27 октября, 7.30 pm; 28 октября, 1.30 pm; 29 октября, 7.30 pm; 1 ноября, 7.30 pm. Парад дирижеров-гостей Чикагского симфонического оркестра (далее — ЧСО) продолжается. Эстафетную палочку от Кристиана Тилеманна принимает Чжан Сянь (Xian Zhang). В программе: “Главное сообщение” Н.Нгвеньямы, Фортепианный концерт Э.Грига (солист — пианист из Македонии Симон Трпчески), Шестая симфония С.Прокофьева.
Концерты начнутся пьесой сорокашестилетней американской альтистки и композитора Нокутулы Нгвеньямы. Она родилась в Калифорнии в семье выходцев из Японии и Зимбабве. Начинала с игры на фортепиано, потом была скрипка, с двенадцати лет играет на альте. Выпускница Института Кертиса (Филадельфия, штат Пенсильвания) и Парижской консерватории. Кроме музыкального образования в Гарвардском университете (Кембридж, штат Массачусетс) получила степень магистра по истории религии Азии и Африки. Лауреат Первой премии конкурса Primrose International Viola (конкурс назван в честь выдающегося альтиста Уильяма Примроуза), проходившего в 1993 году в Северо-Западном университете (Эванстон, штат Иллинойс). С 2005 года Нгвеньяма — директор этого конкурса. Обладательница Avery Fisher Prize (1998 год). Ее пьеса “Главное сообщение” — музыкальная фантазия исторического события, случившегося в 1974 году. В тот год астрономы Фрэнсис Дрейк, Карл Саган и другие создали первое послание человечества другим галактикам и отправили его на расстояние 25000 световых лет. Нокутула Нгвеньяма взяла на себя смелость предположить, как могло бы звучать подобное послание. Мировая премьера пьесы “Главное сообщение” состоялась 5 ноября 2020 года в Детройте. Симфоническим оркестром дирижировала Чжань Сянь (о ней — ниже).
В сентябре в исполнении ЧСО под управлением Риккардо Мути мы слышали Пятую симфонию Прокофьева. В октябрьских концертах прозвучит его следующее симфоническое произведение — написанная в 1947 году Шестая симфония. Первое исполнение состоялось 11 октября 1947 года в Ленинграде. Симфоническим оркестром филармонии дирижировал Евгений Мравинский. Симфония стала посвящением композитора жертвам Второй мировой войны. Мрачная музыка Симфонии подчеркивает огромные страдания, несчастья, потери мирного населения.
Симон Трпчески родился в Македонии в 1979 году. Выпускник университета в Скопье. Пианист активно гастролирует, выступает с лучшими симфоническими оркестрами мира, играет в дуэтах со скрипачкой Эльдберг Хемсинг и виолончелистом Даниэлем Мюллер-Шотом, руководит проектом “Македониссимо”, в котором он вместе с друзьями исполняет народные мелодии Македонии.
Трпчески мы слышали несколько раз на Музыкальном фестивале Равиния, Grant Park Music Festival и в Симфоническом центре. Он играл фортепианные концерты Чайковского и Рахманинова. В 2018 году в Равинии он уже исполнял Фортепианный концерт Грига. Тогда ЧСО дирижировал Василий Петренко. На этот раз с Трпчески выступит дебютирующая в Чикаго американский дирижер китайского происхождения Чжан Сянь. Она родилась в 1973 году в Даньдуне. Начала заниматься на фортепиано в Китае. Выпускница Пекинской консерватории. В качестве дирижера дебютировала в девятнадцать лет за пультом Китайской оперы в “Свадьбе Фигаро”. С 1998 года живет и работает в США. Училась в консерватории Цинциннати. С 2002 года — ассистент дирижера Нью-Йоркского филармонического оркестра, в 2004 году дебютировала с основным составом оркестра. В 2005-07 годах — музыкальный руководитель Симфонического оркестра Сиу-сити, в 2009-16 годах — музыкальный руководитель Миланского симфонического оркестра имени Верди. Она стала первой в истории женщиной во главе итальянского симфонического оркестра и первой женщиной — главным приглашенным дирижером Симфонического оркестра Би-Би-Си. В настоящее время — дирижер-лауреат Миланского оркестра. С 2015 года — музыкальный руководитель Симфонического оркестра Нью-Джерси. Кроме этого, она является главным приглашенным дирижером Мельбурнского симфонического оркестра. Ее дебют в Метрополитен-опере запланирован на 2024 год.
За 75 минут перед концертами состоятся беседы музыковеда Дэниела Шлосберга об исполняемых произведениях. Концерт 29 октября состоится в помещении Krannert Center for the Performing Arts по адресу: 500 South Goodwin Avenue, Urbana, IL 61801.
30 октября, 3.00 pm. Концерт камерного ансамбля Chicago Pro Musica. В программе: Трио для фортепиано, кларнета и альта ми бемоль мажор В.А.Моцарта, Märchenerzählungen Р.Шумана, Трио для валторны, кларнета и фортепиано К.Райнеке.
Исполнители — музыканты ЧСО: Дайана Мус, альт; Джон Брюс Йе, ассистент концертмейстера секции кларнетов; Дэвид Купер, концертмейстер секции валторн; Патрик Годон, фортепиано. Вход свободный. Начиная с этого сезона, билеты на концерты Civic Orchestra можно приобрести за две недели (не раньше!). Концерт состоится в помещении South Shore Cultural Center по адресу: 7059 South South Shore Drive, Chicago, IL 60649.
3 ноября, 7.30 pm; 4-5 ноября, 8.00 pm. В программе ЧСО: Прелюдия к третьему акту оперы “Нюрнбергские мейстерзингеры” Р.Вагнера, Второй скрипичный концерт Б.Бартока (солист — Кристиан Тетцлафф), Пятая симфония Р.Воан-Уильямса. Дирижер — Эдвард Гарднер.
12 октября исполнилось сто пятьдесят лет со дня рождения британского композитора, органиста и дирижера Ральфа Воан-Уильямса (1872-1958). Его произведения часто исполняют на чикагском Grant Park Music Festival. В 2018 году мы слышали его Вторую Норфолк-рапсодию (ее иногда называют “Второй рапсодией на народные темы графства Норфолк”) и Четвертую симфонию, в 2019 году — Лондонскую симфонию, в 2022 году — кантату “Dona nobis pacem”. Теперь пришло время Пятой симфонии композитора.
Кристиан Тетцлафф родился в Гамбурге. Занимается скрипкой с шести лет, первое концертное выступление состоялось в четырнадцать. Кристиан учился в консерватории Любека (Германия) и Школе музыки университета Цинциннати. В отличие от большинства скрипачей, инструменты работы современных мастеров предпочитает старым. Играет на скрипке работы Стефана Питера Грайнера 2002 года и считает ее равной лучшим творениям Страдивари и Гварнери. За последние несколько лет мы часто слышали Тетцлаффа в Чикаго, в том числе — на музыкальных фестивалях в Равинии и Грант-парке. В октябре 2019 года он играл в Симфоническом центре в камерном концерте с пианистом Ларсом Фогтом.
Сорокавосьмилетний британский маэстро Эдвард Гарднер второй раз выступает за дирижерским пультом ЧСО. Его дебют в Чикаго состоялся в Лирик-опере с оперой “Кавалер розы” Р.Штрауса в сезоне 2015-16 годов. В Симфоническом центре он дирижировал ЧСО в сезоне 2018-19 годов. Тогда прозвучали увертюра к опере “Риенци” Р.Вагнера, “Четыре последние песни” Р.Штрауса (солистка — Эрин Уолл, сопрано), Четвертая (“Неугасимая”) симфония К.Нильсена.
С 2006 до 2015 года Гарднер являлся музыкальным руководителем Английской национальной оперы. В настоящее время маэстро служит главным дирижером Бергенского филармонического оркестра (Норвегия).
За 75 минут перед концертами состоятся беседы музыковеда Стива Рингса об исполняемых произведениях. Перед концертом 3 ноября пройдет лекция с участием журналиста Терри Хеммерта и альтиста ЧСО Макса Рейми.
6 ноября, 3.00 pm. Серию сольных фортепианных концертов сезона 2022-23 годов открывает выступление тридцатипятилетнего французского пианиста Дэвида Фрея.
В программе: Три пьесы для фортепиано и фантазия “Скиталец” Р.Шуберта, пьесы из цикла “Годы странствий” Ф.Листа.
Дэвид Фрей начал заниматься на фортепиано в возрасте четырех лет. Выпускник Парижской консерватории. Любителям музыки стал известен в 2004 году, когда получил Вторую премию на Международном фортепианном конкурсе в Монреале. Специализируется на музыке И.С.Баха и Ф.Шуберта. Выступал в концертах с известными дирижерами Яапом ван Зведеном, Куртом Мазуром, Кристофом Эшенбахом. Выпускает диски на студии Warner Classics. Еще одна любопытная подробность: в 2008 году Дэвид Фрей женился на актрисе Кьяре Мути, дочери нашего Риккардо Мути. Вместе они воспитывают дочь.
Дэвид Фрей дебютировал в Симфоническом центре в июне 2016 года.
10 ноября, 7.30 pm; 11-12 ноября, 8.00 pm. Совместные концерты ЧСО и Балета Джоффри. В программе: Тридцать четвертая симфония В.А.Моцарта, сюита “Гробница Куперена” М.Равеля, мировая премьера балета Кэти Марстон “Heimat” на музыку “Зигфрид-идиллии” Р.Вагнера и мировая премьера композиции “Платея” Аннабель Лопес Очоа на музыку Сюиты из оперы “Платея” Ж.Ф.Рамо. Дирижер — Гарри Бикет.
Первую оригинальную постановку британского хореографа Кэти Марстон для Балета Джоффри — балет “О мышах и людях” по мотивам одноименного романа Джона Стейнбека на музыку американского композитора Томаса Ньюмана — мы увидели в апреле. До этого в сезоне 2019-20 годов в театре шел ее балет “Джейн Эйр”.
Первые в истории совместные концерты ЧСО и Балета Джоффри с огромным успехом прошли в мае-июне 2019 года. В программе были композиции на музыку И.Стравинского. За 75 минут перед концертами состоятся беседы музыковеда Стивена Алтопа об исполняемых произведениях.
Nota bene! Билеты на концерты Чикагского симфонического центра — на сайте cso.org или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.