11 августа, 6.30 pm. Этот концерт в программе фестиваля подается как семейный. В программе: увертюра из оперетты “Орфей в аду” Ж.Оффенбаха, сюита “Карнавал животных” К.Сен-Санса, сюита “Пер Гюнт” Э.Грига. Оркестром Грант-парка дирижирует Норман Хьюнх. Солисты – Эшли Ким и Колин Сонг, фортепиано.
Камиль Сен-Санс называл “Карнавал животных” “большой зоологической фантазией”. Он сочинил ее для своих учеников в Школе классической и религиозной музыки, где работал преподавателем по фортепиано. Премьера сочинения прошла с огромным успехом, но сам композитор всегда стеснялся этой музыки, считая ее несерьезной. Он запретил исполнять “Карнавал…” на концертах, только на частных вечерах камерной музыки. В историю вошел один из таких вечеров в парижском доме Полины Виардо, куда специально, чтобы послушать эту музыку, приехал Франц Лист. К счастью для всех нас, в завещании Сен-Санса нет запрета на исполнение “Карнавала…” и издание партитуры. Впервые такая партитура появилась в 1922 году. Самой известной пьесой сюиты остается “Лебедь”, из которого родилась балетная композиция Михаила Фокина “Умирающий лебедь”, исполнявшаяся всеми великими балеринами XX века, начиная с Анны Павловой.
Немногие знают, что Эдвард Григ в высшей степени неохотно – по сути дела, только из-за гонорара – согласился написать симфоническую музыку к драме Генрика Ибсена “Пер Гюнт” на сюжет старинной норвежской сказки: произведение, ставшее главным в его жизни. Он жил в те годы в тихом Бергене. Философ Владимир Адмони отмечает: “Многими в Норвегии и Дании “Пер Гюнт” был воспринят как произведение, стоящее за границами поэзии, – грубое и несправедливое. Ганс Христиан Андерсен называл его худшей из когда-либо прочитанных им книг”. Может быть, все дело в том, что в сюите Григ усилил романтическое звучание пьесы Ибсена, хотя сама пьеса была написана для того, чтобы полностью свести счеты с романтикой, освободиться от нее… Григ мучительно сочинял. В одном из писем он признался: “Мое сочинение отдает коровьими лепешками, норвежским духом и самодовольством”. В другом письме он скажет, что за “Пер Гюнта” его заставила взяться денежная нужда, и что, возможно, не следовало бы принимать предложение Ибсена. Было и другое признание: “Я все еще вожусь с музыкой к “Пер Гюнту”, которая меня не интересует”…
Музыка к “Пер Гюнту” первоначально предназначалась для фортепианного дуэта, но позже была оркестрована и собрана в две сюиты, состоящие из небольших характерных пьес. Все части сюиты отличаются исключительной красотой и совершенством художественной формы. Пьеса “В пещере горного короля” отражает неистовый дух Норвегии, который композитор любил показывать в своих произведениях; в “Арабской пляске” узнается мир, полный интриг и предательств; наконец, финальная пьеса “Песня Сольвейг” – пронзительная мелодия любви. Ибсен посвятил образу Сольвейг самые поэтичные страницы своей драмы, а Григ с огромным художественным чутьем передал ее душевную чистоту и силу духа.
Дирижер Норман Хьюнх живет в городе Бозмен, штат Монтана. Он совмещает обязанности музыкального руководителя Симфонического оркестра Бозмена и ассистента дирижера Орегонского симфонического оркестра. На этом концерте на сцене будет установлен мультимедийный экран (серия Festival HD). Концерт будет транслироваться в прямом эфире на радиостанции Чикаго 98.7WFMT (волна классической музыки) и на сайте wfmt.com/streaming.
13 и 14 августа, 6.30 pm. Какое же лето без музыки из лучших бродвейских мюзиклов! В концерте “Классический Бродвей” мы услышим главные хиты из лучших мюзиклов XX века. Среди них – “Wonderful Guy” из мюзикла “Юг Тихого океана” Р.Роджерса и О.Хаммерстайна, “Maria” из мюзикла “Вестсайдская история” Л.Бернстайна, “Be Our Guest” из мюзикла “Красавица и чудовище” А.Менкена, “Why God, Why?” из мюзикла “Мисс Сайгон” К.-М.Шенберга, “Memory” из мюзикла “Кошки” и “All I Ask of You” из мюзикла “Фантом оперы” Э.Л.Уэббера, “Defying Gravity” из мюзикла “Злая” С.Шварца. Оркестром Грант-парка дирижирует Лоуренс Ло – музыкальный руководитель симфонических оркестров Симфориа (Сиракьюс, штат Нью-Йорк) и Западной Виргинии (Бленнерхассетт, Западная Виргиния). Вокалисты – Мэми Пэррис, Мэдисон Клер Паркс, Бронсон Норрис Мерфи.
18 августа, 6.30 pm. В программе: Восьмая симфония Ф.Мендельсона, Месса Ф.Шуберта до мажор, кантата “Возвеселитесь в Агнце” Б.Бриттена. Хором и Оркестром Грант-парка дирижирует художественный руководитель и главный дирижер фестиваля Карлос Кальмар. Хормейстер – Кристофер Белл. Солисты: Лора Андерсон, сопрано; Кейтлин Фоли, сопрано; Линдси Адамс, меццо-сопрано; Джон Консепсион, тенор; Джо Шаддей, тенор; Джон Ордуна, баритон; Райан Кокс, Ryan Cox, баритон.
Франц Шуберт. Гениальный композитор-романтик, перевернувший представление о возможностях музыки. Семь полных и шесть неоконченных симфоний, двадцать две фортепианные сонаты, пятнадцать струнных квартетов, шесть месс, девять полных опер и столько же неоконченных, около шестисот вокальных сочинений… – поразительно, но все это Шуберт сочинил за тридцать один год жизни! При жизни он был известен главным образом как сочинитель песен, и даже родственники и друзья не знали всего, что он сочинил. Его рукописи десятилетиями пылились в шкафах и ящиках. Гений Шуберта одним из первых оценил Шуман. В восемнадцать лет он написал ему полное любви письмо, но так и не отправил его. Настоящее признание пришло к Шуберту спустя несколько десятилетий после смерти. Даже сегодня в активном репертуаре оркестров и солистов только десятая часть произведений, написанных композитором, – меньше, чем сочинений его равновеликих предшественников, современников и последователей. Практически неизвестны оперы Шуберта, его духовная музыка – области, в которых он оставил заметный след. Только недавно в репертуар пианистов вошли гениальные фортепианные сонаты Шуберта. Благодаря музыкальному руководителю Риккардо Мути в сезоне 2013-14 годов Чикагский симфонический оркестр (далее – ЧСО) и приглашенные солисты фокусировались на музыке великого композитора. Второй раз в истории оркестра в репертуар были включены мессы Шуберта. В 1975 году в Чикаго звучала Месса ми-бемоль мажор, в сезоне 2013-14 годов – Месса ля-бемоль мажор. В том же сезоне впервые в своей истории ЧСО исполнил все симфонии Шуберта.
На фестивале в парке Миллениум мы услышим Мессу до мажор. Шуберт сочинил ее в девятнадцать лет, летом 1816 года.
“Возвеселитесь в Агнце” – кантата для четырех солистов, хора и органа. Бенджамин Бриттен сочинил ее в 1943 году на текст поэмы “Jubilate Agno” английского поэта Кристофера Смарта (1722-1771) в честь празднования пятидесятой годовщины освящения церкви Святого Матфея в Нортгемптоне (графство Нортгемптоншир). Говорят, таким образом Бриттен откликнулся на просьбу знатока и ценителя музыки, викария церкви Святого Матфея Уолтера Хасси. Первое исполнение состоялось 21 сентября 1943 года. Хором церкви Святого Матфея дирижировал композитор.
Nota bene! Все концерты Grant Park Music Festival проходят в павильоне Джей Притцкер по адресу: 205 East Randolph Drive, Chicago, Il 60601. Все концерты бесплатные, все проходят без антракта. Предварительное резервирование мест не требуется. При этом если вы хотите сидеть в VIP-сезоне, билеты можно купить. Продаются абонементы как на весь сезон (Membership), так и на одиночные концерты (One Night Passes). Справки и резервирование билетов – на сайте gpmf.org или по телефону 312-742-7647.