Grant Park Music Festival. Гершвин и Малер

(14-17 августа 2024 года)

Байрон Стриплинг. Фото - Grant Park Music Festival
Байрон Стриплинг. Фото - Grant Park Music Festival

14 августа, 6.30 pm. Концерт Оркестра Грант-парка “Джордж Гершвин и его друзья”. В программе: произведения Гершвина (1898-1937) и композиторов его эпохи: Ирвинга Берлина (1888-1989), Джерома Керна (1885-1945), Винсента Юманса (1898-1946), Ишама Джонса (1894-1956). Трубач и дирижер — Байрон Стриплинг. Вокалист — Сидни Максвини. Открытые репетиции — 13 и 14 августа с 11.00 am до 1.30 pm. Лекция об исполняемых произведениях — 14 августа в 5.30 pm в “Chase Promenade North Tent”.

16 августа, 6.30 pm; 17 августа, 7.30 pm. Два финальных концерта фестиваля, на которых прозвучит величественная Восьмая (“Симфония тысячи участников”) симфония Г.Малера. Исполнители: Оркестр и хор Грант-парка, детский хор Gumpoldskirchner Spatzen. Солисты: Джейн Арчибальд, сопрано; Мейв Хеглунд, сопрано; Сиена Лихт Миллер, меццо-сопрано; Сюзан Платтс, меццо-сопрано; Джон Мэтью Майерс, тенор; Род Гилфри, баритон; Кевин Шорт, бас-баритон. Хормейстер — Кристофер Белл. Дирижер — Карлос Кальмар.

“Все мои предыдущие симфонии были только прелюдией к этой. Другие мои опусы трагичны и субъективны, этот — громадный, необъятный носитель радости”, — писал Малер о Восьмой симфонии. Ее часто называют одним из самых масштабных музыкальных сочинений XX века и уж точно самым монументальным из всех произведений Малера. Для ее исполнения требуется около тысячи участников: два оркестра с двадцатью двумя деревянными и семнадцатью медными инструментами, два хора — взрослый и детский, восемь солистов. Грандиозную симфонию Малер сочинил всего за восемь недель, летом 1906 года. Восьмая симфония — квинтэссенция философских раздумий композитора, итог его долгих идейных исканий. Малер разделил симфонию на две части. Основу Первой составляет гимн католической церкви “Veni creator spiritus” (“Приди, дух животворящий”) немецкого теолога IX века Рабана Мавра, Второй — строчки Иоганна Вольфганга Гете из “Фауста”: “Все быстротечное — Символ — сравненье. Цель бесконечная Здесь — в достиженье. Здесь — заповеданность Истины всей. Вечная женственность Тянет вас к ней”. Эти строчки облегчают жизнь музыковедам, подсказывая философский смысл произведения и вложенные в него мысли композитора. Обращение к “духу животворящему” и бессмертная тема “вечной женственности” — вот главные составляющие Восьмой симфонии. При этом католический гимн не связан с церковно-догматическими канонами — единственным Богом композитора всегда была только Музыка. Мечтая о Вене, он спокойно отказался от иудаизма и перешел в католичество. Получив на подпись указ о назначении Малера директором Венской придворной оперы, император Франц Иосиф воскликнул: “Но ведь он еврей!” Императору вежливо объяснили, что композитор крестился. Император подписал указ, и менее чем через два месяца после крещения, 15 апреля 1897 года Малер стал полноправным хозяином Венской оперы. Так что “дух животворящий” в Первой части Восьмой симфонии — это мировая гармония, а высшее воплощение гармонии — Музыка. Восьмая симфония Малера — страстное, взволнованное послание композитора человечеству. Это великолепная ода музыке и ода любви. Судя по отношениям Малера и Альмы, не только “вечная женственность” в духовном смысле слова волновала композитора, но и вполне приземленные сексуальные отношения. В 1910 году, узнав о любовной связи Альмы с архитектором Вальтером Гропиусом, Малер записался на прием к одному небезызвестному доктору. Звали этого доктора Зигмунд Фрейд. Малер приходил в его венский кабинет, в дом 10 на улице Берггассе. Об этом можно прочесть в записях Фрейда. Он пишет, что то ли в 1912, то ли в 1913 году консультировал дирижера и композитора Густава Малера. С годом Фрейд ошибся, поскольку Малер умер в 1911 году, однако это не меняет сути — Малер консультировался с Фрейдом по поводу интимной стороны жизни с Альмой.

Во время первых репетиций Восьмой симфонии продюссер Эмиль Гутман в целях рекламы придумал ей название “Симфония тысячи исполнителей”. Малер был страшно недоволен, однако название прижилось и стало визитной карточкой Симфонии. Мировая премьера состоялась в Мюнхене в сентябре 1910 года, за полгода до смерти Малера. Это исполнение стало последним выходом Малера на дирижерский подиум в Европе, последним величайшим триумфом композитора! Летом 1907 года от дифтерии умерла четырехлетняя дочь композитора Мария Анна. Тогда же врачи обнаружили у Малера хроническое заболевание сердца. Спустя несколько месяцев после мюнхенской премьеры, в феврале 1911 года у Малера неожиданно поднялась температура и сильно заболело горло. Он умер в ночь на 18 мая 1911 года в возрасте пятидесяти лет.

В 1912 году Виллем Менгельберг дирижировал версией с двумя тысячами участников. Американская премьера Восьмой симфонии Малера состоялась в марте 1916 года в Филадельфии. Главный дирижер Филадельфийского симфонического оркестра Леопольд Стоковский собрал 1068 инструменталистов и певцов. Малеровская симфония буквально взорвала город. Восторженные отзывы о премьере вытеснили с первых страниц филадельфийских газет даже сообщения о Верденском сражении. Зрители устроили настоящую драку в борьбе за билеты, цена на которые доходила до ста долларов. Говорят, были даже погибшие. Вместо одного концерта Стоковский провел девять, и на всех был оглушительный успех! После триумфа в Филадельфии армия исполнителей на двух частных самолетах перелетела в Нью-Йорк, где критики не преминули отметить, что Филадельфия добралась до вершины оркестровой пирамиды. Правда, после этого Восьмая симфония почти не звучала в симфонических залах Америки. Огромный оркестр, дорогостоящие солисты, дополнительные репетиции, расширение сцены (обычные размеры сцены не позволяют посадить тысячу участников) — далеко не каждый менеджер пойдет на такие расходы…

Gumpoldskirchner Spatzen. Фото из частного архива
Gumpoldskirchner Spatzen. Фото из частного архива

На Grant Park Music Festival дебютирует детский хор Gumpoldskirchner Spatzen из города Гумпольдскирхен (Нижняя Австрия). Основанный в 1949 году Йозефом Вольфгангом Циглером, Хор получил признание далеко за пределами Австрии. Многочисленные международные гастроли, высшие награды престижных конкурсов, участие в многочисленных оперных постановках и бесчисленных выступлениях — часть повседневной жизни детей-хористов. Свою миссию Хор видит в том, чтобы сохранять австрийскую хоровую культуру. Руководительница Хора — Катя Кальмар, дочь Карлоса Кальмара.

Художественный руководитель и (на протяжении двадцати пяти лет) главный дирижер Карлос Кальмар прощается с Grant Park Music Festival. Фестиваль в поиске нового руководителя.

Карлос Кальмар. Фото - Чарльз Осгуд
Карлос Кальмар. Фото — Чарльз Осгуд

Открытые репетиции — 13 августа с 3.00 до 5.30 pm; 15 августа с 10.30 am до 1.00 pm; 16 августа с 11.00 am до 1.30 pm. Лекции об исполняемых произведениях — 16 августа в 5.30 pm и 17 августа в 6.30 pm в “Chase Promenade North Tent”. Концерт 16 августа транслируется в прямом эфире на радиостанции 98.7WFMT (Чикаго) и на сайте wfmt.com/listen.

Nota bene! Grant Park Music Festival проходит в павильоне Джей Притцкер парка “Миллениум” по адресу: 205 East Randolph Drive, Chicago, Il 60601. Все концерты фестиваля бесплатные. Предварительное резервирование мест не требуется. При этом если вы хотите сидеть в VIP-зоне, билеты можно купить. Справки и резервирование билетов — на сайте gpmf.org или по телефону 312-742-7647.