Иммерсивный театр в ресторане

Премьера в Windy City Playhouse

Сцена из спектакля “The Boys in the Band”. Фото - Майкл Бросилоу
Сцена из спектакля “The Boys in the Band”. Фото - Майкл Бросилоу

После вынужденного пандемийного молчания 6 октября возобновляются спектакли в самом молодом и энергичном театре Чикаго Windy City Playhouse. Нас ожидает мировая премьера иммерсивного спектакля (или комедийного шоу – кому как больше нравится) “Смертельный рецепт” (“A Recipe for Disaster”, перевод мой). Авторами спектакля являются трое: художественный руководитель и соосновательница театра Эми Рубинстайн, заместитель руководителя Карл Меннингер и (внимание!) знаменитый повар, лауреат James Beard Award Рик Бейлесс. Режиссер – лауреат премии “Джефф” Дэвид Белл.

Над спектаклем театр стал работать еще в 2019 году. Тогда планировалось создать вымышленный ресторан в домашнем пространстве театра на северо-западе Чикаго (3014 West Irving Park Rd). Все изменилось с началом пандемии. “Для нас открылось множество мест в центре города, – сказала Эми Рубинстайн в интервью театральному критику Chicago Tribune Крису Джонсу, – включая те, которые мы не могли себе позволить раньше.” В итоге спектакль пройдет на нижнем уровне (Club Level) ресторана Petterini в Театральном районе Чикаго (в одном здании с Goodman Theatre, вход со стороны улицы Рэндольф).

По идее создателей, зрители будут смотреть спектакль, переходя из одной комнаты в другую, из одного пространства в другое, дегустируя при этом коктейли, вино и еду, созданную Бейлессом. История, описанная в спектакле, разворачивается в ресторане и основывается на реальном опыте повара. “Спектакль будет обо всем, с чем нам приходится иметь дело в ресторанах, – говорит Рик Бейлесс. – Дегустация, жалобы посетителей, проверки департамента здравоохранения, так называемые влиятельные лица…” Итак, обычный вечер в одном отдельно взятом ресторане, где все происходит не так, как положено. Пьяный шеф-повар, истеричная пара, коррумпированный санитарный инспектор, шпион из конкурирующего ресторана – все герои вносят свой вклад в общий хаос, что приводит к непредсказуемым результатам…

Ключевой фигурой в новом спектакле является Рик Бейлисс. Одни знают его по телевизионному шоу “Mexico: One Plate at a Time”, другие – по многочисленным книгам с рецептами (он выпустил их девять), третьи – по чикагским ресторанам Frontera Grill и Topolobampo, которые в разные годы становились лауреатами почетного звания Outstanding Restaurant of the Year. В 2009 году Бейлесс открыл ресторан Xoco. Популярным стал его ресторан Tortas Frontera в чикагском аэропорту О’Хара. В 2018 году на улице Кларк появился его Bar Sótano – мескаль-бар с современной мексиканской кухней. Правительство Мексики наградило Бейлесса Орденом ацтекского орла – высшей наградой, которой удостаиваются иностранцы, чей труд принес пользу Мексике и ее народу.

Рик Бейлесс. Фото - Galdones Photography
Рик Бейлесс. Фото — Galdones Photography

Бейлесс известен своей щедрой благотворительностью. В 2003 году он и его команда основали Frontera Farmer Foundation. Целью фонда стала поддержка небольших фермерских хозяйств на Среднем Западе. Всего фонд выделил около двухсот грантов общей стоимостью три миллиона долларов. Бейлесс основал Frontera Scholarship для выдачи грантов на учебу в кулинарных школах Чикаго студентам мексиканского происхождения. В 2019 году Бейлесс основал Impact Culinary Training – учебную программу для людей, желающих работать в ресторанах; в 2017 году основал семейный фонд Bayless Family Foundation для поддержки театров Чикаго. К этому году фонд выделил грантов в размере полутора миллионов долларов.

Последним пока по времени новым рестораном Бейлесса остается Tortazo. Он открылся в 2020 году в помещении чикагского небоскреба Willis Tower. Осенью 2021 года Бейлесс планирует открыть второе подобное заведение в Нью-Йорке.

В 2012 и 2014 годах Бейлесс сотрудничал с театром Lookingglass в постановке спектакля “Cascabel” – истории о безответной любви и о том, как еда способна изменить жизнь. Во время спектакля зрители делили трапезу с актерами, музыкантами, певцами…

С удовольствием сотрудничает с Windy City Playhouse режиссер Дэвид Белл. Его прошлая постановка – иммерсивное шоу “Южная готика” (“Southern Gothic”) – шла на сцене театра больше года, получила хорошие рецензии, прекрасные отзывы зрителей и главную театральную награду Чикаго – премию “Джефф”. Осенью “Южную готику” планируется показать в Атланте. В команде постановщиков нового спектакля – художник Уильям Болс, получивший премию “Джефф”-2020 за оформление прошлогоднего спектакля театра “The Boys in the Band”, и дизайнер по костюмам Уриэль Гомес, номинированный на премию за тот же спектакль.

День рождения Windy City Playhouse – 23 марта 2015 года. Эми Рубинстайн удивила тогда многих. Она родилась в Чикаго, с отличием окончила театральное отделение Брандейского университета (Уолтем, штат Массачусетс). В ее послужном списке – работы в Human Race Theater Company (Дейтон, штат Огайо), Long Beach Playhouse (Лонг-Бич, штат Калифорния), Center Stage Theater (Нейпервилл, штат Иллинойс), других театрах Чикаго и Лос-Анджелеса. Многие годы Рубинстайн ассоциировалась с агентством по торговле недвижимостью Windy City RE LLC. В семейном бизнее равноправными партнерами были трое: она, ее муж Милан Пускович (он родился в Сербии и перешел на фамилию жены) и брат Джошуа. Доходы у агентства были очень неплохими. Так, в 2014 году они продали за 33 миллиона долларов дом в городке Маунт Проспект. Прибыль составила 9 миллионов долларов.

Эми Рубинстайн. Фото - Windy City Playhouse
Эми Рубинстайн. Фото — Windy City Playhouse

Сделав состояние на торговле недвижимостью, Эми Рубинстайн хотела быть актрисой и на всю жизнь сохранила любовь к разного рода представлениям. Милан учился кинопроизводству в Калифорнийском университете (Лос-Анджелес). В общем, на заработанные деньги семья решила создать Театр, и на свет появился новый семейный бизнес трио Эми, Милан и Джошуа Рубинстайнов – Windy City Playhouse.

Прошедшие шесть лет показали, что их некоммерческая профессиональная театральная компания – не разовый проект. На театральной сцене Чикаго впервые за более чем пятнадцать лет возник новый член Американского профсоюза театральных деятелей (Equity-affiliated Chicago theater). Актеры, входящие в театральный профсоюз, платят взносы, и профсоюз защищает их интересы. Эти актеры получают бОльшие гонорары, пользуются социальными льготами и следуют правилам, выдвигаемым профсоюзом. Такой театр содержать труднее – тем благородней задача создателей.

Windy City Playhouse открылся трагикомедией “Последние дни” (“End Days”) по пьесе выпускницы Джульярдской школы, нью-йоркского драматурга Деборы Зои Лауфер в постановке резидента Goodman Theatre Генри Годинеса.

Среди постановок театра мне запомнились мелодрама “Вторая глава” (“Chapter Two”) по пьесе Н.Саймона в постановке профессора театрального факультета Северо-Западного университета Джессики Тебус (сезон 2015-2016 годов); комедия “Этот…” (“This”) по пьесе М.Дж.Гибсон в постановке Карла Меннингера (сезон 2016-17 годов); психологический триллер “Рекомендация” (“The Recommendation”) по пьесе Джонатана Карена в постановке Джонатана Уилсона (сезон 2019-20 годов).

Последним (пока) по времени спектаклем театра остается “The Boys in the Band”. Постановка получила четыре премии “Джефф”-2020, в том числе – за лучшие ансамбль и драматический спектакль для театров средней формы.

Какое-то время у театра была вторая площадка на Мичиган авеню, но в этом году от нее пришлось отказаться. Рубинстайн признается: “Нам было очень трудно привлечь аудиторию в это место”.

“Смертельный рецепт” подается авторами как пример иммерсивного театра. Модный сегодня термин применяется ко многим постановкам Windy City Playhouse. Давайте разберемся, что это такое. Слово “иммерсивный” происходит от английского “immersive”. Иммерсивный театр создает эффект присутствия, вовлечения, соучастия. В иммерсивном театре нет зрительного зала в привычном смысле этого слова; нет “четвертой стены”, отделяющей актеров от зрителей. Актер может обратиться к зрителю, взять его за руку, спросить что-нибудь, попросить подыграть. Актер вовлекает зрителя, призывая его стать соучастником представления. Кроме того, действие спектакля, как правило, выходит за рамки одной сцены. Зрители перемещаются вслед за актерами по разным залам, этажам, комнатам. Иногда в них происходят разные события, и зрители, переходя от одной комнаты к другой, неминуемо что-то пропускают, но таковы правила игры. Это предусмотрено авторами. Не всем зрителям это нравится, не все готовы к такого рода приемам, но интересен сам процесс.

Все описанные выше особенности присутствовали в спектаклях “Рекомендация” и “Южная готика”. Вот как это работало в “Рекомендации”. Действие спектакля начинается в фойе. Мы знакомимся с двумя главными героями в начале нового периода их жизни – учебы в Brown University. Открывается дверь, и мы следуем – нет, не в зрительный зал – в комнату общежития университета. Там наши герои устраивают вечеринку, где все зрители – гости. Там они будут жить в ближайшие четыре года… По ходу действия мы побывали на пляже, в тюрьме, ресторане, бане; нас угостили пивом, прохладительными напитками, саке (еды не было, поэтому обошлось без участия Рика Бейлесса); мы узнали много неожиданного и не всегда приятного о наших героях и вышли из театра с вопросами этического характера…

Театральная энциклопедия говорит, что основоположником жанра иммерсивного театра является труппа из Лондона PunchDrunk. В Нью-Йорке, в пятиэтажном отеле McKittrick долгие годы шел спектакль “Sleep No More” – вольная инсценировка на темы шекспировского “Макбета”. При входе всех пришедших просят надеть белую венецианскую маску, которую зрители обязуются не снимать в течение всего спектакля.

Но разве до PunchDrunk “Sleep No More” не было подобных спектаклей? Позволю себе не согласиться. Термин “иммерсивный театр” появился сравнительно недавно, но схожие эксперименты проводились в театре давно. Разве спектакль “Преступление и наказание” Юрия Любимова в Московском театре на Таганке не был примером иммерсивного театра? Зрители входили в зрительный зал, раскрывая не парадную, театральную, а типично квартирную, облупившуюся белую дверь. Первое, что они видели, – два скрюченных трупа справа. Лица убитых женщин наспех прикрыты платками, на их бедных платьях видны кое-где пятна бурой крови, руки успели пожелтеть, ноги в грубых чулках и старых ботинках торчат как палки. Убийство совершилось вот тут, в углу, рядом с нами… Еще один пример из истории Таганки – спектакль “Десять дней, которые потрясли мир” по книге Джона Рида. Книга была не более чем поводом для безграничной постановочной фантазии Юрия Петровича. Вы, конечно, помните этот незабываемый спектакль, начинавшийся прямо на улице. Подходя к театру, ошеломленный зритель видел красные флаги, актеров, переодетых в революционных матросов и солдат, поющих песни и частушки с гармошками, гитарами и балалайками. Вместо билетеров у входа в театр солдаты с ружьями отрывали билеты и накалывали на штыки. Частенько они пропускали в зал безбилетников. Таким безбилетником был и я. Билетов нет, а актерам все равно – “проходи, милый человек”. Зрители “проходили в залу”, как пел Высоцкий, и начинался спектакль.

В январе-марте 2009 года Goodman Theatre проводил Фестиваль драматургии Юджина О’Нила. Среди приглашенных театров была труппа из Бразилии Companhia Triptal. Она показала три спектакля из морской тетралогии О’Нила: “В зоне”, “Долгий день уходит в ночь” и “К востоку, на Кардифф”. На первом из них зрители ходили за актерами по разным залам, одна комната была переоборудована в торговое судно, вторая – в место, где жили матросы. Слова “иммерсивный” тогда не было, но спектакль бразильского театра вполне попадал под этот термин.

Несколько лет назад режиссер Максим Диденко и театральная компания Ecstàtic представили в Москве мюзикл “Черный русский” по роману А.Пушкина “Дубровский”. Пространство старинного московского особняка Спиридонова превратилось в дом Троекурова с бальным залом, столовой, cпальней, кабинетом, хлевом и даже лесом. Всех зрителей в начале спектакля разделяли на три группы, которые следовали разными маршрутами за героями спектакля. Зрителям выдавали маски сов, оленей и лис (кому как повезло), угощали черными пельменями, травяными настойками и прочими яствами.

Я привел лишь несколько примеров, чтобы показать, что иммерсивные спектакли были и раньше, правда, без такого названия. “Все было”, – как говорил Дмитрий Быков в одноименной программе на российском телеканале Дождь. Все было, но это не значит, что новый спектакль Windy City Playhouse является повторением чего-то старого. Я говорю лишь о термине. Все остальное – посмотрим и попробуем в прямом смысле этого слова. До встречи на спектакле!

Nota bene! Спектакль “Смертельный рецепт” идет с 6 октября на нижнем уровне (Club Level) ресторана Petterini по адресу: 150 North Dearborn Street, Chicago, IL 60601 (вход со стороны Randolph Street). Билеты – на сайте www.windycityplayhouse.com. $60-$130. В билеты входит стоимость дегустации шести блюд и трех коктейлей-вин (кому что больше нравится).