Grant Park Music Festival: от Брамса до Нино Роты

Концерты 21-24 июня 2023 года

Карлос Кальмар. Фото - Чарльз Осгуд
Карлос Кальмар. Фото - Чарльз Осгуд

21 июня, 6.30 pm. В программе: Академическая фестивальная увертюра И.Брамса, Концертный дивертисмент для контрабаса с оркестром Н.Рота (солист — Ксавье Фоли), Вторая симфония Р.Фукса. Оркестром Грант-парка дирижирует художественный руководитель фестиваля Карлос Кальмар.

В апреле 2013 года Академическая фестивальная увертюра Иоганнеса Брамса звучала в Симфоническом центре в исполнении дрезденской Штаатскапеллы под управлением тогдашнего главного дирижера, немецкого маэстро Кристиана Тилеманна, летом 2014 года в рамках Grant Park Music Festival — в исполнении первого в США Молодежного симфонического оркестра из Портланда (Portland Youth Philharmonic), летом 2016 года в рамках Grant Park Music Festival — в исполнении Оркестра Грант-парка под управлением Карлоса Кальмара. Остальные произведения концерта не могут похвастаться такой частотой исполнения. Так, замечательный итальянский композитор Нино Рота был автором не только музыки к кинофильмам, но и симфонических произведений, однако его симфоническая музыка исполняется крайне редко. Нино Рота был одним из педагогов Риккардо Мути, и маэстро отзывается о композиторе с огромным уважением. В беседе со мной маэстро сказал:

Нино Рота был одним из самых выдающихся композиторов второй половины XX века. Фантастический музыкант! Он знал наизусть все произведения современных композиторов (Стравинского, Бартока, Шостаковича…), мог играть “Воццека” по памяти. Он был замечательным человеком. Честным. Честным в написании музыки. Он мог писать в чужом стиле, но предпочитал создать что-то свое. Это был его способ выражать себя, свою душу. Он сочинил много симфонических произведений, оратории, оперы. Самая известная опера Рота — “Il capello di paglia di Firenze”. (Это та самая “Соломенная шляпка” по водевилю Эжена Лабиша о том, как лошадь съела не ту шляпку, и сколько неприятностей из-за этого произошло. Режиссер Леонид Квинихидзе снял по этому водевилю замечательный фильм. Правда, музыка там звучит не Рота, а Исаака Шварца. — Прим. автора.) Опера широко исполнялась в Италии и за ее пределами. Но, конечно, Рота был популярным кинокомпозитором. Вы можете приехать в любую страну мира, мелодии из “Крестного отца” и “Дороги” знает каждый. Я записал два фортепианных концерта Рота. Один из них композитор сочинил для пианиста Артуро Бенедетти Микеланджели. Прекрасные концерты. К сожалению, они редко исполняются.

Почему? Клеймо кинокомпозитора — это что, “смертельный диагноз” для симфонического оркестра?

Это изменится. Людям надоест музыка, которая не имеет никакого смысла и иногда является просто шумом, и они вернутся к Рота. Я верю, что когда-нибудь симфоническая и фортепианная музыка Рота станет популярной. На Шостаковича тоже многие авангардные композиторы смотрели с подозрением, потому что музыка была слишком мелодичной. Сейчас его музыка принадлежит миру, а множество произведений авангардных композиторов полностью исчезло.

Произведения Нино Роты исполнялись ЧСО под управлением Риккардо Мути. Маэстро записал альбом с музыкой Рота к моим любимым фильмам Федерико Феллини “Сладкая жизнь”, “Восемь с половиной”, “Амаркорд”. В предстоящем концерте мы услышим Концертный дивертисмент для контрабаса с оркестром, который Нино Рота сочинял в течение нескольких лет. Произведение было опубликовано в 1973 году и впоследствии стало одним из самых популярных и исполняемых у контрабасистов.

Солирует выпускник Института Кертиса, лауреат многочисленных международных конкурсов, обладатель Avery Fisher Career Grant (2018 год) Ксавье Фоли.

Карлос Кальмар. Фото - Чарльз Осгуд
Карлос Кальмар. Фото — Чарльз Осгуд

Концерт закончится редко исполняемой Второй симфонией австрийского композитора и музыкального педагога Роберта Фукса (1847-1927). Он преподавал в Венской консерватории теорию музыки, его учениками были Густав Малер, Хуго Вольф, Ян Сибелиус, Александр фон Цемлинский, Эрих Корнгольд, Джордже Энеску. Фукс сочинил три симфонии, две оперы и множество камерных сочинений, но наибольшей популярностью пользовались его серенады. Он получил прозвище “Серенаден-Фукс”.

Открытые репетиции — 20 и 21 июня с 11.00 am до 1.30 pm. Лекция об исполняемых произведениях — 21 июня в 5.30 pm в “Chase Promenade North Tent” (северная сторона парка “Миллениум”). Концерт транслируется в прямом эфире на радиостанции 98.7WFMT (Чикаго) и на сайте wfmt.com/listen.

23 июня, 6.30 pm; 24 июня, 7.30 pm. В программе: увертюра к опере “Оберон” К.М.фон Вебера, “Серенада музыке” Р.Воан-Уильямса, музыка Ф.Мендельсона к комедии У.Шекспира “Сон в летнюю ночь”, увертюра-фантазия “Гамлет” П.Чайковского, музыка к спектаклю “Гамлет” Д.Шостаковича. Оркестром Грант-парка дирижирует Карлос Кальмар.

Тема программы — музыкальная интерпретация классических произведений.

Опера “Оберон” К.М.фон Вебера (1786-1826) — последнее сочинение немецкого композитора. Он сочинял его, болея туберкулезом, и умер вскоре после премьеры. Английское либретто оперы основано на средневековой поэме “Гюон де Бордо”.

Произведения британского композитора, органиста и дирижера Ральфа Воана-Уильямса (1872-1958) часто исполняют на фестивале. В 2018 году мы слышали его Вторую Норфолк-рапсодию и Четвертую симфонию, в 2019 — Вторую (“Лондонскую”) симфонию. На этот раз нас ждет “Серенада музыке” — произведение 1938 года, в основе которого лежат фрагменты пьесы У.Шекспира “Венецианский купец”. В финале программы — музыкальные ассоциации Чайковского и Шостаковича на темы “Гамлета”.

Открытые репетиции — 20 июня с 3.00 до 5.30 pm, 22 июня с 10.30 am до 1.00 pm. Лекции об исполняемых произведениях — 23 июня в 5.30 pm и 24 июня в 6.30 pm в помещении Harris Theater. Обратите внимание. Концерты состоятся в помещении Harris Theater по адресу: 205 E Randolph St, Chicago, IL 60601.

В ближайшие недели на фестивале выступят известные американские музыканты — скрипач Стефан Джекив и пианист Стюарт Гудиер, итальянский дирижер Валентина Пеледжи (этим летом она выступит также на Музыкальном фестивале Равиния), активно выступающий в европейских оперных театрах канадский маэстро Джордан де Суза. Мы услышим вечера американских песен (“American Songs”), увертюру к мюзиклу “Кандид” Л.Бернстайна, Скрипичный концерт Л.ван Бетховена, Первую (“Афроамериканскую”) симфонию У.Г.Стилла, Четвертую симфонию П.Чайковского. Об этом и многом другом — в следующих выпусках Музыкального обозрения.

Nota bene! Grant Park Music Festival проходит в павильоне Джей Притцкер парка “Миллениум” по адресу: 205 East Randolph Drive, Chicago, Il 60601. Все концерты фестиваля бесплатные. Предварительное резервирование мест не требуется. При этом если вы хотите сидеть в VIP-сезоне, билеты можно купить. Продаются абонементы как на весь сезон (Membership), так и на одиночные концерты (One Night Passes). Вход в павильон с Randolph Street, Monroe Street и Millennium Garage. Вход с Michigan Avenue закрыт. Справки и резервирование билетов — на сайте gpmf.org или по телефону 312-742-7647.