Ну вот надо же как бывает. Живешь себе, живешь в городе, а такое интересное место, которое открыто всегда и для всех, не замечаешь. Сколько раз мы проходили мимо этого здания, видели эту гранитную надпись над входом, но почему-то ни разу не полюбопытствовали – а что там за дверью? А за дверью…
Но давайте по порядку. Fine Arts Building был построен в 1884-1885 годах и ни к каким искусствам отношения не имел, поскольку архитектор Солон Спенсер Беман выполнял заказ весьма почтенной компании Студебекер, в то время производящей кареты, коляски, дилижансы и другие товары первой необходимости для узкого круга состоятельных граждан.
Это было не просто здание, а Studebaker showroom, здесь в самом центре Чикаго, в громадном демонстрационном зале первого этажа, располагались модели всех видов самого передового транспорта того времени. Остальные 7 этажей занимали производственные мастерские и офисы компании. Посему и всё здание носило гордое наименование Studebaker Building. Однако к середине 90-х растущий бизнес Студебекера уже не помещался в несчастных 8-и этажах, и компания построила себе новое здание, оставаясь фактическим хозяином старого, которое было сдано в пользование издателю музыкальной литературы и застройщику Чарльзу Кертису (Charles C. Curtiss) – сыну бывшего мэра. Кертис принял неожиданное и смелое решение. В 1898 году он перестроил 8-й этаж, достроил еще два и создал в здании центр искусств, который с тех пор и существует уже более 100 лет. Здесь расположились музыкальные и танцевальные школы и студии, мастерские художников и производителей скрипок, библиотека и букинист, литературные журналы и клубы, нашлось место даже организации суфражисток, которая, впрочем, осталась в далеком прошлом, хотя и поныне здесь квартирует Chicago Chapter of the Daughters of the American Revolution (Чикагское отделение дочерей американской революции – это сколько же лет-то старухам?). Кроме того, в Fine Arts Building находятся такие весьма известные организации как Chicago Youth Symphony Orchestra (Чикагский детский симфонический оркестр) и Jazz Institute of Chicago (Чикагский институт джаза).
Некоторое время здесь квартировала и известная школа Boitsov Classical Ballet School and Company (Школа классического балета Елизаветы Бойцовой, основанная на традициях московского Большого театра и Школы Вагановой). С этим зданием связаны имена многих известных в мире муз личностей – на десятом этаже снимал офис Фрэнк Ллойд Райт, здесь же была мастерская знаменитого скульптора Лорэдо Тафта (Lorado Taft), к редакторам двух литературных журналов захаживали известные литераторы — Эзра Паунд (Ezra Pound) — к сожалению, известный поклонник Гитлера и антисемит, Карл Сэндберг (Carl Sandburg), Томас Элиот (T.S. Eliot). Но на этом справочное описание закончу и перейду к нашим впечатлениям.
Осмотр здания нам посоветовали начать с верхнего десятого этажа, постепенно по лестнице спускаясь вниз. Это было разумно. Поднявшись на лифте на десятый этаж, мы попали в холл, стены которого оказались украшены работами американских художников конца 19 — начала 20-го веков. Не буду утомлять перечислением имен, которые мало кому известны, но замечу, что работы создают очень нарядный и, пожалуй, даже торжественный вид. Возможно, это всего лишь мое восприятие, но картины на мифологические темы, написанные в стиле Art Nouveau, так на меня воздействуют. Не буду вдаваться в описания, просто посмотрите некоторые работы.
На десятом этаже мы заглянули в скрипичный отдел. Там на стенах висели портреты наиболее выдающихся скрипачей, среди которых значилось большое количество выходцев из бывшего Союза, в том числе и совсем молодых. В углу стоял расстроенный рояль, но моя супруга этот инструмент не пропускает. Она порадовала сотрудников отдела своим исполнением неведомого им французского шансона.
Мы спускались по лестнице с этажа на этаж, и почти на каждом этаже висели картины. Мы заглядывали и в мастерские художников, и в музыкальные студии. Не все работали в этот субботний день, но посмотреть было что. На четвертом этаже нас ожидал очень милый Венецианский дворик с фонтаном и мозаичным полом.
Первые три этажа здания некогда занимал демонстрационный зал Студебекера, впоследствии перестроенный в два богато декорированных и торжественных театра.
Коридор второго этажа украшает витраж работы Фрэнк Ллойд Райта. Но еще больше второй этаж украшает букинист, как мне кажется…
О Fine Arts Building можно было бы еще рассказывать, но думаю, что лучше посмотреть фотографии. Я же только добавлю к ним короткие комментарии.