В Чикаго закончился первый, инаугурационный сезон международного проекта “Stage Russia HD” (продюсер – Эдди Аронофф). Впервые на большом экране любители театра получили возможность увидеть лучшие спектакли российских театров. В первом сезоне их было четыре: ”Евгений Онегин” А.Пушкина Московского театра имени Вахтангова в постановке Римаса Туминаса, “Вишневый сад” А.Чехова Московского Художественного театра (МХТ) в постановке Адольфа Шапиро, “Анна Каренина” Московского театра имени Вахтангова в постановке Анжелики Холиной, “Черный монах” А.Чехова Московского театра юного зрителя (МТЮЗ) в постановке Камы Гинкаса. Почти все спектакли прошли при переполненных залах, все они вызвали широкий общественный резонанс. Во втором сезоне 2017-18 года мы увидим пять спектаклей. О них – в этой статье.
16 сентября 2017 года, 2.00 pm. “Чайка“ А.Чехова. Московский театр “Сатирикон”. Режиссер-постановщик – Юрий Бутусов. Художник – Александр Шишкин. Композитор – Фаустас Латенас. В ролях: Полина Райкина, Лика Нифонтова, Денис Суханов, Агриппина Стеклова, Дарья Урсуляк. Театральный критик Марина Шимадина пишет о “Чайке” так: “Редкий спектакль, где забываешь, что чеховскую “Чайку” знаешь наизусть, и удивляешься новым, прежде не замеченным деталям, который смотришь, затаив дыхание. В спектакле Юрия Бутусова есть такая небывалая свобода, такой драйв и такая степень откровенности, какие в нашем театре, казалось, давно уже перевелись”. Премьера спектакля состоялась 15 апреля 2011 года. Награда: Российская национальная театральная премия “Золотая маска” за лучшую режиссуру (сезон 2010-11 годов). Подробности – на сайте http://www.satirikon.ru/performance/repertoire/chayka/.
11 ноября 2017 года, 2.00 pm. “Самоубийца” Н.Эрдмана. Студия театрального искусства (СТИ). Режиссер-постановщик – Сергей Женовач. Художник – Александр Боровский. В ролях: Вячеслав Евлантьев, Евгения Громова, Анастасия Имамова, Алексей Вертков, Мария Шашлова, Григорий Служатель, Сергей Качанов, Игорь Лизенгевич. Из беседы с Сергеем Женовачом: “Наш спектакль – высказывание о том, что происходит сейчас с людьми, попытка поразмышлять о сегодняшнем “маленьком человеке”. Мысль главного героя Подсекальникова о том, что жить хочется, на работу ходить хочется, любить хочется, кому-то может показаться обывательской, но для нас она важна”. Премьера спектакля состоялась 1 марта 2015 года. Награды: Международная премия Станиславского в номинации “Перспектива” и Театральная премия газеты “Московский комсомолец” – Вячеславу Евлантьеву за роль Подсекальникова. Подробности – на сайте http://sti.ru/samoubiyca/.
13 января 2018 года, 2.00 pm. ”Дядя Ваня” А.Чехова. Московский театр имени Вахтангова. Режиссер-постановщик – Римас Туминас. Сценография и костюмы – Адомас Яцовскис. Композитор – Фаустас Латенас. В ролях: Сергей Маковецкий, Владимир Симонов, Евгения Крегжде, Людмила Максакова, Анна Дубровская, Артур Иванов, Юрий Красков, Инна Алабина. После “Евгения Онегина” от Туминаса ждешь только откровений. И вот вам еще одно – его первая громкая постановка в Вахтанговском театре. Театральный критик Марина Давыдова сразу разглядела в спектакле большое будущее: “Туминас сделал простую в общем-то вещь. Он всех без исключения героев пьесы – от Серебрякова до Войницкого – представил неудачниками, изживающими (каждый по-своему) свои комплексы. Он обнажил и укрупнил эту подспудную тему чеховской драмы. Некрасивая Соня тяготится тут своей некрасивостью, непросыхающий алкоголик Астров – глухотой к его явно завиральным идеям о лесах, Вафля – злобно изживает свое изгойство. Сам же дядя Ваня изживает мечту – хочет походить на Шопенгауэра, более всего походит как раз на Вафлю. Постаревший, ударенный пыльным мешком вечный мальчик, который никак не может стать мужчиной… Положенные на музыку Фаустаса Латенаса сценические шаржи Туминаса немного напоминают дивертисмент, эдакий парад фриков, вынужденных жить друг с другом под одной крышей. Но время от времени в этих фриках вдруг обнаруживается нечто иное, чем закомплексованность. Какая-то просветленность…
В каждом из них есть искра божья, заставляющая и Серебрякова, и Соню, и Астрова, и Войницкого стоически принимать невзгоды, тщетно взывать в пустоту, молить о совершенстве, надеяться на любовь и спасение. Эти редкие, но пронзительные ноты спектакля заставляют признать: в звенящем туминасовском гротеске на самом деле куда больше теплоты, чем в изгнанном с вахтанговских подмостков холодном и пустом академизме, часто ошибочно принимаемом за любовь к традиции и отчизне”.
В июне спектакль с триумфальным успехом был показан в Нью-Йорке, Бостоне и Торонто. Премьера спектакля состоялась 2 сентября 2009 года. Награды: Лауреат премии “Хрустальная Турандот” за лучший спектакль сезона 2009-10 годов, лауреат Международной театральной премии имени Станиславского (2010 год), лауреат ежегодной театральной премии СТД России “Гвоздь сезона” (2011 год), лауреат Российской национальной театральной премии “Золотая маска” за лучший спектакль 2011 года. Подробности – на сайте http://www.vakhtangov.ru/shows/dyadyavanya.
10 марта 2018 года, 2.00 pm. “Макбет. Кино“ У.Шекспира. Санкт-Петербургский театр имени Ленсовета. Режиссер-постановщик – Юрий Бутусов. Балетмейстер – Николай Реутов. В ролях: Иван Бровин, Лаура Пицхелаури, Виталий Куликов, Григорий Чабан, Роман Кочержевский, Александр Новиков, Евгения Евстигнеева, Всеволод Цурило. Шекспировед Алексей Бартошевич поделился впечатлениями после премьеры: “Это современнейший спектакль, но не на уровне газетных формулировок, а на уровне всесокрушающего ритма. Замечательный документ о биении современной жизни, об этом холодном безумии, об этой яростной шизофрении, о мире, одержимом бесконечным рэпом. Один из главных лейтмотивов спектакля – ветер, под порывами которого трепещут и содрогаются люди, как трепещет подвластное ветру белье во дворе, которое вывешивают сушить на веревках… Самая сильная работа в этом спектакле – леди Макбет (и одна из “вещих сестер”) Лауры Пицхелаури. Потрясающая ожесточенность отчаяния, от которого содрогается ее героиня, жуткие и прекрасные танцы, предсмертное топотание захватывают зал чудовищным ритмом, но за этим – настоящая тоска, настоящий крик боли, настоящая безнадежность. Вдруг в труппе, почти для всей публики (по крайней мере, непитерской), безвестной, где мы знаем три-четыре медийных лица, режиссер сделал такое замечательное открытие – нашел эту актрису”. Премьера спектакля состоялась 13 октября 2012 года. Награда: Специальная премия жюри Российской национальной премии “Золотая маска” “За поиск уникального сценического языка” (2014 год). Подробности – на сайте http://lensov-theatre.spb.ru/repertoire/bolshaya-scena/makbet-kino/.
19 мая 2018 года, 2.00 pm. “Сверлийцы“ Московского Электротеатра Станиславского. Режиссер-постановщик – Борис Юхананов. Художник – Степан Лукьянов. Композиторы – Дмитрий Курляндский и Борис Филановский. Дирижер – Филипп Чижевский. Исполнители: N’Caged, вокальный ансамбль под руководством Арины Зверевой; QUESTA MUSICA, ансамбль под руководством Марии Грилихес; МАСМ (Московский ансамбль современной музыки). Оперный сериал “Сверлийцы” – из разряда фильмов в жанре “фэнтези”. Вымышленная волшебная страна Сверлия пребывает в трех временах: прошлом, настоящем, будущем. Из Сверлии к Земле можно попасть тропами. Один путь – через Венецию, второй – через Санкт-Петербург. Населяет Сверлию множество рас, управляют ею царь Упырь и царица Лядище… Ну и так далее. Даже судя по описанию, нас ждет нечто невиданное. Театральный критик Вадим Рутковский уверен: “Ничего подобного в российском театре никто прежде не предпринимал… Масштаб и значимость предпринятого Юханановым эксперимента трудно переоценить. Современные российские композиторы участвуют не то чтобы в изящном летнем фестивале Электротеатра – они творят коллективный текст. Примерно как в 1926 году 25 советских писателей (в списке значатся Исаак Бабель и Михаил Зощенко, Алексей Толстой и Леонид Леонов, Александр Грин и Константин Федин) по заданию главреда “Огонька” Михаила Кольцова сочинили роман “Большие пожары” – революционный ответ коллективистскому духу эпохи. Раньше, конечно, было совсем другое время, но утопический романтизм Бориса Юхананова обладает серьезным даром убеждения. И это действо… оказывается жизнеспособным”. Премьера спектакля состоялась в апреле 2012 года. Подробности – на сайте http://electrotheatre.ru/events/sverliycy.
Все спектакли идут на русском языке с английскими субтитрами.
Сезон выглядит многообещающим. Из пяти спектаклей четыре представляют четыре разных театра. Впервые в одном сезоне мы увидим два спектакля одного режиссера. Это один из ярчайших представителей русского театра Юрий Бутусов. Впервые мы увидим на большом экране спектакли Сергея Женовача и Бориса Юхананова. Впервые проект Stage Russia покидает Москву и отправляется в город на Неве, чтобы представить спектакль Санкт-Петербургского театра имени Ленсовета. Показ лучших спектаклей Вахтанговского театра продолжится шедевром Римаса Туминаса “Дядя Ваня”. Целое созвездие молодых российских актеров, звезд сегодняшней театральной сцены мы увидим в “Чайке”. Потрясением все называют игру Лауры Пицхелаури в роли леди Макбет. Снова мы встречаемся с гениальным Маковецким и его замечательными партнерами. Наконец, новые имена и лица ждут нас на спектакле “Самоубийца” и самом радикальном эксперименте сезона – спектакле Электротеатра Станиславский “Сверлийцы”. В общем, все необычно, интересно, все надо смотреть, все заслуживает обсуждения, чем и будем заниматься в будущем сезоне. В том числе – на этих страницах. А пока… О программе второго сезона и планах на будущее я поговорил с продюсером проекта Stage Russia Эдди Аронофф. Эксклюзивное интервью с ним читайте в следующем выпуске нашей газеты.
Nota bene! Все спектакли демонстрируются в помещениях Josephine Louis Theater (20 Arts Circle Drive, Evanston, IL 60208) и Ethel M. Barber Theater (30 Arts Circle Drive, Evanston, IL 60208). Заказ билетов – на сайте https://web.ovationtix.com/trs/pr/976024. Все новости о проекте “Stage Russia HD” – на сайте http://www.stagerussia.com/.