Goodman Theatre: 99-й сезон

Хелен Хант и другие

Хелен Хант. Фото - Goodman Theatre
Хелен Хант. Фото - Goodman Theatre

Старейший в Чикаго и один из старейших в Америке Goodman Theatre объявил репертуар на новый, девяносто девятый (!) сезон. Он начнется в сентябре 2024 года и продлится до августа 2025 года. Планы театра выглядят впечатляющими. Как обычно, спектакли театра идут на двух площадках: в Albert Theatre (зал на 856 мест) и Owen Theatre (зал на 250 мест).

14 сентября — 13 октября 2024 года. “Пожнешь бурю” (“Inherit the Wind”) по пьесе Джерома Лоуренса и Роберта Ли. Albert Theatre. Режиссер — резидент театра Генри Годинес. Знаменитая пьеса 1955 года, по которой Стенли Крамер в 1960 году снял одноименный фильм, воссоздает детали так называемого “обезьяньего процесса”, когда американский учитель Джон Сноупс из штата Теннесси был осужден за преподавание теории Дарвина. Оказывается, он нарушил акт Батлера, запрещавший преподавание эволюционной теории Дарвина в школах штата. Решением суда Сноупса обязали выплатить штраф в размере ста долларов. В фильме впервые у Крамера появился Спенсер Трейси, ставший впоследствии его любимым актером.

Испугавшись возможной реакции общества, восемь бродвейских продюсеров отказались ставить пьесу в Нью-Йорке. Премьера состоялась в Далласе 10 января 1955 года (продюсер и режиссер — Марго Джонс). На Бродвее спектакль был показан 21 апреля 1955 года и вскоре получил три премии “Тони”… Многие называют пьесу “Пожнешь бурю” одной из величайших драм XX века. Критик Los Angeles Times отмечает, что “значение пьесы, кажется, только растет вместе с ее актуальностью”. Так считает и Генри Годинес, который отметил пьесу в числе своих самых любимых.

5 октября — 3 ноября 2024 года. “Доверие” (“Primary Trust”, перевод мой) по пьесе Эбони Бут. Owen Theatre. Режиссер — Малкия Стемпли. Премьера в Чикаго.

Главный герой спектакля — тридцативосьмилетний Кеннет. Долгие годы он работает в книжном магазине, его распорядок дня расписан на годы вперед. Он прост: рабочий день и один-два дринка в местном баре. Кажется, так будет всегда, но в один прекрасный день хозяин решает закрыть магазин. Кеннет остается без работы и начинает новую жизнь… Пьеса о том, что бывает, когда человек выходит из зоны комфорта и оказывается беззащитным перед окружающим миром…

Сюзан Бут. Фото - Джо Мацца
Сюзан Бут. Фото — Джо Мацца

Художественный руководитель театра комментирует: “Прочувствовать это интимное, прекрасное произведение — значит погрузиться в историю о силе дружбы. Эбони Бут — один из самых талантливых начинающих писателей современности. На этой чикагской премьере ее партнером станет Малкия Стемпли — чуткий режиссер, отличающийся удивительной теплотой и любопытством”. Добавлю, что нас ждет дебют продюсера Малкии Стемпли в качестве режиссера.

Малкия Стемпли. Фото - Goodman Theatre
Малкия Стемпли. Фото — Goodman Theatre

16 ноября — 30 декабря 2024 года. “Рождественская сказка” (“A Christmas Carol”) по книге Чарльза Диккенса. Albert Theatre. Режиссер — Джессика Тебус.

Легендарный спектакль идет в театре с разными актерами сорок седьмой сезон (!) подряд, с 1978 года. Адаптация текста для сцены принадлежит чикагскому драматургу Тому Кримеру. Спектакль приобрел огромную популярность в Чикаго, его посетили около двух миллионов человек. Среди зрителей наверняка есть уже дети тех, кто видел его в прошлом. За эти годы спектакль ставили восемь режиссеров, роль Скруджа в молодости исполняли тридцать два мальчика, роль взрослого Скруджа — восемь актеров. Шестнадцатый раз в роли Скруджа мы увидим замечательного чикагского актера Ларри Яндо. В прошлом году он был номинирован на премию “Джефф” как лучший исполнитель главной роли.

11 января — 23 февраля 2025 года. “Жирный окорок” (“Fat Ham”) по пьесе лауреата Пулитцеровской премии Джеймса Айджеймса. Owen Theatre. Режиссер — Тайрон Филлипс. Премьера в Чикаго. Совместная постановка с Definition Theatre.

Тайрон Филлипс. Фото - Goodman Theatre
Тайрон Филлипс. Фото — Goodman Theatre

Пока Джуси пытается разобраться со своей семьей, делая барбекю на заднем дворе, появляется призрак отца, требующий отомстить дяде, который женился на его овдовевшей маме… Вам ничего это не напоминает? Правильно — “Гамлет”! Журнал New Yorker назвал первую постановку “шумным переосмыслением “Гамлета”, а газета New York Times увидела другое — “глубокую трагедию под слоем веселой комедии”.

Пьеса получила Пулитцеровскую премию, а первая постановка — пять номинаций на премию “Тони”.

Драматург и режиссер Джеймс Айджеймс — один из трех руководителей The Wilma Theater (Филадельфия, Пенсильвания). Два других — режиссеры Морган Грин и Юрий Урнов, который рассказал мне много интересного о необычном коллективном руководстве в этом театре. Интервью с ним было опубликовано в нашей газете в январе 2022 года (thereklama.com/yuriy-urnov-ya-na-svoyem-meste/).

С творчеством американского режиссера ямайского происхождения Тайрона Филлипса мы знакомы по недавней шумной постановке “Двенадцатой ночи” (“Twelfth Night”) в Чикагском шекспировском театре (сезон 2023-24 годов). Филлипс перенес место действия шекспировской истории из сказочной Иллирии на не менее сказочные Карибские острова. В разгар пандемии осенью 2020 года Филлипс выпустил онлайн-моноспектакль “Я, Цинна (поэт)” (“I, Cinna (The Poet)”) по пьесе Тима Крауча, работал ассистентом режиссера на “Гамлете”, драматургом на спектакле “Ромео и Джульетта”, сыграл ряд ролей в шекспировских спектаклях Чикагского шекспировского театра. Филлипс — основатель и художественный руководитель Definition Theatre, преподаватель DePaul University и University of Illinois — Chicago.

Слушаем : “Создание этого совершенно фантастического спектакля вызывает у меня восторг. То, что придумал Джеймс, — это “молния в бутылке”: уникальная работа, основанная на собственном опыте актера в “Гамлете”. Классическую пьесу Шекспира часто пересматривали и пересказывали. В талантливых руках Тайрона Филлипса это переосмысление нельзя пропустить”.

8 февраля — 16 марта 2025 года. “Предательство” (“Betrayal”) по пьесе Г.Пинтера. Albert Theatre. Режиссер — . В главной роли — лауреат премий “Оскар”, “Эмми” и “Золотой глобус” Хелен Хант.

Пьесы Пинтера — печальные зарисовки, не привязанные ни к какому времени и ни к каким реалиям. Герои Пинтера немногословны, и даже те слова, которые они говорят, зачастую не выражают истинных чувств. При этом после выхода из зрительного зала возникает странное чувство послевкусия.

Пьесы Пинтера не поддаются определению. По искусству слова и паузы, по умению создать атмосферу я бы сравнил драматурга с ранними фильмами Антониони или пьесами Чехова. Пинтеровских героев трудно забыть, о них хочется думать — редкий случай в современном театре!

Последний раз с драматургией Пинтера мы встречались летом 2023 года. Лес Уотерс поставил в Steppenwolf Theatre пьесу “На безлюдье” (в других переводах — “Ничья земля”, оригинальное название — “No Man’s Land”). “Предательство” последний раз ставил в Чикаго все тот же Steppenwolf Theatre. Было это в далеком 2007 году. Участие прославленной Хелен Хант добавляет интерес к предстоящей постановке.

говорит: “Больше всего я люблю пьесы “больших идей”. Я потеряла счет тому, сколько раз я смотрела “Предательство”, но каждый раз меня поражает, как рассказанная Пинтером история распада отношений превратилась в одно из лучших произведений театрального искусства. Я рада приветствовать в нашем театре Хелен Хант — актрису, которой я давно восхищаюсь. Не могу дождаться возможности поработать с ней”.

19 апреля — 18 мая 2025 года. “Бюст” (“BUST”) по пьесе Зоры Ховард. Albert Theatre. Мировая премьера. Совместная постановка с Alliance Theatre (Атланта). Режиссер — Лилеана Блейн-Круз. О первой постановке пьесы, которую еще никто не читал, многого не скажешь. Известно только, что это комедия драматурга и актрисы из Нью-Йорка, финалиста Пулитцеровской премии (за пьесу “STEW”) Зоры Ховард.

До прихода в Гудман-театр двадцать один год возглавляла Alliance Theatre — главный и один из лучших театров Атланты. Так что сотрудничество с этим театром понятно и объяснимо. Что касается режиссера, то с ее творчеством мы познакомимся весной 2025 года дважды. В марте-апреле она дебютирует на оперной сцене. В Лирик-опере в ее постановке мы увидим оперу Мисси Маццоли “Слушатели” (“The Listeners”).

21 июня — 27 июля 2025 года. Мюзикл “Цвет пурпурный” (“The Color Purple”) Бренды Расселл, Элли Уиллис и Стивена Брея по одноименному роману лауреата Пулитцеровской премии Элис Уокер. Albert Theatre. Режиссер — Лили-Энн Браун.

История жизни одной афроамериканской семьи из небольшого городка в штате Джорджия в начале XX века. Самой известной киноинсценировкой остается одноименный фильм Стивена Спилберга 1985 года с неизвестной тогда Вупи Голдберг и телеведущей Опрой Уинфри. Премьера мюзикла состоялась в 2005 году в нью-йоркском Broadway Theatre. Усилиями компании “Broadway in Chicago“ спектакль показывали в Чикаго в 2016 и 2018 годах, он был номинирован на одиннадцать премий “Тони” и получил две в 2016 году. В 2017 году мюзикл был удостоен премии “Грэмми” за лучший альбом года в категории “Музыкальный театр”. В сезоне 2013-14 годов “Цвет пурпурный” (режиссер — Г.Гриффин) шел на сцене чикагского Mercury Theater.

Чикагский режиссер Лили-Энн Браун давно и успешно ставит в разных театрах страны. Она была художественным руководителем Bailiwick Chicago, работала в 16th Street Theatre, Kokandy Productions, American Theatre Company. В сезоне 2018-19 годов в Goodman Theatre была режиссером мировой премьеры спектакля “Розыгрыш дня” (“Lottery Day”, перевод мой) по пьесе Айка Холтера, летом 2021 года поставила в театре спектакль “Девушки из школы” (“School Girls; Or, the African Mean Girls Play“, перевод мой) по пьесе Джойселин Био, а совсем недавно, осенью 2023 года — комедию “Общество Накирема” (“The Nacirema Society”) по пьесе Перл Клидж.

Май-июнь 2025 года. Мировая премьера новой пьесы Джордана Харрисона. Режиссер — Дэвид Кромер. Owen Theatre. Пока точно не определены даты, нет названия пьесы и, соответственно, спектакля. Известно только, что это совместный проект Дэвида Кромера и Джордана Харрисона — финалиста Пулитцеровской премии 2015 года за пьесу “Марджори Прайм” (“Marjorie Prime”).

Актер и режиссер Дэвид Кромер родился и вырос в Скоки (ближайший пригород Чикаго). Работал в чикагских театрах, приобрел известность своими бродвейскими постановками. Сейчас живет в Нью-Йорке. Из его последних спектаклей в Чикаго отмечу мюзикл “Почти нормальная семья“ (“Next To Normal”) в Writers Theatre (сезон 2018-19 годов) и спектакль “Глюки” (“Bug”) по ранней пьесе Трейси Леттса в Steppenwolf Theatre (сезон 2021-22 годов). В Goodman Theatre он ставил в сезоне 2012-13 годов спектакль “Сладкоголосая птица юности” (“Sweet Bird of Youth”) по пьесе Т.Уильямса, где блистали бродвейские звезды Диана Лейн (Принцесса Космонополис) и Финн Виттрок (Чанс Уэйн). Кромер — лауреат премий “Тони” и Drama Desk, трех премий “Оби“, четырех премий “Джефф”.

Осенью совместно с организацией Chicago Latino Theater Alliance (CLATA) и актером-волшебником (его так и называют — “magician”) Деннисом Уоткинсом театр будет участвовать в ежегодном празднике достижений латиноамериканского театрального искусства — Destinos Festival. Ожидаются спектакли коллег Уоткинса из стран Латинской Америки.

Двадцатый год подряд в декабре (точные даты станут известны позднее) в Owen Theatre пройдет Фестиваль современной драматургии (20th Annual New Stages Festival). В программе, как обычно, — чтения и обсуждения новых пьес: одних — в развитии, других — в формате сценической читки. Вход свободный.

В июле 2025 года в Owen Theatre состоится 4th annual Sweetest Season: A Gathering of Indigenous Creativity — фестиваль работ, созданных представителями коренных народов США. Среди продюсеров — Mitchell Museum of the American Indian.

На протяжении всего сезона в театре пройдут спектакли серии “Theater for the Very Young”, ориентированные на самых маленьких зрителей.

Еще одна новость из Goodman Theatre — с 1 сентября 2024 года новым исполнительным директором театра станет Джон Коллинс. Он работает в театре семнадцать лет, был ключевым игроком в команде бывших руководителей — Роберта Фоллса и Роша Шульфера. В настоящее время Коллинс является директором по менеджменту театра.

В эти дни в театре идет спектакль “Английский язык” (“English”) по пьесе Саназ Тусси. Малая сцена. Официальная намечена на 20 мая. Совместная постановка с Guthrie Theater (Миннеаполис). Режиссер — Хамид Дегхани.

Самая интригующая постановка сезона. Дело в том, что Саназ Тусси стала лауреатом Пулитцеровской премии 2023 года в номинации “Драматургия” как раз за пьесу “Английский язык”. Денежный эквивалент премии — $15,000. Пулитцеровский комитет охарактеризовал пьесу Тусси как “сильную драматургию о четырех иранцах, готовящихся к экзамену по английскому языку в школе под Тегераном. Разлука с семьей и ограничения на поездки заставляют их изучать английский язык, который может изменить идентичность и позволить начать новую жизнь”. Действительно, сюжет пьесы довольно прост: четверо говорящих на фарси друзей в иранском городе Карадж готовятся к экзамену по английскому языку. Для каждого из них этот экзамен оказывается чрезвычайно важен: кому-то английский нужен для поступления в медицинский институт, кому-то — для воссоединения семьи, кому-то — для получения грин-карты. Через лабиринт словесных игр и языковых упражнений друзья рассказывают о себе и размышляют о будущем… Думаю, эта пьеса будет интересна всем нам-эмигрантам. Автор размышляет о языке как средстве общения и важном аспекте идентичности; о том, как изучая другой язык, мы получаем новый опыт.

Первая постановка пьесы “Английский язык” состоялась в феврале 2023 года в нью-йоркском Atlantic Theater Company (совместно с Roundabout Theatre Company). Спектакль стал офф-бродвейским хитом и получил Obie Award.

Саназ Тусси — тридцать лет. Она родилась в округе Ориндж (Калифорния) в семье иранских беженцев. (В южной Калифорнии проживает наибольшее количество иранцев за пределами Ирана.) Мать — химик, отец — инженер. Иранская диаспора жила очень дружно. Дети сохранили язык (фарси). По воспоминаниям Саназ, в детстве почти каждые выходные она участвовала в вечеринках. Готовилась стать юристом, поступила в университет Калифорнии (Санта-Барбара). Поменять юриспруденцию на драматургию ее заставила пьеса Эми Херцог “Четыре тысячи миль”, которую она посмотрела в South Coast Repertory. Втайне от родителей она подала заявление в Нью-Йоркский университет. Когда ее приняли, призналась матери. Возражений не последовало. “Мои родители всегда хотели, чтобы я была счастлива.” В 2018 году Саназ закончила NYU Tisch’s playwriting program. За последний год получила заказы на новые пьесы от Williamstown Theatre Festival, Manhattan Theatre Club, South Coast Repertory, IAMA Theatre, Oregon Shakespeare Festival. Одна из авторов сценария сериала “A League of Their Own”, выходящего на платформе Amazon Prime.

Nota bene! Абонементы на спектакли сезона 2024-25 годов и одиночные билеты на спектакли этого сезона — на сайте GoodmanTheatre.org/Connect, по телефону 312-443-3800, или в кассе театра по адресу: 170 North Dearborn Street, Chicago, IL 60601. Одиночные билеты на спектакли нового сезона поступят в продажу летом.