уверенно сказала, что хочу играть на скрипке.
Скрипка — один из самых трудных инструментов для начинающих, как я понимаю?
Да-да, но тогда я об этом не знала. Мне просто очень хотелось играть именно на скрипке. И у меня стало неплохо получаться. Поэтому в 11 лет мне предложили перейти в Специальную Музыкальную школу при Казанской Государственной Консерватории.
По окончании этой школы я уехала в Москву, где училась в Московской консерватории. Это был невероятный период в моей жизни — учиться у таких педагогов как Игорь Фролов, Ирина Бочкова, Эдуард Грач и быть среди людей, которых мы можем видеть только, наверное, на экране телевизора. Например, мой педагог по классу квартета Андрей Шишлов был первой скрипкой в квартете Шостаковича. Этот квартет знал весь мир. Ростропович приезжал постоянно, давал мастер-классы. Совершенно невозможно описать словами, насколько важен оказался для меня опыт, полученный в Московской консерватории.
Как сложилась ваша дальнейшая судьба? Как появилась Америка?
Я была здесь несколько раз и на гастролях, и в гостях у брата (мой брат, кстати, окончил музыкальную школу по классу фортепиано и хотя сейчас занимается бизнес аналитикой с огромным удовольствием играет и сочиняет музыку). И получилось так, что решила здесь учиться. И по приглашению одного из университетов Америки приехала сюда в аспирантуру. То есть, мой переезд произошел именно по профессиональному поводу. После завершения аспирантуры еще дополнительно училась в Чикаго у очень известного педагога и скрипача Ильи Келера. С тех пор живу в Чикаго, уже прошло более 13 лет, как я здесь осела. Когда приехала, конечно, здесь никого не знала. Но затем понемногу стали появляться знакомства, первые ученики, первые концерты. И в результате обросла огромным количеством прекрасных людей вокруг себя, талантливых музыкантов. Мои первые ученики, которые начали со мной заниматься в возрасте 5 лет, в этом году уже идут в университет.
А у вас есть какой-то коллектив, с которым вы постоянно выступаете как скрипач?
В основном, наверное, стоит отметить два коллектива, с которыми постоянно играю. Это Northbrook Symphony Orchestra и Oistrakh Symphony of Chicago.
Вы классический музыкант, играете именно классическую музыку?
Да, мое образование в Московской консерватории — абсолютно классическое. И, конечно, моя специализация — это классическая музыка. Но будучи, скажем, уже достаточно хорошим музыкантом, могу играть все. Бывают ситуации, что на каких-то мероприятиях мы играем популярную музыку, для которой сделали переложения для классического инструмента. Мой основной инструмент – это скрипка, но и фортепьяно, как вторым инструментом, я занималась с 7-ми лет и достаточно неплохо играю, часто аккомпанирую детям на концертах. И преподаю я в основном фортепиано, как-то так сложилось. Наверное, потому, что это более популярный инструмент.
Что в вашей деятельности преобладает – педагогика или концертирование?
На самом деле, наверное, их разделять, может быть, и не стоит. Большинство музыкантов имеют и то, и другое, они и концертируют и преподают. Поэтому я не буду исключением из правил. Вообще-то сейчас я совмещаю три роли – выступаю на сцене со скрипкой, учу детей музыке, а также руковожу своей музыкальной школой, которую открыла около семи лет назад. Так что сейчас я не только учу сама, но и часть своего времени посвящаю организаторским вопросам. Одно другому, скажу, не мешает, наоборот, даже помогает. Это очень здорово – иметь возможность и быть на сцене, и быть педагогом, и быть руководителем.
Это не очень стандартное совмещение, музыканты обычно такие творческие люди, далекие от бизнеса, бухгалтерии, цифр…
У меня это как-то получается. По большому счету, делаю в школе я все сама: реклама для школы, общение с будущими клиентами, общение с нынешними учениками, подготовка и организация школьных концертов, поиск преподавателей, начисление зарплат, налоги и т.д.
Не устаете от этого?
Вообще, нет. На самом деле очень люблю организовывать что-нибудь, я и всегда была таким человеком, который мог собрать людей, что-то организовать. В школе одним из моих любимых предметов была математика. Поэтому все, что касается цифр, математики, точных наук, подсчетов, организации, логики — для меня это всегда было очень понятно. По моему мнению, есть три вещи, которые абсолютно связаны между собой. Это музыка, математика и медицина. В музыке все можно подсчитать. Поэтому все, что касается гармонии музыки, связано с цифрами, так или иначе. Также музыка связана с ощущением тела. При игре на инструменте наши мышцы работают определенным образом, в согласии со слуховыми способностями человека. К тому же доказано, что игра на музыкальном инструменте требует работы обоих полушарий мозга одновременно. (Намного подробнее можно прочитать об эффективности музыкальных занятий в работах Нины Краус, профессора Northwestern University в Чикаго).
Говорят, изучение языков тоже очень коррелирует с занятиями музыкой. Правда?
Да, ведь музыка и языки опираются на слух. А это умение не только слушать, но и на самом деле слышать и воспринимать информацию, и настраивать слух на что-то еще, в том числе на языки. Поэтому в своей школе я предлагаю совмещать музыку и языки, и мои преподаватели дают уроки и на английском, и на русском, и на украинском, и даже на китайском языках.
При этом они в основном преподают онлайн? Ведь вы выбрали для вашей школы этот формат обучения?
Да, причем мы начали это практиковать еще до ковида, во время которого это стало популярным. Мне кажется, что это в какой-то степени веяние 21 века. Люди стали понимать, что вопрос не в том, сидит ли педагог рядом или сидит он перед экраном. Важнее профессионализм и умение преподавать. В обучении музыке важно или словами объяснить, что мы хотим от ученика, или показать на инструменте. И то, и другое отлично можно сделать через экран.
А эмоциональная сторона? Все-таки присутствие живого человека настраивает на особый лад…
Мне кажется, что современные дети по-другому это воспринимают. Такой разницы для них нет. Возможно, экран для них даже уже роднее, чем видеть человека рядом с собой. Поэтому не вижу большой разницы.
Ну а родители как? Не бывает такой ситуации, что родители говорят: «Ой, нет, нам только лично»?
Конечно, бывает. Но если люди открыты к общению на эту тему, то я всегда с удовольствием рассказываю, объясняю, показываю. И многие понимают, что это совершенно нормально. Но есть люди, которые не хотят об этом слышать, но в основном это те, кто вообще не хочет слышать о многих вещах.
Меркантильный вопрос: что дешевле — онлайн или очные уроки?
Как владелец школы я вам могу сказать, что очные уроки дороже. Почему? Потому что я должна закладывать время моих педагогов на дорогу к ученику, оплату бензина и т.д. Поэтому, конечно, я не могу сделать им тот же самый уровень оплаты, как в случае онлайн уроков.
Расскажите о ваших педагогах. По какому принципу вы их выбираете? Что главное для вас, чтобы взять человека к себе в команду?
Это очень хороший вопрос, на самом деле. Когда я организовывала школу, хотелось сделать что-то очень высокого качества. Поэтому для меня очень важно найти педагогов, чтобы такое качество обеспечивать. Как я их выбираю? Во-первых, у человека должен быть хороший опыт преподавания. Во-вторых, он должен иметь профессиональное образование, причем обязательно по тому инструменту, которому он учит. На интервью с этим человеком я спрашиваю о том, какая у него манера преподавать, какую литературу использует, какой у него опыт работы с детьми и какого возраста, работает ли со взрослыми. И получается, что выбираю по своему образу и подобию. Поэтому, когда педагог идет к новому ученику, знаю, что все будет здорово, потому что этот человек имеет, скажем, тот же взгляд на образование в музыке, тот же взгляд на манеру преподавания, что и я. У меня не так много педагогов, но каждый из них очень классный человек, профессиональный музыкант и прекрасный педагог.
Назовите, пожалуйста, инструменты, на которых вы учите играть.
Скрипка, фортепиано, альт, гитара, виолончель, флейта, уколеле. Если нет инструмента – я помогаю подобрать наиболее подходящий. Еще даем уроки вокала. Есть групповые занятия, в группе обычно 2-4 человека – это, кстати, отлично работает и в онлайне, дети учатся на ошибках партнеров. Два раза в год устраиваем концерты в профессиональном зале PianoForte Foundation, для детей очень важно обрести опыт настоящего выступления перед зрителями.
Любого ребенка возьмете учить или только изначально талантливых? Вот если у ребенка нет ни слуха, ни голоса, и вообще он далек от музыки, вы будете его учить?
Обязательно. Мы будем учить любого ребенка. Мне кажется, вообще нельзя сказать, что у ребенка нет ни слуха, ни голоса. На самом деле это все развивается. Да, иногда связь между слухом и голосовыми связками отсутствует. Но если в правильном направлении идти, то эту связь можно найти. Тогда ребенок начинает чисто петь. Просто надо дать время и в этом направлении двигаться. Лишь бы у ребенка было желание заниматься. И у родителей было желание, чтобы ребенок занимался. По необходимости помогать ребенку с домашним заданием. Потому что я даю всегда детям домашнее задание, это ведет к большему прогрессу.
То есть, все дети, занимающиеся у вас, настроены на серьезные занятия?
По-разному. Есть те, которые планируют посвятить жизнь музыке, ну или, по крайней мере, пройди конкурс в школьную постановку или комьюнити оркестр. Есть дети, которые занимаются музыкой для себя, и они прекрасно себя чувствуют на уроках. Совершенно необязательно, чтобы ребенок стал профессиональным музыкантом. Абсолютно нет. Занятия музыкой дают намного больше, чем просто умение играть на каком-то инструменте. Ребенок через музыкальные занятия приобретает огромное количество умений и навыков – это и память, и координация, и усидчивость, и настойчивость. Плюс любовь к музыке, умение слушать музыку, любовь к концертам. Соприкосновение с музыкой в любом виде — прекрасно!
Абсолютно здравый, скорректированный в соответствии с требованиями времени, подход в лучших традициях русской классической скрипичной школы. Подпишусь под каждой идеей Ирины — может быть, потому, что и сам принадлежу к той же школе.