“Гамлет” языком танца

Премьера в США

Сцены из спектакля “Трагедия Гамлета, принца Датского”. Все фото - Стефани Буржуа
Сцены из спектакля “Трагедия Гамлета, принца Датского”. Все фото - Стефани Буржуа

23 и 24 ноября в Чикаго состоится американская премьера спектакля “Трагедия Гамлета, принца Датского” (“The Tragedy of Hamlet: Prince of Denmark”). Танцевальную версию бессмертной пьесы Уильяма Шекспира представляют всемирно известный режиссер Робер Лепаж и ведущий солист Национального балета Канады Гийом Котэ.

Робер Лепаж — одна из определяющих фигур современного театра. Его каждая новая постановка вызывает бурю разнообразных эмоций. Он работает в драматическом театре и цирке, с театром кабуки и китайской оперой, театром теней и вьетнамским кукольным театром на воде, играет в кино, ставит оперы, пишет сценарии, танцует с Сильви Гиллем, фонтанирует идеями и дразнит критиков своей полной непредсказуемостью. Предстоящая новая работа Лепажа — прекрасный повод поговорить о нем и его творчестве.

Уже в 1984 году первый спектакль Лепажа “Круговорот” (“Circulations”) получил престижную награду в Канаде, следующий — “Трилогия Дракона” (“The Dragons’ Trilogy”) — сделал его известным во всем мире. С 1989 по 1993 годы он был художественным руководителем Национального центра искусств в Оттаве, в 1997 году создал в Квебеке культурный центр La Caserne Dalhousie. В 1992 году Лепаж стал первым представителем Северной Америки, кому доверили поставить Шекспира (“Сон в летнюю ночь”) на сцене Королевского национального театра Лондона. Не обошлось без скандала: режиссер покрыл сцену театра таким количеством грязи, что зрителям первых рядов выдавали специальные пластиковые плащи, чтобы они не запачкались. После Шекспира Лепажу захотелось поработать в совершенно другом жанре, и в 1993 году он поставил объехавшее весь мир эстрадное шоу Питера Габриэля “Секретный мировой тур”. Преклоняющийся перед Лепажем певец описывает его как создателя “театра для людей, которые не любят театр”.

Лепаж — основатель (1994 год) и бессменный руководитель театра Ex Machina в Квебеке. Это название происходит от выражения “deus ex machina”. В античном театре выражение обозначало бога, появляющегося в финале спектакля при помощи специальных механизмов (например, “спускающегося с небес”) и решающего проблемы героев. Ex Machina создает оригинальные спектакли, постановки на основе существующих текстов, мультимедийные проекты с использованием новейших технологий. Так, в год четырехсотлетнего юбилея Квебека в 2008 году театр Ex Machina представил самую большую в истории архитектурную проекцию “The Image Mill” (“Мельница образов”). В 2009 году на том же месте была создана уникальная световая инсталляция “Aurora Borealis” (“Северное сияние”).

Имеющий свой театр Лепаж всегда с удовольствием откликается на предложения со стороны. Так, в 2004 году, оставив на время драматический театр, он отправился в Cirque du Soleil и создал, как мне кажется, лучшее цирковое шоу всех времен и народов — “KÀ”. Премьера шоу состоялась 26 ноября 2004 года в Лас-Вегасе.

“KÀ” поражает воображение даже самых искушенных любителей циркового искусства. Представление разворачивается на колоссальной круговой вращающейся сцене, которая является не просто фоном, а элементом действия, виртуального путешествия с воздушными гимнастами, видеопроекциями и эмоциональным саундтреком. “KÀ” — это шоу огня: дикого, мощного, всепроникающего. Такой огонь может разделить или объединить, осветить или уничтожить. “KÀ” — сентиментальная и трогательная сказка, история взросления близнецов: девушки и юноши. Они пускаются в опасное путешествие и побеждают в схватке со злом, преодолевая на своем пути множество препятствий. Им надо быть начеку каждую секунду. Враги не дремлют: они вылетают с разных сторон, сотни стрел пролетают рядом… “KÀ” — это вершина развлекательных зрелищ, выставка технических достижений в театральном искусстве. Дух захватывает от визуальных эффектов спектакля. Сцена шторма, опрокидывающего корабль, — одна из самых впечатляющих в спектакле. Специально разработанная конструкция корабля весит свыше восьмисот шестидесяти килограмм, его качание и повороты полностью управляются артистами со сцены. Невероятно зрелищно смотрится эпизод метели. Девушку спасают горные жители, поднимаясь на пятьдесят футов по вертикальной стене, чтобы присоединиться к своим соплеменникам на вершине. Видеопроекция ледяной скалы реагирует на движения артистов, создавая эффект падающих камней. Стена чувствительна к прикосновениям. В момент ее касания акробатами запускается анимация. Следом за сестрой в беду попадает брат-близнец. Он заключен в объятия Колеса смерти и спасается только благодаря помощи доброй девушки — дочери главного лучника… Никогда прежде в театре мы не видели такого огромного количества тяжелейших трюков. Буйная фантазия создателей безгранична. Каждая новая сцена — шаг вперед, каждый новый трюк — нечто особенное и уникальное. При этом техническое совершенство не является самоцелью. При кажущейся перегруженности техническими эффектами спектакль полон лирики, иронии, чувства юмора. Замечателен эпизод, когда близнецы, оказавшиеся после кораблекрушения на песчаном пляже, сталкиваются с гигантскими морскими существами — совсем не страшными, а очень милыми. Добродушная черепаха, озорная морская звезда, игривый краб… Элементом спектакля становится не только сцена, но и декорации шоу. Кажется, что сами стены театра, где происходит действие, дышат, двигаются, поют… Все это чудо фантазии и технологий придумал и воссоздал на сцене “обыкновенный волшебник” Робер Лепаж. Через пять лет после “KÀ” он вернулся в Cirque du Soleil и поставил с этой цирковой компанией еще один спектакль — “TOTEM”.

Продолжим экскурсию по “сценам Лепажа”. Для этого отправимся в оперу — Лепаж чувствует себя комфортно и в оперном мире. В Метрополитен-опере он дебютировал в 2008 году с оперой Г.Берлиоза “Осуждение Фауста”. В сезоне 2010-11 годов он поставил в МЕТ тетралогию Р.Вагнера “Кольцо нибелунга”. Эти спектакли стали самыми дорогостоящими в истории нью-йоркского оперного театра. Там же, в МЕТ, он поставил оперы английского композитора Томаса Адеса “Буря” (сезон 2012-13 годов) и финского композитора Кайи Саариахо “Любовь издалека” (сезон 2016-17 годов). В “Любви…” Лепаж снова преобразил привычный вариант сцены, придумав поместить действие в… воду.Опера Саариахо заведомо статична, однако ее статичность компенсируется изобретательностью постановки. Свет и море — вот главные элементы спектакля Лепажа. Более чем два десятка параллельных нитей из двадцати восьми тысяч красочных светодиодов создают постоянно меняющийся (иногда — спокойный, иногда — бурный) морской фон. Свет помогает нам понять всю степень любви разделенных водой главных героев оперы — трубадура и принцессы, свет обеспечивает визуальное дополнение к музыке. Лепаж говорит: “Мне хотелось сделать что-то импрессионистское. Сидеть в течение нескольких часов, глядя на море, — в этом есть что-то медитативное. Как смотреть на костер. Спектакль хорош, когда в нем есть встреча пространства и времени, когда время и пространство становятся несущественными”. Получилось действительно потрясающе красиво — музыка на фоне мерцания воды, солисты в водных отражениях. Получилось действительно нечто медитативное — как раз то, о чем говорил режиссер.

Каждая новая работа Лепажа привлекает к себе огромное внимание, будь то восьмичасовой эпос “Липсинк” (“Lipsynch”, 2007), драма о противостоянии Запада и Востока “Голубой дракон” (“The Blue Dragon”, 2008), танцевальная сага “Эонагата” (“Eonnagata”, 2009), иммерсивный проект “Ночь в библиотеке” (“The Library at Night”, 2015), на котором зрителям выдавались шлемы и они отправлялись в путешествие по библиотекам мира, или “Мастер и Маргарита”, который Лепаж поставил в Московском театре Наций в декабре 2019 года.

Лепаж всегда находится в авангарде мирового театрального процесса, жадно впитывая новейшие технологии и используя их в своих спектаклях. В феврале 2013 года в лондонском Roundhouse Theatre я видел спектакль “Игральные карты: пики” (“Playing Cards 1: SPADES”) — первую часть будущей тетралогии. Наиболее притягивающим звеном спектакля, действие которого происходило в Лас-Вегасе, стала круговая сцена и, как следствие, иной способ сценического пространства. Пустая сцена. Нет ни кулис, ни занавеса, ни декораций. Неожиданно, из-под сцены, из люков и отверстий, как deus ex machina, возникают не только актеры, но и реквизит, декорации: двери, кресла, солдатские кровати, диван в гостиничном номере, барная стойка, бассейн. Лепаж объясняет: “Я хотел рассказать универсальную историю, и для этого мне нужно было пространство не просто круговое, но сферическое. Вы знаете, что меняется, когда думаешь о сферическом пространстве? Начинаешь думать, как включить в действие потолок! Все жесты, движения, объекты требуют образов в трех измерениях”. Впереди нас ждали три части, и, как обещал режиссер, в каждой были свои особенности. Тема второй части “Сердца” (“HEARTS”) — любовь, действие происходило в Париже. Остальные две части — “Алмазы” (“DIAMONDS”) и “Трефы” (“CLUBS”).

Работал Лепаж и в кино: в качестве актера в фильме “Иисус из Монреаля” Дени Аркана и режиссера в фильмах “Исповедальня” и “Обратная сторона Луны”.

Одним из последних проектов Лепажа стал иммерсивный проект “Библиотека ночью” в Торонто в марте 2022 года.

Робер Лепаж — лауреат Премии генерал-губернатора в области исполнительских искусств, кавалер Ордена Канады.

Спектакли Лепажа — это всегда ярко, необычно, талантливо! На этот раз нас ждет бессловесная постановка с элементами классической и современной хореографий. Используя выразительный световой дизайн и подвижные декорации, призраки и люди, свет и тень смешиваются в минималистском танце, а в результате получается метафорическая интерпретация шекспировской драмы, соединяющая динамичные движения ансамбля из девяти танцоров с тем, что скрывается в уголках человеческого разума. Гийом Котэ говорит: “Робер поставил множество отмеченных наградами “Гамлетов” и даже сам сыграл принца Датского. Его глубокое и тонкое понимание пьесы стало темой для обсуждения, когда в 2018 году мы работали над спектаклем “Frame by Frame” в Национальном балете Канады. Понимая характеры шекспировской трагедии, мы можем оценить важность принятия мер для решения проблем человечества. Нет лучшего времени, чтобы объединиться посредством общего опыта”.

“Гамлет”, как пьеса, так и персонаж, оставили неизгладимый след в моей карьере, — добавляет Лепаж. — Чрезвычайно вдохновляющей идеей стала для меня возможность снова поработать с Гийомом и найти невербальное выражение внутренних противоречий и парадоксов принца Датского. Постановка основана на движении и использовании сценического пространства. Я думаю, люди узнают мою “подпись” в этом спектакле.”

  • Сцены из спектакля “Трагедия Гамлета, принца Датского”. Все фото - Стефани Буржуа
  • Сцены из спектакля “Трагедия Гамлета, принца Датского”. Все фото - Стефани Буржуа
  • Сцены из спектакля “Трагедия Гамлета, принца Датского”. Все фото - Стефани Буржуа

Солист и хореограф Гийом Котэ — один из самых знаменитых танцовщиков Канады. С 2004 года — ведущий солист Национального балета Канады. Он исполнил главные партии в основных классических балетах, поставил для труппы множество спектаклей, включая “Being and Nothingness” и “Le Petit Prince”. В качестве солиста выступал в лучших балетных театрах мира, в том числе — в Королевском балете Лондона, Ла Скала, Американском театре балета, Нью-Йоркском городском балете. Художественный руководитель Festival des Arts de Saint-Sauveur. С 2019 года — основатель и руководитель танцевальной компании Côté Danse, в активе которой — сто двадцать пять представлений в более чем двадцати городах с четырьмя постановками. Лауреат La médaille de l’Assemblée Nationale du Québec за служение искусству (2011 год). С июня 2021 года — Рыцарь Национального ордена Квебека (самая престижная награда, учрежденная правительством провинции Квебек).

Сотрудничество Робера Лепажа и Гийома Котэ началось в 2018 году с балета “Frame by Frame” Национального балета Канады. Летом 2022 года они представили нашумевшее мультимедийное танцевальное шоу “Touch”, созданное на стыке балетного искусства и новейших световых технологий (это была одна из постановок Côté Danse). “Гамлет” — третья совместная работа режиссера и хореографа и третье обращение Лепажа к тексту шекспировской трагедии. В середине девяностых он создал моноспектакль “Эльсинор”, в 2013 году в Московском театре Наций поставил спектакль “Гамлет/Коллаж”, где исполнителем всех ролей выступил Евгений Миронов.

Спектакль Лепажа-Котэ — не первая попытка рассказать историю Гамлета языком музыки и танца. В историю вошли “Гамлет” Брониславы Нижинской, в котором использовалась музыка Листа, балет Роберта Хелпмана с музыкой Чайковского, постановка Раду Поклитару и Деклана Доннеллана с музыкой Шостаковича. В “Гамлете” Лепажа-Котэ звучит оригинальная музыка композитора Джона Гзовски. В богатой музыкальной партитуре спектакля выделяется звучание хурди-гурди — струнного инструмента XVII века. Это придает особый колорит происходящему на сцене. Именно этот инструмент звучал в первой постановке “Гамлета” в театре Глобус.

Композитор, звукорежиссер, музыкант Джон Гзовски работал над более чем двумястами театральными, танцевальными и кинопостановками, для которых он сочинял музыку, создавал звуковое оформление, исполнял музыку и выступал в качестве музыкального руководителя. Он играл на банджо в опере в Банфе, изучал классическую музыку Карнатика в Индии, играл на уде и гитаре на джазовых и фолк-фестивалях в Канаде и Европе. Его театральная работа принесла ему восемнадцать номинаций и шесть Dora Mavor Moore Awards. Гзовски выпустил несколько записей, включая релизы с Патрисией О’Каллаган, Tasa и Autorickshaw, и получил номинацию на премию “Juno”. Он руководил первой в Канаде микротональной группой, гастролировал по Канаде, исполняя произведения Гарри Партча, выступал с несколькими новыми группами, был одним из художественных руководителей Музыкальной галереи.

В творческой команде Лепажа-Котэ собрались выдающиеся дизайнеры современного театра во главе с креативным директором театра Ex Machina Стивом Бланше, имеющим более чем двадцатипятилетний опыт работы в сфере искусства и культуры. Среди самых известных работ Бланше — “Кориолан” Шекспира на Стратфордском фестивале и “Волшебная флейта” Моцарта на оперном фестивале в Квебеке. Художник по свету — многократный лауреат премии “Dora Mavor Moore” Саймон Росситер. Он специализируется на танцевальных постановках, сделал более трехсот спектаклей с такими компаниями, как Национальный балет Канады и Театр танца Торонто. Художник по костюмам Майкл Джанфранческо участвовал во многих театральных, оперных и балетных постановках. Его работы демонстрировались на Стратфордском фестивале и Фестивале Россини в Италии.

Мировая премьера “Гамлета” Лепажа-Котэ с огромным успехом прошла 3 апреля 2024 года в Торонто. Газета Toronto Guardian назвала постановку “союзом, заключенным на небесах исполнительского искусства” и “танцевальным событием года, которое нельзя пропустить”, а журнал Intermission Magazine — “захватывающим представлением”. Европейская премьера спектакля состоялась в начале июня на Международном шекспировском фестивале (Le Festivalul Internacial Shakespeare) в городе Крайова (Румыния).

В организации американской премьеры участвуют компании Ex Machina, Côté Danse, Dvoretsky Productions, Show One Productions. Спектакль идет сто минут без антракта.

Nota bene! Американская премьера спектакля “Трагедия Гамлета, принца Датского” состоится 23 ноября в 7.30 pm, 24 ноября в 1.00 и 6.30 pm в The Harris Theater for Music and Dance, 205 East Randolph Street, Chicago, IL 60601. Билеты — на сайте www.harristheaterchicago.com или по телефону 312-334-7777.