Grant Park Music Festival: от фон Вебера до Уильямса

(17-27 июля 2024 года)

Клейтон Стивенсон. Фото - Grant Park Music Festival
Клейтон Стивенсон. Фото - Grant Park Music Festival

17 июля, 6.30 pm. В программе: сюита “Гробница Куперена” М.Равеля, “Рапсодия на тему Паганини” С.Рахманинова (солист — Клейтон Стивенсон), “Симфонические метаморфозы на темы Карла Марии фон Вебера” П.Хиндемита. Оркестром Грант-парка дирижирует один из создателей и руководителей камерного оркестра “Рыцари” (“The Knights”) Эрик Джейкобсен.

Американскому пианисту Клейтону Стивенсону двадцать пять лет. На фортепиано играет с семи лет. В восемь стал участником программы для талантливых детей при Джульярдской школе (The Juilliard School’s Music Advancement Program). Выпускник экономического факультета Гарвардского университета и фортепианного отделения New England Conservatory. Финалист Международного конкурса пианистов имени В.Клиберна (2022 год).

Открытые репетиции — 16 и 17 июля с 11.00 am до 1.30 pm. Лекция об исполняемых произведениях — 17 июля в 5.30 pm в “Chase Promenade North Tent”. Концерт транслируется в прямом эфире на радиостанции 98.7WFMT (Чикаго) и на сайте wfmt.com/listen.

19 июля, 6.30 pm. “Звездные войны и многое другое” — специальный концерт, составленный из произведений Джона Уильямса. В программе: музыкальные фрагменты из кинофильмов “Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега” (“Raiders of the Lost Ark”, 1981), “Парк юрского периода” (“Jurassic Park”, 1993), “Список Шиндлера” (“Schindler’s List”, 1993), “Капитан Крюк” (“Hook”, 1991), “Гарри Поттер и философский камень” (“Harry Potter and the Sorcerer’s Stone”, 2001), “Инопланетянин” (“E.T.: The Extra-Terrestrial”, 1982), фильмы из серии “Звездные войны” (“Star Wars: A New Hope”, 1977; “Star Wars: The Empire Strikes Back”, 1980; “Star Wars: Return of the Jedi”, 1983; “Star Wars: Attack of the Clones”, 2002; “Star Wars: The Force Awakens”, 2015). Солист — концертмейстер оркестра Грант-парка и (с 2017 года) концертмейстер секции вторых скрипок Питтсбургского симфонического оркестра Джереми Блек. Оркестром Грант-парка дирижирует Энтони Парнтер. В 2019 году он стал музыкальным руководителем и дирижером Симфонического оркестра Сан-Бернардино (Калифорния). Кроме того, с 2010 года он является музыкальным руководителем оркестра Southeast Symphony (Лос-Анджелес).

Энтони Парнтер. Фото - Константин Головчинский
Энтони Парнтер. Фото — Константин Головчинский

Открытые репетиции — 16 июля с 3 до 5.30 pm; 19 июля с 11.00 am до 1.30 pm.

20 июля, 7.30 pm. С Оркестром Грант-парка впервые выступает лауреат премий “Грэмми”, “Эмми” и “Оскар” Коммон. Дирижер — Энтони Парнтер.

Рэпер Лонни Рашид Линн-младший, известный под сценическим псевдонимом Коммон, родился в Чикаго. Закончил университет во Флориде. Там же начал заниматься музыкой, там в 1992 году выпустил первый альбом “Can I Borrow a Dollar?” Спустя двадцать пять лет его проданные диски исчислялись миллионами. Коммон активно работает в кино. Написанная им вместе с Джоном Леджендом песня “Glory” к фильму “Сельма” (“Selma”, 2014) получила премии “Золотой глобус” и “Оскар”. Коммон обожает сниматься, и его фильмография давно превышает количество дисков. В Равинии в 2019 году Коммон выступал вместе с певицей и актрисой Куин Латифой. Последний раз в Равинии мы слушали его в 2022 году. И вот — дебют в Миллениум-парке. Открытая репетиция — 20 июля с 11.00 am до 1.30 pm.

24 июля, 6.30 pm. В программе: сюита “Из времен Хольберга” Э.Грига, пьеса “Кокун” Натали Йоахим, Пятая симфония Л.ван Бетховена. Оркестром Грант-парка дирижирует Эрик Джейкобсен.

Обычная практика концертов последнего времени — помещать современное произведение между привычной классикой. Вот и в этот день между Григом и Бетховеном мы услышим мировую премьеру пьесы “Кокун” американского композитора гаитянского происхождения Натали Йоахим. Выпускница Джульярдской школы, она является соосновательницей дуэта Flutronix. Преподает на отделении композиции Принстонского университета. Ассистент профессора. Музыка Йоахим звучала в Чикаго в октябре 2021 года. В популярной серии Харрис-театра “MIX at SIX” Йоахим с чикагским квартетом Spektral исполнила сочинение “Fanm d’Ayiti” (“Женщины Гаити”) для голоса, флейты, струнного квартета и электронных инструментов. Это произведение вошло в первый альбом Йоахим, получивший номинацию на премию “Грэмми” в категории Best World Music Album. Второй альбом Йоахим “Ki moun ou ye” был выпущен в начале 2024 года совместно двумя студиями: Nonesuch Records и New Amsterdam Records.

Эрик Джейкобсен. Фото - Grant Park Music Festival
Эрик Джейкобсен. Фото — Grant Park Music Festival

О дирижере Эрике Джейкобсене я писал в июне применительно к концерту в Равинии оркестра “Рыцари”. В прошлом году маэстро дебютировал на Grant Park Music Festival. Этим летом он выступает на фестивале второй раз.

Открытые репетиции — 23 и 24 июля с 11.00 am до 1.30 pm. Лекция об исполняемых произведениях — 24 июля в 5.30 pm в “Chase Promenade North Tent”. Концерт транслируется в прямом эфире на радиостанции 98.7WFMT (Чикаго) и на сайте wfmt.com/listen.

26 июля, 6.30 pm; 27 июля, 7.30 pm. В программе: пьеса “Весенним утром” Лили Буланже, Stabat Mater Ф.Пуленка для сопрано и хора с оркестром (солистка — Линдси Рейнолдс, сочинение 1950 года), симфоническая сюита “Шехеразада” Н.Римского-Корсакова. Оркестром и хором Грант-парка дирижирует Эрик Джейкобсен. Хормейстер — Кристофер Белл.

Пьесу “Весенним утром” Лили Буланже (1893-1918) — младшей сестры педагога и композитора Нади Буланже — мы слышали в июне в исполнении Чикагского симфонического оркестра под управлением маэстро из Франции Стефана Денева. Тогда же в Музыкальном обозрении я подробно рассказывал о Лили Буланже. Ее произведения крайне редко исполняются в Чикаго, и тут вдруг два раза за два месяца. Интересные бывают совпадения…

О Римском-Корсакове я говорил с британским музыковедом и композитором Джеральдом Макберни, который в течение десяти лет был автором и ведущим программы “Вокруг произведения” в Симфоническом центре: “Римский-Корсаков существует несколько обособленно в русской культуре конца XIX — начала XX веков. Он — типичный пример человека шестидесятых годов с его квазипротестантским подходом к истории, скромностью и провинциальным взглядом на иностранное искусство. Но поздние сочинения Римского-Корсакова, такие, как “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии”, “Кащей Бессмертный”, “Золотой петушок“, не только отражают его нездоровый интерес к Вагнеру, но и удивительный дар красоты. Мне кажется, эти сочинения пропитаны эстетикой Фаберже… Сочинения Римского-Корсакова обожал Дягилев. Одними из его первых парижских спектаклей были “Шехеразада” и “Золотой петушок”. При этом сам композитор не испытывал к Дягилеву никакой симпатии…”.

Открытые репетиции — 23 июля с 3 до 5.30 pm; 25 июля с 10.30 am до 1.00 pm; 26 июля с 11.00 am до 1.30 pm. Лекции об исполняемых произведениях — 26 июля в 5.30 pm и 27 июля в 6.30 pm в “Chase Promenade North Tent”.

Nota bene! Grant Park Music Festival проходит в павильоне Джей Притцкер парка “Миллениум” по адресу: 205 East Randolph Drive, Chicago, Il 60601. Все концерты фестиваля бесплатные. Предварительное резервирование мест не требуется. При этом если вы хотите сидеть в VIP-зоне, билеты можно купить. Продаются абонементы как на весь сезон (Membership), так и на одиночные концерты (One Night Passes). Справки и резервирование билетов — на сайте gpmf.org или по телефону 312-742-7647.