9 августа, 6.30 pm; 10 августа, 7.30 pm. В эти дни впервые на фестивале прозвучит редко исполняемое эпическое произведение “Месса жизни” для оркестра и хора британского композитора Фредерика Дилиуса (1862-1934). Оркестр и Хор Грант-парка. Солисты: Мелоди Мур, сопрано; Ева Плонка, меццо-сопрано; Эндрю Степлс, тенор; Натан Берг, бас-баритон. Дирижер – Карлос Кальмар. Хормейстер – Кристофер Белл.
Подзаголовок Мессы – “торжество человеческого духа”. Дилиус попытался музыкальными средствами описать философские идеи своего кумира Фридриха Ницше. Он писал: “Я считаю Ницше единственным свободным мыслителем современности и самым мне симпатичным; одновременно то же могу сказать о нем как о поэте. Он чувствует Природу. Сам я не верю ни в какую доктрину, кроме как в Природу и в великие силы Природы”… Эта фраза может служить ключом к “Мессе…”. Слова, написанные Дилиусом вместе с другом, дирижером Фрицем Кассирером, взяты из фрагментов философского трактата Ницше “Так говорит Заратустра”.
Месса была написана в 1904 году. Мировая премьера сокращенной версии состоялась в Мюнхене в 1908. Первое исполнение полной версии прошло в 1909 году в Лондоне на английском языке. Симфоническим оркестром дирижировал Томас Бичем.
Открытые репетиции – 6 августа с 11.00 am до 1.30 pm и с 3.00 pm до 5.30 pm, 8 августа с 10.30 am до 1.00 pm, 9 августа с 11.00 am до 1.30 pm. Лекции об исполняемых произведениях – 9 августа с 5.30 pm до 6.00 pm и 10 августа с 6.30 pm до 7.00 pm в помещении “Chase Promenade North Tent”.
14 августа, 6.30 pm. Название этого концерта – “Полет шмеля”! В программе: “Вариации на балканские темы” Э.Бич (премьера на фестивале), Сюита из оперы “Сказка о царе Салтане” Н.Римского-Корсакова, “Ковбойская рапсодия” М.Гулда. Оркестром Грант-парка дирижирует Карлос Кальмар.
Какая связь у американской пианистки и композитора Эми Бич (1867-1944) с балканскими темами? Оказывается, восточноевропейской народной музыкой она заинтересовалась в 1904 году, когда ее друг, миссионер в Болгарии преподобный Уильям Слипер исполнил несколько болгарских народных мелодий. Бич была ими очарована: “Какие же это прозрачные мелодии, отражающие редкую красоту природы и жизнь удивительных людей!” Четыре из этих народных мелодий Бич включила в фортепианный цикл “Вариации на балканские темы”. Премьера прошла 8 февраля 1905 года. Хотя отклик на произведение был в целом благоприятным, раздались комментарии относительно его длительности. Понадобился тридцать один год, чтобы Бич пересмотрела свое раннее сочинение и сделала более короткую версию для фортепиано и двух фортепиано. Она начала оркестровку партитуры, однако эта работа осталась незавершенной. Произведение не исполнялось до тех пор, пока дирижер, скрипач и музыковед Гектор Вальдивия из колледжа Карлтон в Нортфилде (штат Миннесота) не завершил оркестровку в 1999 году. Он же дирижировал оркестром Moravian Philharmonic на первой записи в 2000 году (фирма Centaur). Именно эту версию исполнит Оркестр Грант-парка.
Римский-Корсаков этим летом популярен в Чикаго. 7 августа в Равинии в исполнении Чикагского симфонического оркестра (далее – ЧСО) под управлением Л.Слаткина мы слушали симфоническую сюиту “Шехерезада”. Ровно через неделю услышим сочинение 1899 года “Полет шмеля” – оркестровую интермедию Римского-Корсакова из оперы “Сказка о царе Салтане”.
31 июля на фестивале прозвучали Четыре танцевальных эпизода из балета “Родео” (один из балетов “ковбойской” трилогии) Аарона Копланда. 14 августа на фестивале продолжится “ковбойская” тема. В Грант-парке впервые прозвучит “Ковбойская рапсодия” американского композитора Мортона Гулда (1913-1996). Сочинение существует в двух версиях: 1940 года для ансамбля (на премьере играл University of Michigan Concert Band) и 1944 года для симфонического оркестра (первым исполнителем стал Симфонический оркестр Сент-Луиса). Гулд включил в Рапсодию несколько известных песен. Среди них – “The Trail to Mexico”, “Little Old Sod Shanty”, “Home on the Range”, “Old Paint”.
Заключительный концерт специальной серии Festival HD. Как и на двух предыдущих концертах на сцене будет установлен мультимедийный экран. Открытые репетиции – 13 и 14 августа с 11.00 am до 1.30 pm. Лекция об исполняемых произведениях – 14 августа с 5.30 pm до 6.00 pm в помещении “Chase Promenade North Tent”. Концерт будет транслироваться в прямом эфире на радиостанции Чикаго 98.7WFMT (волна классической музыки) и на сайте wfmt.com/streaming.
16 августа, 6.30 pm; 17 августа, 7.30 pm. Кульминация фестиваля – Вторая симфония (симфония Воскресения) Г.Малера. Оркестр и Хор Грант-парка. Солисты: Аманда Маески, сопрано; Дженай Бриджес, меццо-сопрано. Дирижер – Карлос Кальмар. Хормейстер – Кристофер Белл.
Последний раз Вторую симфонию Малера мы слушали в Равинии в июле 2016 года. ЧСО дирижировал Джеймс Ливайн.
Открытые репетиции – 13 августа с 3.00 pm до 5.30 pm, 15 августа с 10.30 am до 1.00 pm, 16 августа с 11.00 am до 1.30 pm. Лекции об исполняемых произведениях – 16 августа с 5.30 pm до 6.00 pm и 17 августа с 6.30 pm до 7.00 pm в помещении “Chase Promenade North Tent”. Концерт 16 августа будет транслироваться в прямом эфире на радиостанции Чикаго 98.7WFMT (волна классической музыки) и на сайте wfmt.com/streaming.
Nota bene! Все концерты пройдут в павильоне Джей Притцкер по адресу: 205 East Randolph Drive, Chicago, Il 60601. Все концерты бесплатные. Продаются абонементы как на весь сезон (Membership), так и на одиночные концерты (One Night Member Passes), которые позволяют сидеть в VIP зоне. При наличии абонементов действуют скидки на парковку машины и посещение отдельных ресторанов. Справки по телефону 312-742-7647. Подробная информация – на сайте www.grantparkmusicfestival.com/.