“Граф Ори” Дж.Россини. Действующие лица и исполнители: Граф Ори — Лоуренс Браунли, Изольер — Кейли Декер, графиня Адель де Формутье — Кэтрин Левек, воспитатель графа — Мирко Палацци, Рембо — Джошуа Хопкинс. Дирижер — Энрике Маццола. Премьера Лирик-оперы. Постановка Метрополитен-оперы. Режиссер — Бартлетт Шер. Опера исполняется на французском языке с английскими субтитрами. 13 — 26 ноября 2022 года (пять спектаклей). Продолжительность спектакля — 2 часа 40 минут с одним антрактом.
Праздник для любителей музыкального театра — первая за тридцать лет премьера оперы “Граф Ори” великого итальянского композитора Джакомо Россини в Чикаго. Изящная легкая музыка, остроумные номера с переодеваниями, бурлеск, фантазия, пиршество находок, фарс — все сконцентрировано в этой комической жемчужине! Опера создана на основе либретто Э.Скриба и Ш.-Г. Делетр-Пуассона по их водевилю 1816 года. Премьера состоялась в Парижской Королевской академии музыки 20 августа 1828 года. В то время композитор был уже знаменит, критики его хвалили, публика восхищалась. Известность его была такова, что министр внутренних дел Итальянского королевства принц Евгений уступил общественному мнению и освободил Россини от военной службы. Россини вошел в моду, а это значит, что в его честь назывались блюда, стрижки и галстуки. Тогда же он получил прозвище “пизарский лебедь”. Во всех театрах исполнялась его музыка, его мелодии играли и военные оркестры, и салонные музыканты.
От “Графа Ори” в восторге остались как зрители, так и критики и даже коллеги-композиторы. Так, Гектор Берлиоз писал: “Может быть, нигде, за исключением “…цирюльника”, композитор не был так остроумен и весел. Количество слабых мест… действительно незначительно в этой опере особенно при сравнении с очаровательными местами, которыми она изобилует… Какое музыкальное богатство! Всюду роскошь удачных мелодий, новые рисунки аккомпанемента, изысканные гармонии, остроумные оркестровые эффекты, драматические ситуации, полные смысла и остроумия”. Комическая опера Джакомо Россини “Граф Ори” стала последней в жизни композитора. Сочинение музыки всегда было для него средством зарабатывать себе на жизнь. Россини так объяснял свою творческую бездеятельность: “Я просто ленивый человек. Зачем же мне дальше работать, если у меня нет детей?” Вторую часть своей жизни — тридцать девять лет (!) — он прожил как знаменитый в ПРОШЛОМ композитор. Он женился на красивейшей парижской куртизанке и интересовался только едой. В 1830 году первый брак с “любезной Ангеликой” — той, которой он написал рецепт чудесного салата — завершился разводом, а спустя два года на одном из швейцарских курортов Россини повстречал Олимпию Палисье, названную Бальзаком “прекраснейшей шлюхой Парижа”. С первых же дней она взяла жизнь Россини в свои руки: он жаловался на здоровье — она заботилась о нем; его расстраивали недоброжелательные статьи в прессе — она посылала авторам этих статей ослиные уши. Постепенно Олимпия оградила Россини от внешнего мира. Между 1832 и 1855 годами они жили по большей части в Италии, во Флоренции и в Болонье, покидая эти места только ради посещения специальных курортов. Россини все сосредоточеннее углублялся в кулинарную область: “Я ищу музыкальные мотивы, а моему внутреннему взору представляются только пате, трюфели и тому подобные вещи”. Врачи уже всерьез беспокоились об ухудшавшемся состоянии здоровья Россини, непреодолимая страсть к еде которого грозила рано или поздно усадить его в инвалидное кресло. Отошли в прошлое времена перееданий. Теперь Россини приходилось соблюдать относительную умеренность в еде, предписанную ему медиками, а это означало есть понемногу, но изысканно. Предпочитаемые им сочетания вкусов и продуктов стали знамениты не менее, чем его музыка.
Россини умер 15 ноября 1868 года. При оглашении завещания стало известно, что он оставил после себя 2,5 миллиона франков, что составляло огромный капитал. Некоторая часть этих денег была завещана консерваториям в Болонье и Пизаро, а также на приют для престарелых музыкантов.
Опера “Граф Ори” держалась в репертуаре Парижской оперы до середины шестидесятых годов XIX века, а потом надолго ушла со сцены, и не только парижской. В наше время спектакль ставится только в том случае, если есть достойные лирический тенор и колоратурное сопрано. Лирик-опера делает ставку на Лоуренса Браунли — одного из лучших теноров на сегодняшнем оперном Олимпе. Он получил степень бакалавра искусств в Anderson University (Южная Каролина) и степень магистра музыки в Индианском университете. В 2001 году стал победителем Национального вокального конкурса, проводимого Метрополитен-оперой. На профессиональной сцене впервые выступил в 2002 году в Опере Виргинии (граф Альмавива в “Севильском цирюльнике”). В том же году и в той же партии дебютировал в Ла Скала. А дальше — триумфы на крупнейших оперных сценах мира. Его дебют в Лирик-опере состоялся в партии принца Рамиро в “Золушке” Дж.Россини (сезон 2015-16 годов). У Браунли редчайший, огромного диапазона голос. Особым успехом в исполнении певца пользуются партии в операх bel canto: Тонио в “Дочери полка” Г.Доницетти, Ринальдо в “Армиде” К.В.Глюка и Артуро в опере В.Беллини “Пуритане” — эту партию певец исполнил в Лирик-опере в сезоне 2017-18 годов. Его партнершей была Альбина Шагимуратова в партии Эльвиры. В марте 2019 года мы слышали Браунли в концерте, посвященном двадцатипятилетию со дня дебюта Рене Флеминг в Лирик-опере. В опере открытия сезона 2019-20 годов “Севильский цирюльник” Дж.Россини Браунли блистал в партии графа Альмавивы, был замечательным партнером очаровательной Марианны Кребассы, пленившей публику в партии Розины.
Во время пандемии 26 июля 2020 года Центр оперного пения Райана при Лирик-опере провел виртуальный концерт “Лоуренс Браунли и его друзья: новая глава”, посвященный вкладу афроамериканских артистов в оперное искусство. Главной звездой концерта и его ведущим стал Лоуренс Браунли. На следующий день после концерта я позвонил президенту, генеральному и главному исполнительному директору Лирик-оперы Энтони Фрейду и попросил его рассказать о впечатлениях.
Концерт прошел великолепно. По первоначальному плану мы должны были провести наш концерт в парке “Миллениум”. Из-за пандемии коронавируса стало невозможно провести его вживую. Идея с виртуальным концертом осуществилась полностью.
Мне кажется, успех концерта обусловлен личностью Лоуренса Браунли — прекрасного певца и открытого, доброжелательного человека. Какие качества выделяют его среди других солистов?
Сочетание уникального голоса и выдающейся вокальной техники, делающей его идеалом для молодых певцов. Лоуренс — настоящий артист, прекрасный партнер, популяризатор оперы, человек, с которым всегда приятно сотрудничать. Я работаю с ним многие годы. Пригласил его дебютировать в Хьюстонской опере, когда был там, пригласил его в Лирик-оперу… За эти годы он превратился в одного из наших самых любимых артистов. Я посещаю концерты и оперы с участием Браунли везде, где только возможно.
В партии Изольер — выпускница Центра Райана при Лирик-опере Кейли Декер, партию графини Адели исполнит лауреат конкурса “Опералия” 2013 года Кэтрин Левек. В Лирик-опере мы слышали ее в партии Царицы ночи в “Волшебной флейте” В.А.Моцарта (сезон 2016-17 годов).
Мы увидим постановку Бартлетта Шера, сделанную им для Метрополитен-оперы в 2011 году. Интересна биография режиссера. Он родился в многодетной католической семье. В возрасте девяти лет он узнал, что его отец — страховой маклер — не только имел вторую семью. Оказывается, все эти годы отец обманывал его, говоря о своем католическом происхождении. На самом деле, его родители были евреями из Литвы, эмигрировавшими в Калифорнию в двадцатых годах XX века. Отсюда — интерес Шера к еврейским корням Жака Оффенбаха при постановке “Сказок Гофмана” на сцене Метрополитен-оперы в 2010 году. История Оффенбаха заставила Шера спустя много лет вспомнить историю своей семьи и задуматься об истоках человеческой нетерпимости.
Влиятельная “Нью-Йорк таймс” называет Шера одним из наиболее оригинальных режиссеров не только американского, но и мирового театра. Он дебютировал в Мет в 2006 году со спектаклем “Свадьба Фигаро”. Кроме этого, он был режиссером возобновления на Бродвее легендарного мюзикла Ричарда Роджерса и Оскара Хаммерстайна “К югу от Тихого океана” (оригинальное название — “South Pacific”). Этот мюзикл имел громадный успех, в 2008 году завоевал семь (!) премий “Тони” (в том числе — за лучшую режиссуру) и в течение двух лет гастролировал по Америке. Я видел этот мюзикл и могу подтвердить, что режиссерская работа Шера действительно заслуживала всяческих похвал. Нью-йоркские рецензии на “Графа Ори” были тоже очень хорошими. Впрочем, скоро мы все увидим сами.
В ноябре в Чикагском оперном театре состоится премьера оперы “Король Рогер” Кароля Шимановского. Все подробности об этом спектакле и его участниках — в ближайших выпусках Оперного обозрения.
Nota bene! Билеты на спектакли сезона 2022-23 годов — на сайте Лирик-оперы www.lyricopera.org, по телефону 312-827-5600 или в кассе театра по адресу: 20 North Upper Wacker Drive, Chicago, IL 60606.