Действующие лица и исполнители: Гензель — Саманта Ханки (дебют в Лирик-опере), Гретель — Хайди Стобер, Мама — Александра Лобьянко, Отец — Альфред Уолкер (дебют в Лирик-опере), Ведьма — Джилл Гров. Дирижер — сэр Эндрю Дэвис. Режиссер-постановщик — Ричард Джонс. Возобновление совместной постановки Лирик-оперы и Национальной оперы Уэльса. 25 января — 5 февраля 2023 года (шесть спектаклей). Опера исполняется на немецком языке с английскими субтитрами. Продолжительность спектакля — 2 часа 20 минут с одним антрактом.
“Гензель и Гретель” — музыкальное переложение сказки братьев Гримм о брате, сестре и противной ведьме, отравляющей детям жизнь. Ведьма живет в лесу в доме из хлеба и сладостей, ненавидит детей и хочет их съесть. Но добро побеждает зло, и нас с вами ждет счастливая развязка… Немецкий композитор Энгельберт Хумпердинк (1854-1921) — верный последователь вагнеровского направления в музыке. Он писал симфонические произведения, оперы, работал в драматическом театре. “Гензель и Гретель” — самое популярное произведение Хумпердинка. Премьера оперы состоялась в Веймаре в 1893 году. Через четыре года она была поставлена в Мариинском театре под названием “Ваня и Маша”. С тех пор так и повелось: во всем мире героев оперы зовут Гензель (уменьшительное от Йоганн) и Гретель (уменьшительное от Маргарита), а в России — Ваня и Маша. Несмотря на непростую музыку, опера приобрела огромную популярность и традиционно ставится в театрах перед или во время рождественских каникул. Лирик-опера в этом смысле немного опаздывает, но лучше поздно, чем…
Совместная постановка Лирик-оперы и Национальной оперы Уэльса была сделана в сезоне 2001-02 годов, в ту пору, когда нынешний генеральный директор чикагской оперной компании Энтони Фрейд возглавлял Оперу Уэльса. Он неоднократно признавался в любви к “Гензель и Гретель” — первому оперному спектаклю, увиденному им в жизни. Постановка Ричарда Джонса вернулась в Чикаго в сезоне 2012-13 годов. В этом сезоне мы увидим второе возобновление постановки. Из состава десятилетней давности осталась только американская певица Джилл Гров в партии Ведьмы. Начиная с сезона 2003-04 годов, мы слышали ее в Лирик-опере в десяти партиях. Напомню некоторые из них: графиня Гешвиц (“Лулу” А.Берга, сезон 2008-09), Амнерис (“Аида” Дж.Верди, сезон 2011-12 годов), Клитемнестра (“Электра” Р.Штрауса, сезон 2012-13 годов), Баба-яга (“Русалка” А.Джоржака, сезон 2013-14 годов), Маргрет (“Воццек” А.Берга, сезон 2015-16 годов), Филиппьевна (“Евгений Онегин” П.Чайковского, сезон 2016-17 годов). Мне больше всего Гров запомнилась в клезмер-опере “Недвижимость” живущего в Лос-Анджелесе польского композитора Влада Мархулеца (сезон 2014-15 годов). Она замечательно исполнила партию бабушки Реджины Сигал, бежавшей из родной Польши, когда страну оккупировали нацисты.
В партии Гензель в Лирик-опере дебютирует восходящая звезда мировой оперы Саманта Ханки. В 2018 году она стала лауреатом Второй премии на конкурсе Operalia (том самом, где победил белорусский тенор Павел Петров). Недавно Ханки с блеском исполнила партию принца Шармана в “Золушке” Ж.Массне в Метрополитен-опере.
Еще один дебют — американский бас Альфред Уолкер в партии Отца.
Хайди Стобер последний раз пела в Лирик-опере в партии Далинды в “Ариоданте” Г.Ф.Генделя (сезон 2018-19 годов). Гретель — фирменная партия певицы, она пела ее в Метрополитен-опере и Опере Сан-Франциско.
В спектакле участвует Uniting Voices Chicago (прежнее название — Чикагский детский хор) в составе тридцати человек. Хормейстер — Жозефин Ли.
Многолетний (с 2001 до 2021 года) музыкальный руководитель Лирик-оперы сэр Эндрю Дэвис вернется в театр в качестве приглашенного маэстро. В прошлом сезоне он дирижировал Девятой симфонией Л.ван Бетховена. В беседе со мной сэр Эндрю назвал “Гензель и Гретель” одной из своих любимых опер. Он сказал: “Первый раз я дирижировал этой оперой в Метрополитен-опере. Я помню наш разговор с концертмейстером группы валторн во время репетиции секции медных духовых инструментов. Я сказал ему, что люблю эту оперу, а он ответил: “Хумпердинк — это Вагнер на прозаке”. А вот еще одна ремарка, уже из разговора с контрабасистом Мельбурнского симфонического оркестра. Он сказал: “Музыка Хумпердинка похожа на музыку Вагнера, но написана приятным человеком”. Так что я жду встречи с музыкой, “написанной приятным человеком”. А я жду новой встречи с сэром Эндрю.
“Гензель и Гретель” поставил известный своей радикальностью британский режиссер Ричард Джонс. Мы помним его “Пиковую даму” — последний до пандемии спектакль Лирик-оперы сезона 2019-20 годов. Опера смотрелась, как захватывающий психологический триллер а-ля Хичкок. Джонс — режиссер интересный, спектакли у него необычные. В сезоне 2018-19 годов мы видели две его постановки: первую за тридцать лет новую “Богему” Дж.Пуччини и “Ариоданта” Г.Ф.Генделя. Джонс пять раз удостаивался престижной британской театральной премии имени Лоуренса Оливье.
Художник-постановщик и дизайнер костюмов — лауреат премии Benois de la Danse (высшая награда в области балетного искусства) 2019 года Джон Макфарлейн. Его специализация — оперные и балетные спектакли. Он сотрудничал с такими театрами, как Ковент-Гарден и Метрополитен-опера, многие из его костюмов находятся в музеях по всему миру. Но счастье он находит в другом. В одном из интервью Макфарлейн сказал: “Счастье — это когда все мои костюмы выходят на сцену”.
Nota bene! Билеты на спектакли сезона 2022-23 годов — на сайте Лирик-оперы www.lyricopera.org, по телефону 312-827-5600 или в кассе театра по адресу: 20 North Upper Wacker Drive, Chicago, IL 60606.