Frederick C. Robie House

5757 S. Woodlawn Ave., Oak Park

Frederick C. Robie House

Frederick C. Robie House – одно из cамых известных творений великого архитектора Фрэнка Ллойда Райта.

Особняк был построен Райтом в 1910 году в стиле Prairie Style (Prairie School) по заказу 28-летнего Фреда Роби, помощника менеджера Excelsior Supply Company, владельцем которой был его папаша. А иначе как бы не слишком преуспевающий молодой человек смог выложить $58,5 тыс., что в пересчете на нынешние деньги составляет $1.3 млн. Это был последний дом, спроектированный Райтом в его знаменитой мастерской в Oak Park. После этого Райт уехал учить европейских архитекторов уму-разуму, в результате чего появились немецкий Баухауз и русский конструктивизм.

Frederick C. Robie House

Однако вернусь к теме. Фред и его молодая жена Лора решили построить дом возле университета. За несколько лет до этого Лора закончила University of Chicago и не хотела отрываться от активной общественной университетской жизни. К сожалению, молодая чета с двумя маленькими детьми всего 14 месяцев наслаждалась жизнью в этом чудесном доме. Сначала умер отец Фредерика, затем у компании возникли финансовые проблемы, ну и, наконец, распалась семья Фреда и Лоры. Дом был продан Дейвиду Ли Тейлору (David Lee Taylor), президенту рекламной компании Taylor-Critchfield Company. Однако и Тейлору не пришлось долго здесь пожить – он умер менее чем через год, и его жена в 1912 году продала дом Маршалу Уилберу (Marshall D. Wilber), казначею Wilber Mercantile Agency. Уилбер с семьей был более удачлив и прожил в доме 14 лет, но в 1926 году и ему пришлось с домом расстаться – он его продал Chicago Theological Seminary (Чикагская Теологическая семинария). Ну а там, где религия, как мы знаем из школьной советской программы, добра не жди. Так случилось и на сей раз. Семинария использовала Robie House как общагу, ну а что такое общага мы же все знаем, через это большинство из нас прошло. Более того, «реакционное духовенство» дважды пыталось снести дом – в 1941, когда его спасли чикагские архитекторы при непосредственном участии Мис Ван дер Роэ, и в 1957, когда в дело вмешался уже сам Фрэнк Ллойд Райт. 90-летний архитектор пришел к дому в сопровождении прессы, студентов и представителей общественных организаций, чтобы опротестовать снос своего творения. Шуму было много, скандал принял международный размах. О попытке сноса здания Райт высказался довольно жестко: «Это все демонстрирует опасность, когда духовное доверяют клирикам» («It all goes to show the danger of entrusting anything spiritual to the clergy.») (И что странно – я как раз собирался в шутку написать нечто подобное, но неожиданно прочел вышеприведенную фразу Райта на одном сайте). Короче говоря, после вмешательства в дело городской комиссии по памятникам (Commission on Chicago Landmarks) Robie House был сохранен. Здание перекупил друг Райта нью-йоркский торговец недвижимостью Уильям Зекендорф (William Zeckendorf), который в свою очередь в 1963 году подарил дом университету. Но лишь в 1997 году, после длительных реставрационных работ, когда был восстановлен первоначальный облик, здесь был открыт музей. Прошу прощения за столь длительное вступление, но мне оно кажется более важным, чем мои собственные впечатления дилетанта, коих не так уж много. Говоря о Robie House, неплохо бы рассказать и о самом стиле Prairie Style, но тогда я слишком далеко уйду от темы этих заметок. Если кто-то о таковом стиле не слышал, но его это интересует, то полистайте интернет – там масса информации.

Frederick C. Robie House

Если же говорить об авторском замысле Райта, то летящая распластанная форма здания должна была создавать впечатление бескрайних просторов прерий нашего Среднего Запада Соединенных Штатов.

Райт оснастил Robie House многими технологическими новинками своего времени – электрическим освещением, отопительной системой под полом, кондиционерами. Вся деревянная мебель, цветные витражи окон также были спроектированы Райтом, что усиливает впечатление о цельности заложенной идеи. Внутренние помещения второго, главного этажа, не имеют дверей, поэтому создается ощущение большого пространства, разделенного камином и лестницей. Третий этаж, где расположены спальни, был закрыт для посещения, а на первом мы имели возможность посмотреть только небольшой холл у входа, и через стекла дверей были видны две комнаты, которые служат, очевидно, как подсобные помещения. Пожалуй, на этом я прекращу свои словесные упражнения, смотрите фотографии – они гораздо лучше меня расскажут о Frederick C. Robie House. В музее фотографировать нельзя, поэтому все снимки интерьера взяты из интернета.