В рамках ежегодной Международной балетной серии (International Dance Series) в чикагском The Auditorium Theatre со 12 по 14 февраля состоятся гастроли Фольклорного балета Мехико (Ballet Folklórico de México de Amalia Hernández). Выступления в Чикаго приурочены к семидесятилетию со дня образования компании. Первые два спектакля (12 февраля в 7.30 pm; 13 февраля, 3.00 pm) пройдут с полной программой, третий (14 февраля, 11.00 am) – с укороченной, шестидесятиминутной версией (one-hour student matinee). В программе концертов – девять композиций.
“Aztecas (Hijos del sol)”. Используя различные элементы скульптур, керамики, рисунков, хореограф Амалия Эрнандес попыталась реконструировать ритуальные танцы ацтеков. В составе композиции – четыре танца: Танец жрецов в честь Монтесумы II, Танец девушек, Танец войны и Танец празднования.
“Sones Antiguos de Michoacán”. Блестящая мозаика из танцев и песен штата Мичоакан – одна из самых важных композиций Эрнандес. Эта работа изменила историю мексиканского танца, поскольку впервые в народном танце появились элементы танцев современного и классического. Композиция по-прежнему остается в репертуаре Ballet Folklórico de México и служит источником вдохновения для других мексиканских коллективов народного танца.
“Tarima de Tixtla”. Одна из самых красочных и веселых композиций в репертуаре труппы. Основана на оригинальных танцах штата Герреро. Вихрь юбок и эхо постукивающих туфель танцовщиц сотрясает деревянную трибуну.
“La Revolución”. Композиция посвящена “аделитас” – женщинам, сыгравшим решающую роль в мексиканской революции.
“La Charreada”. Композиция воспевает чарриаду – искусство верховой езды, в котором соревнуются мужчины и женщины, одетые в красочные мексиканские костюмы и украшенные серебряными заклепками. Чарриада объявлена ЮНЕСКО нематериальным наследием человечества.
“Fiesta en Tlacotalpan”. Танец, в котором заметно влияние испанской культуры, в частности, искусство фламенко.
“La vida es un juego”. Танец основан на традиционных мексиканских играх, которые часто “управляются” харизматичным дьяволом, который обращается с персонажами, как с марионетками, и манипулирует их судьбой.
“Danza del Venado”. Танец оленя – ритуал, воспроизводящий движения добычи. Обычно исполняется перед охотничьими экспедициями. Танец оленя обычно представляет штат Сонора и считается нематериальным культурным наследием ЮНЕСКО.
“Fiesta en Jalisco”. Заключительная композиция вечера – ода штату Халиско (на языке ацтеков – “песчаная долина”), его музыке, энергичным и утонченным танцам в ослепительных разноцветных костюмах.
Фольклорный балет Мехико был основан выдающейся танцовщицей и хореографом Амалией Эрнандес (1917-2000) в 1952 году. С первых дней своего существования труппа ориентировалась исключительно на традиционные мексиканские танцы, но постепенно хореография усложнялась и народные танцевальные движения совмещались с элементами классического и современного балетов.
В 1959 году Балет представлял Мексику на Панамериканских играх в Чикаго. На концертах исполнялись пятьдесят коротких композиций. Именно после этих гастролей у Балета появилось нынешнее название и международный авторитет. Тогдашний президент Мексики Адольфо Лопес Матеос проявил особый интерес к театру и предложил поддержку, чтобы сделать, как он сказал, компанию лучшей в мире. Так что Чикаго сыграл большую роль в становлении театра.
С октября 1959 года домом Фольклорного балета стал находящийся в центре Мехико Национальный институт изящных искусств. В 1961 году Фольклорный балет был удостоен Первой премии на Всемирном фестивале национальных народных танцев в Париже. С тех пор началась его всемирная слава.
Художественное наследие Амалии Эрнандес остается в силе благодаря более чем ста двадцати оригинальным композициям, созданным ею за несколько десятилетий творческой деятельности. Эрнандес считается послом культуры Мексики во всем мире. Именно она показала миру народные мексиканские танцы. Через движения ей удалось показать миру красоту Мексики и рассказать ее историю от доколумбовых времен и испанских влияний до революционных перемен. Сейчас Фольклорным балетом Мехико руководит дочь Амалии Эрнандес – Амалия младшая.
Сегодня в составе Фольклорного балета Мехико – две хореографические и одна хоровая студии, а также две труппы – гастрольная и стационарная. За почти семьдесят лет своего существования балет показал более пятнадцати с половиной тысяч спектаклей, зрителями которых стали более тридцати миллионов человек. Яркие, экстравагантные костюмы, зажигательная мексиканская музыка, профессиональные танцоры – все это вызывает восторг аудитории во всех странах, где выступает с гастролями этот балетный коллектив. Впрочем, вы и сами все знаете. Последний раз мы видели Фольклорный балет в Чикаго в ноябре 2019 года. Выступления прошли с триумфальным успехом. Уверен, новые гастроли в Чикаго не станут исключением. “Для нас большая честь вновь показать Ballet Folklórico de México de Amalia Hernández в Чикаго, – сказал генеральный директор Auditorium Theatre Рич Риган. – Концерты не только любимы мексиканской общиной города, но и являются обязательными для посещения всеми любителями танцев.” Не пропустите!
В Международной балетной серии нас ждут также выступления Американского театра танца Алвина Эйли с программой из нескольких композиций (Alvin Ailey American Dance Theater, 2-6 марта), труппы Ballet Hispánico с балетом “Doña Perón” в хореографии Аннабеллы Лопес Охоа (26-27 марта) и Театра балета Бориса Эйфмана с новой версией прославленного балета “Русский Гамлет” (20-22 мая).
Nota bene! Билеты на спектакли и концерты The Auditorium Theatre сезона 2021-22 годов – по телефону 312-341-2300, на сайте auditoriumtheatre.org или в кассе театра по адресу: 50 E Ida B Wells Drive, Chicago, IL, 60605.