8 ноября 2003 года на театрально-музыкальной карте Чикаго появился новый адрес — Театр музыки и танца “Харрис” (The Harris Theater for Music and Dance). Впервые с 1929 (!) года в центре Чикаго было построено здание, в котором проходят как танцевальные, так и музыкальные концерты и спектакли. В театре удобный, оснащенный по последнему слову техники зал на полторы тысячи мест, большая сцена, великолепная акустика. Только за последние десять лет в театре выступали Михаил Барышников и Гидон Кремер, Даниэль Баренбойм и Ланг Ланг, Гамбургский балет Джона Ноймайера, Нью-Йоркский городской балет, Балет Сан-Франциско и Балетная труппа Парижской оперы, прошли концерты Рене Флеминг, Патрисии Барбер и музыкантов Чикагского симфонического оркестра, спектакли Чикагского оперного театра и Hubbard Street Dance Chicago. В четырнадцатом сезоне нас тоже ждет много интересного. Обо всем по порядку.
В год четырехсотпятидесятилетия со дня рождения Клаудио Монтеверди (1567–1643) на сцене театра пройдут три оперы великого венецианского композитора: “L’Orfeo” (12 октября), “Il Ritorno d’Ulisse in Patria” (13 октября), “L’Incoronazione di Poppea” (15 октября). Монтеверди называли отцом современной оперы, но, к несчастью, большинство из его партитур не сохранились. До наших дней дошли только три оперы Монтеверди, и все они прозвучат в Чикаго. Так что предстоящее событие во всех отношениях беспрецедентное: впервые в США мы услышим все оперное наследие Монтеверди! В спектаклях участвуют ансамбль “Английские барочные солисты” и хор Монтеверди. Дирижер — многократный лауреат премии журнала Gramophone (он получил их больше всех в мире) сэр Джон Элиот Гардинер. Мировой тур с операми Монтеверди пройдет по городам Франции (первая остановка — город Экс-ан-Прованс), Великобритании, Германии, Австрии, Швейцарии, Италии, Испании и США.
Джон Элиот Гардинер — личность легендарная. Один из крупнейших интерпретаторов барочной музыки, он никогда особо не интересовался уже существующими хорами и оркестрами, предпочитая создавать новые. В 1966 году он создал хор Монтеверди, в 1968 — оркестр Монтеверди, в 1978 году — ансамбль “Английские барочные солисты”, в 1990 году — Революционно-романтический оркестр. С этим оркестром он приезжал на гастроли в Чикаго.
После нескольких лет отсутствия в Чикаго с двумя программами выступит Американский балетный театр (далее — АБТ). В первой программе (PROGRAM A, 22 и 24 февраля 2018 года) мы увидим композиции “Serenade after Plato’s Symposium” Алексея Ратманского на музыку одноименного концерта Л.Бернстайна, ”The Leaves are Fading, pas de deux” Энтони Тюдора на музыку “Cypresses” для струнного квартета А.Дворжака, ”Thirteen Diversions” Кристофера Уилдона на музыку ”Диверсий” для фортепиано для левой руки с оркестром Б.Бриттена, Pas de deux (имя хореографа будет объявлено дополнительно). Во второй программе (PROGRAM B, 23 и 25 февраля 2018 года) — композиции “Her Notes” Джессики Ланг на сюиту Фанни Мендельсон (немецкой пианистки и композитора начала XIX века, сестры Феликса Мендельсона), новая композиция Ратманского (мировая премьера намечена на осень 2017 года) и произведение, название которого будет объявлено позднее.
21 февраля состоится гала-концерт АБТ (Harris Theater Gala), на котором будут исполнены “Her Notes” Дж.Ланг, ”Thirteen Diversions” К.Уилдона и произведение, название которого будет объявлено позднее.
Только два дня — 16 и 17 марта 2018 года — танцевальная труппа Марка Морриса представляет историю любви под названием ”Layla and Majnun”. В спектакле участвуют исполнители мугама (традиционной азербайджанской музыки), вокалисты Алим Касимов и его дочь Фаргана, а также Silk Road Ensemble.
Среди спонсоров проекта Марка Морриса — UC Berkeley, Berkeley, California; Harris Theater for Music and Dance; Hopkins Center for the Arts, Dartmouth College, Hanover, New Hampshire; The John F. Kennedy Center for the Performing Arts, Washington, D.C.; Krannert Center for the Performing Arts, Urbana-Champaign, Illinois; Lincoln Center for the Performing Arts, New York, New York; Meany Center for the Performing Arts, Seattle, Washington; Melbourne Festival, Victoria, Australia; Sadler’s Wells, London, England; University Musical Society of the University of Michigan, Ann Arbor.
Седьмой сезон подряд резидентом театра ”Харрис” является The Chamber Music Society of Lincoln Center. Вот какие программы нас ждут: ”Арии и баркароллы”. Произведения С.Барбера, Л.Бернстайна и И.Брамса исполняют Сюзанна Филлипс, сопрано; Тамара Мамфорд, меццо-сопрано; Николас Пан, тенор; Натан Ганн, баритон; Себастьян Кнауэр и Анна-Мари Макдермотт, фортепиано (24 октября); Бранденбургские концерты И.С.Баха (20 декабря); ”Брамс и Дворжак” (17 января 2018 года); ”Вена — Голливуду”. В концерте прозвучат произведения Ф.Шуберта и Э.Корнгольда (28 февраля 2018 года).
”Буря в до минор”. Как известно, каждая из двадцати четырех музыкальных клавиш уникальна, каждая подходит для определенного настроения. Тональность до минор является выражением бурных чувств композиторов. В программе: Трио до минор для фортепиано, скрипки и виолончели Л.ван Бетховена, Квартет до минор для струнных И.Брамса, Первый квартет до минор для фортепиано, скрипки, альта и виолончели Г.Форе. Исполнители: квартет “Calidore”, Инон Барнатан, фортепиано; Аугустин Хаделик, скрипка; Мэтью Липман, альт; Клив Гринсмит, виолончель (7 мая).
Nota bene! Все концерты сезона 2017-18 годов пройдут в Театре музыки и танца “Харрис” (The Harris Theater for Music and Dance) по адресу: 205 East Randolph Street, Chicago, IL 60601. Билеты на все спектакли сезона 2017-18 годов можно заказать по телефону (312) 334-7777, зарезервировать на сайте www.harristheaterchicago.org или приобрести в кассе театра.