Grant Park Music Festival. Солирует Вадим Глузман

(7-10 августа 2024 года)

Вадим Глузман. Фото - Марко Борхреве
Вадим Глузман. Фото - Марко Борхреве

7 августа, 6.30 pm. Концерт Оркестра Грант-парка. В программе: финальная часть струнного квинтета “Ritirata notturna de Madrid” Луиджи Боккерини в переложении для оркестра Лючано Берио, сюита для оркестра “Весна в Аппалачах” Аарона Копланда, Сорок первая (”Юпитер”) симфония В.А.Моцарта. Дирижер — руководитель Grant Park Music Festival Карлос Кальмар.

В 1975 году итальянский композитор Лючано Берио создал оркестровую версию знаменитого струнного квинтета своего великого соотечественника Луиджи Боккерини (1743-1805). В дословном переводе на русский язык квинтет называется “Ночное уединение в Мадриде”. В музыке слышатся шумные улицы ночного Мадрида и каблуки солдат, отбивающих полуночный комендантский час.

“Весна в Аппалачах” — балет, который вместе с балетом “Парнишка Билли” и сюитой “Родео” составляет так называемую “ковбойскую” трилогию Аарона Копланда (1900-1990). Премьера “Весны…” состоялась 30 октября 1944 года в Библиотеке Конгресса. В главной партии блистала Марта Грэм, которая и заказала Копланду балет на американскую тему. 12 июля сюиту “Весна в Аппалачах” исполнил Чикагский симфонический оркестр (далее — ЧСО) на Музыкальном фестивале Равиния.

Открытые репетиции — 6 и 7 августа с 11.00 am до 1.30 pm. Лекция об исполняемых произведениях — 7 августа в 5.30 pm в “Chase Promenade North Tent”. Концерт транслируется в прямом эфире на радиостанции 98.7WFMT (Чикаго) и на сайте wfmt.com/listen.

9 августа, 6.30 pm; 10 августа, 7.30 pm. В программе концертов: пьеса “Mythic” Елены Кац-Чернин, Двойной концерт для скрипки и виолончели с оркестром И.Брамса (солисты — Вадим Глузман, скрипка; Йоханнес Мозер, виолончель), “Иберия” из “Образов” для оркестра К.Дебюсси, Испанская рапсодия М.Равеля. Оркестром Грант-парка дирижирует Карлос Кальмар.

На фестивале впервые в Иллинойсе прозвучит пьеса “Mythic” австралийского композитора Елены Кац-Чернин. Она родилась в Ташкенте в 1957 году. В восемнадцать лет с родителями эмигрировала в Австралию, где ее ждала впечатляющая карьера. Среди сочинений Кац-Чернин — два фортепианных концерта, четыре оперы, несколько балетов, камерные произведения. Пьеса “Mythic” написана в 2004 году.

Из Австралии Кац-Чернин — в Испанию Клода Дебюсси и Мориса Равеля. Оба композитора восхищались этой страной и в музыке сумели передать красоту и разнообразие испанского фольклора.

Центральное произведение программы — бессмертная классика, чудесный Двойной концерт для скрипки и виолончели с оркестром Иоганнеса Брамса. Композитор крайне критично относился к себе. Он без конца работал над каждым своим произведением, но почти никогда не чувствовал удовлетворения от полученного результата. Его посещала идея, он раздумывал над ней во время долгих сельских прогулок (он, как Бетховен, любил ходить пешком), затем приступал к работе над первым вариантом, улучшал, поправлял, доделывал… В конце концов он отправлял законченную пьесу другу, мнению которого доверял, с запиской, что это очень плохая пьеса. Если друг делал замечания, Брамс иногда принимал их, иногда — нет, но все равно что-то доделывал и переделывал. Только будучи абсолютно уверен, что проработал пьесу вдоль и поперек, по возможности представив ее публике, Брамс наконец-то отправлял рукопись издателю. Обычно — с сопроводительной запиской, что издавать ее не стоит. Примерно так он работал над созданием своего Двойного концерта. Скажем еще спасибо, что Брамс не сжег рукопись. Он ведь уничтожил больше половины своих сочинений! Он искренне не понимал, почему Моцарт мог сидеть в ресторане или в шумной компании и сочинять великую музыку, тогда как ему приходится биться над каждой нотой. Это казалось ему так несправедливо!

В Двойном концерте содержатся несколько маленьких посланий старинному другу Йозефу Иоахиму (он познакомил Брамса с Робертом и Кларой Шуманами), цитируется одна из самых любимых пьес Иоахима и несколько раз используется его музыкальный девиз “Frei Aber Einsam” — “Свободный, но одинокий”. На протяжении всего Концерта мы слышим звуковые “перебранки” между скрипкой и виолончелью, но к финалу они завершаются веселым музыкальным примирением.

Йоханнес Мозер. Фото - Grant Park Music Festival
Йоханнес Мозер. Фото — Grant Park Music Festival

Солистами выступают замечательные музыканты — скрипач Вадим Глузман и виолончелист Йоханнес Мозер. Говоря о новых произведениях, в интервью 2019 года Вадим как раз рассказывал мне о совместном музицировании с Йоханнесом: “Совершенно изумительный Тройной концерт Софии Губайдулиной для скрипки, виолончели и баяна, швейцарская премьера которого прошла в Цюрихе с моим коллегой и другом, виолончелистом Йоханнесом Мозером и баянисткой Эльсбет Мозер. (Они не родственники — однофамильцы.) С тем же Йоханнесом в Берлине мы сыграли премьеру Двойного концерта живущего в Лондоне русского композитора Елены Фирсовой, ученицы Губайдулиной”.

Вадима Глузмана мы слышали в июне на Четырнадцатом фестивале камерной музыки (North Shore Chamber Music Festival) в Норсбруке (пригород Чикаго). Он участвовал во всех концертах фестиваля. Мне особенно запомнились в его исполнении Девятая (“Крейцерова”) соната для скрипки и фортепиано Л.ван Бетховена (за роялем был Алессио Бакс) и (в составе октета) Струнный октет си-бемоль мажор Макса Бруха.

Виолончель Мозера последний раз звучала на Grant Park Music Festival в 2018 году. Он солировал в Виолончельном концерте А.Дворжака. Дирижировал Карлос Кальмар.

Двойной концерт Брамса последний раз исполнялся в Чикаго в ноябре 2019 года. Солистами выступили музыканты ЧСО — второй концертмейстер Стефани Янг и второй концертмейстер секции виолончелей Кеннет Олсен. Дирижировал Риккардо Мути.

Открытые репетиции — 6 августа с 3.00 до 5.30 pm; 8 августа с 10.30 am до 1.00 pm; 9 августа с 11.00 am до 1.30 pm. Лекции об исполняемых произведениях — 9 августа в 5.30 pm и 10 августа в 6.30 pm в “Chase Promenade North Tent”.

Nota bene! Grant Park Music Festival проходит в павильоне Джей Притцкер парка “Миллениум” по адресу: 205 East Randolph Drive, Chicago, Il 60601. Все концерты фестиваля бесплатные. Предварительное резервирование мест не требуется. При этом если вы хотите сидеть в VIP-зоне, билеты можно купить. Продаются абонементы как на весь сезон (Membership), так и на одиночные концерты (One Night Passes). Справки и резервирование билетов — на сайте gpmf.org или по телефону 312-742-7647.