“Дон Карлос” Дж.Верди.Действующие лица и исполнители: Филипп II — Дмитрий Белосельский, Елизавета Валуа — Рейчел Уиллис-Соренсен, Принцесса Эболи — Клементин Маргейн, Дон Карлос — Джошуа Герреро, Родриго — Игорь Головатенко (дебют в Лирик-опере), Великий инквизитор — Соломан Ховард. Дирижер — Энрике Маццола. 9 — 25 ноября 2022 года (пять спектаклей). Премьера Лирик-оперы. Постановка Оперы Франкфурта. Режиссер — Дэвид Маквикар. Опера исполняется на французском языке с английскими субтитрами. Продолжительность спектакля — 3 часа 50 минут с одним антрактом.
Событие в культурной жизни Чикаго — впервые в Лирик-опере пятиактная французская версия оперы Джузеппе Верди “Дон Карлос”! Взяв за основу драму Фридриха Шиллера 1787 года “Дон Карлос, инфант Испанский” о трагической любви инфанта и королевы на фоне испанской инквизиции, итальянский композитор сочинил драматическую историю о власти, любви и предательстве. Премьера “Дон Карлоса” состоялась в Парижской опере 11 марта 1867 года. Музыкальный мир ожидал триумфа, но триумфа не последовало. Зрители и критики прохладно отнеслись к новому творению Первого композитора Италии. Спустя пятнадцать лет Верди вернулся к работе над оперой. Он существенно сократил партитуру, убрал балетные сцены, в некоторых местах изменил музыку. Так появилась так называемая итальянская четырехактная версия оперы. В ее создании принимал участие один из авторов либретто “Аиды” Антонио Гисланцони. Известны еще две смешанные версии “Дон Карлоса”. Обычно в оперных театрах исполняется итальянская версия, но Лирик-опера замахнулась на большее. В результате нас ждет одна из самых масштабных постановок в истории Лирик-оперы. Несколько слов о солистах.
Российский бас-баритон Дмитрий Белосельский блестяще дебютировал в Лирик-опере в партии Захарии (“Набукко” Дж.Верди, сезон 2015-16 годов). После этого он вернулся в Чикаго с небольшой, но очень яркой партией князя Гремина (“Евгений Онегин” П.Чайковского, сезон 2016-17 годов). Белосельский родился в 1975 году в городе Павлограде (Украина). Выпускник Российской академии музыки имени Гнесиных. В течение нескольких сезонов исполнял сольные партии в постановках оперного фестиваля в Брегенце (Австрия). Лауреат Второй премии XIII Международного конкурса имени П.Чайковского (2007 год). Он был солистом Московского камерного хора В.Минина, с 2005 года пел в Мужском хоре Московского Сретенского монастыря, сейчас выступает на лучших оперных сценах мира, присоединяясь к хору на гастролях в качестве солиста. Так, он солировал в единственном выступлении хора в Чикаго 11 октября 2012 года. С 2010 года — солист Большого театра. Он исполнял партию Банко в концертном исполнении “Макбета” Дж.Верди с Чикагским симфоническим оркестром (далее — ЧСО) под управлением Риккардо Мути (сезон 2013-14 годов), пел в Реквиеме Дж.Верди с ЧСО под управлением Риккардо Мути в сезоне 2018-19 годов.
Американская певица Рейчел Уиллис-Соренсен запомнилась мне ролью Донны Анны в возобновлении спектакля Роберта Фоллса “Дон Жуан” В.А.Моцарта (Лирик-опера, сезон 2019-20 годов). Рейчел сейчас нарасхват: только за последний год она выступила в Опере Сан-Франциско, Венской опере, Дрезденской опере, Баварской опере и Опере Франкфурта. 25 февраля 2022 года студия Sony Classical объявила о подписании эксклюзивного контракта с певицей. Ее дебютный альбом “Rachel” вышел 8 апреля.
В главной партии Дон Карлоса — американский тенор Джошуа Герреро. Он дебютировал в Лирик-опере в партии Макдуфа в “Макбете” Дж.Верди (сезон 2021-22 годов). Герреро родился и вырос в Лас-Вегасе. Выпускник UCLA и молодежных программ Опер Санта-Фе и Лос-Анджелеса. Выступает главным образом в Европе. Среди его главных достижений — партии Габриэле Адорно (“Симон Бокканегра” Дж.Верди) в Опере Бордо, Де Грие (“Манон Леско” Дж.Пуччини) в Опере Франкфурта, Пинкертона (“Мадам Баттерфляй” Дж.Пуччини) на Оперном фестивале в Глайндборне, Неморино (“Любовный напиток” Г.Доницетти) в Teatro de la Maestranza Севильи. Он исполнил партию графа Альмавивы в опере Дж.Корильяно “Призраки Версаля” — запись с этой оперой была удостоена двух премий “Грэмми”. Герреро — лауреат Второй премии конкурса Operalia (2014 год).
Французская певица Клементин Маргейн дебютировала в Лирик-опере в партии Прекрасной Дульсинеи в “Дон Кихоте” Ж.Массне (сезон 2016-17 годов). Карьера Маргейн стала развиваться стремительно сразу после окончания Парижской консерватории. На Международном вокальном конкурсе Concours International de Marmande она была названа “настоящим откровением” и награждена Специальным призом жюри. Вскоре после этого Маргейн стала солисткой Немецкой оперы Берлина и исполнила ведущие меццо-сопрановые партии. Среди лучших достижений певицы — партии Кармен (все ведущие театры мира), Далилы (“Самсон и Далила” К.Сен-Санса), Шарлотты (“Вертер” Ж.Массне), Маргариты (“Осуждение Фауста” Г.Берлиоза). В ее концертном репертуаре — оратории Messe Solenelle и Stabat Mater Дж.Россини, Реквием М.Дюрюфле, Stabat Mater А.Дворжака и Рождественская оратория К.Сен-Санса. В Чикаго мы слышали певицу еще один раз. В 2017 году в Симфоническом центре она солировала в “Поэме любви и моря” для голоса с оркестром французского композитора Эрнеста Шоссона. ЧСО дирижировал Риккардо Мути.
Второй российский участник спектакля — дебютирующий в Лирик-опере солист Большого театра баритон Игорь Головатенко. У него очень необычная биография. Учеба в Саратовской консерватории по классу виолончели, учеба в классе Г.Рождественского на отделении оперно-симфонического дирижирования в Московской консерватории (закончил с отличием) и, наконец, класс сольного пения профессора Д.Вдовина в Академии хорового искусства. После этого началась его вокальная карьера. С 2007 по 2021 годы — солист Московского театра “Новая Опера”, с сентября 2014 года — солист Большого театра. Выступает в основных оперных театрах Европы. Американский прорыв случился у Головатенко в 2019 году, когда он дебютировал подряд в Вашингтонской опере (Онегин, “Евгений Онегин” П.Чайковского), Опере Лос-Анджелеса (Жорж Жермон, “Травиата” Дж.Верди) и Метрополитен-опере (Елецкий, “Пиковая дама” П.Чайковского). В январе 2022 года исполнил партию Роберта в концертном исполнении “Иоланты” П.Чайковского. Берлинским филармоническим оркестром руководил главный дирижер Кирилл Петренко.
В ноябре в Чикаго состоятся еще две важные премьеры. В Лирик-опере — “Граф Ори” Джакомо Россини, в Чикагском оперном театре — “Король Рогер” Кароля Шимановского. Все подробности об этих спектаклях и их участниках — в ближайших выпусках Оперного обозрения.
Nota bene! Билеты на все спектакли сезона 2022-23 годов — на сайте Лирик-оперы www.lyricopera.org, по телефону 312-827-5600 или в кассе Лирик-оперы по адресу: 20 North Upper Wacker Drive, Chicago, IL 60606.