9 и 12 июля, 7.00 pm. Вечера музыкантов Оркестра Грант-парка. В программе: сюита “Из времен Хольберга” Э.Грига, “Времена года” А.Вивальди. Солист и дирижер — концертмейстер оркестра Джереми Блек. Обратите внимание! Концерт 9 июля пройдет в помещении South Shore Cultural Center по адресу: 7059 S. South Shore Drive, Chicago, IL 60649; концерт 12 июля пройдет в помещении Columbus Park Refectory по адресу: 5701 W. Jackson Boulevard, Chicago, IL 60644.
11 июля, 8.00 pm. “Music of the Silver Screen: An American in Paris and More”. В этот вечер на фестивале прозвучит музыка из американских фильмов разных лет. Среди них — “Американец в Париже” (“An American in Paris”, 1951) В.Миннелли, “Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега” (“Raiders of the Lost Ark”, 1981) С.Спилберга, “Приключения Робин Гуда” (“The Adventures of Robin Hood”, 1938) М.Кертиса, “Гражданин Кейн” (“Citizen Kane”, 1941) О.Уэллса. Оркестром Грант-парка дирижирует ассистент Ф.Вельзера-Места в Кливлендском симфоническом оркестре и музыкальный руководитель Молодежного оркестра при Кливлендском симфоническом оркестре Виней Парамесваран. В последние годы этот дирижер делает большие успехи. На него стоит обратить внимание! Открытые репетиции пройдут 10 июля с 11.00 am до 1.30 pm и с 3.00 pm до 5.30 pm; 11 июля с 11.00 am до 1.30 pm. Лекция об исполняемых произведениях состоится 11 июля с 7.00 pm до 7.30 pm в помещении “Chase Promenade North Tent”. Специальный гость — Виней Парамесваран. Концерт будет транслироваться в прямом эфире на радиостанции Чикаго 98.7WFMT (волна классической музыки) и на сайте wfmt.com/streaming.
13 и 14 июля, 8.00 pm. После музыки из кинофильмов на фестивале прозвучит музыка из мюзиклов Фредерика Лоу и Алана Джея Лернера “Бригадун” (“Brigadoon”, 1947), “Моя прекрасная леди” (“My Fair Lady”, 1956), “Жижи” (“Gigi”, 1958), “Камелот” (“Camelot”, 1960). Оркестр и хор Грант-парка под управлением главного дирижера Radio City Music Hall Кевина Стайтса. Солисты: Сьерра Боггесс, Райан Сильверман, Бен Кроуфорд.
Концерты называются строчкой из песни “I Could Have Danced All Night” из самого знаменитого произведения Лоу-Лернера, мюзикла “Моя прекрасная леди”, созданного по мотивам пьесы Бернарда Шоу “Пигмалион“. Пьеса вышла в свет в 1912 году. Уже через год, 16 октября 1913 года, в Бургтеатре Вены состоялась премьера спектакля. В 1914 году постановки “Пигмалиона“ прошли в Нью-Йорке, Лондоне и Санкт-Петербурге. Пьесе везде сопутствовал огромный успех и даже скандал. Критики только и говорили о грубых выражениях Элизы, которые в чопорной Великобритании считались непристойными, а тут вдруг они прозвучали со сцены. Но Шоу не согласился смягчить текст, а публика поддержала автора, а не критиков.
Прошли десятилетия. В начале пятидесятых кинопродюсер Габриэль Паскаль задумал превратить пьесу в мюзикл. Не хватало малого — либретто и музыки. Паскаль обратился к создателям “Оклахомы” и других известных мюзиклов, дуэту Роджерс-Хаммерстайн. После их отказа он встретился с композитором Фредериком Лоу и либреттистом Аланом Джеем Лернером. Авторы приступили к работе немедленно. Философия Шоу отошла на задний план, название поменялось на “Моя прекрасная леди“. Главным в мюзикле стало превращение Элизы Дулиттл из простушки в образованную во всех отношениях леди из высшего общества. При этом создатели мюзикла бережно отнеслись к первоисточнику. Известны слова Лернера: “Мы не пошли на то, чтобы Шоу с большой буквы превратить в шоу с маленькой“.
Первыми слушателями музыки были звезда Бродвея тех лет Мэри Мартин и ее муж Ричард Холлидей. Мэри готовилась к роли Элизы, однако музыкальные номера ей не понравились. Вечером она пожаловалась мужу: “Как могло случиться, что эти милые мальчики утратили свой талант?“ Позже Холлидей передал ее слова Лернеру, что стало причиной депрессии поэта.
Мировая премьера мюзикла состоялась 15 марта 1956 года на Бродвее, в театре Марка Хеллингера. Роль Элизы Дулиттл исполнила начинающая певица Джули Эндрюс. Успех был фантастический! Позже Лернер вспоминал: “Ни я, ни Фредерик не верили, что виновниками торжества являемся мы. Просто пришло время для чего-то яркого, театрального“. В течение года после премьеры Лоу приходил к билетным кассам, около которых с ночи занимали очередь жаждущие посмотреть шоу, и угощал их кофе. На него смотрели, как на сумасшедшего, и никто не мог поверить, что он и есть композитор.
Впоследствии, когда у них не шла работа, Лернер и Лоу поддразнивали друг друга, цитируя Мэри Мартин: “Эти милые мальчики утратили свой талант“.
Мюзикл “Моя прекрасная леди“ был сыгран на Бродвее более двух тысяч семисот раз, переведен на одиннадцать языков, с успехом шел в более чем двадцати странах.
Успех мюзикла заставил присмотреться к нему Голливуд, и в 1964 году на экраны вышел одноименный фильм Джорджа Кьюкора с Одри Хепберн в главной роли.
Роль профессора Хиггинса сыграл Рекс Харрисон — партнер Джули Эндрюс по театральным подмосткам. Если мюзикл Лоу и Лернера не получил премий “Тони“, то картина Кьюкора завоевала в 1965 году восемь “Оскаров“, в том числе — за лучшие фильм, режиссуру (Кьюкор) и мужскую роль (Харрисон).
Сегодня мюзикл “Моя прекрасная леди“ продолжает пользоваться популярностью во всем мире. В московском театре “Et Cetera“ лондонская цветочница Элиза Дулиттл превратилась в москвичку Лизу Дулину. Профессор-лингвист встретился с ней рядом со станцией метро “Серп и молот“ (режиссер — Дмитрий Бертман).
В сезоне 2016-17 годов мы видели мюзикл в Лирик-опере в постановке знаменитого канадского режиссера Роберта Карсена, сделанную им специально для парижского театра “Шатле“ (Théâtre du Châtelet). Кстати, этот же спектакль Карсена идет в Санкт-Петербургском Мариинском театре. “Моя прекрасная леди“ — первый мюзикл в истории, идущий на сцене российского оперного театра.
Композитор Фриц Леве родился в Берлине в австро-немецкой семье. С пяти лет стал играть на фортепиано, с семи — сочинять для отца, солиста берлинской оперетты. В 1914 году, в тринадцать лет Лоу солировал в концерте Берлинского филармонического оркестра — рекорд, остающийся непревзойденным и сегодня, спустя сто четыре года!
В 1924 году Леве переехал в США и поменял немецкие имя и фамилию на более благозвучные для англоязычного мира Фредерик Лоу. Он работал тапером, рабочим на ферме, пробовал себя в боксе. Признание пришло к нему лишь через двадцать лет, после премьеры мюзикла “Бригадун”. Ну а про то, как Леве-Лоу создал главное творение своей жизни, вы уже знаете…
Открытые репетиции пройдут 12 июля с 10.30 am до 1.00 pm; 13 июля с 11.00 am до 1.30 pm. Лекции об исполняемых произведениях состоятся 13 и 14 июля с 7.00 pm до 7.30 pm в помещении “Chase Promenade North Tent”. Специальный гость — Кевин Стайтс.
Nota bene! Большинство концертов фестиваля пройдут в павильоне Джей Притцкер по адресу: 205 East Randolph Drive, Chicago, Il 60601. Все концерты бесплатные. Продаются абонементы как на весь сезон (Membership), так и на одиночные концерты (One Night Passes), которые позволяют сидеть в VIP зоне. При наличии абонементов действуют скидки на парковку машины и посещение отдельных ресторанов. Справки по телефону 312-742-7647. Подробная информация — на сайте www.grantparkmusicfestival.com/.