“Фантастическая филармония”

Симфонический центр, концерты 4-19 октября 2024 года

Кристоф Эшенбах. Фото - Ravinia Festival
Кристоф Эшенбах. Фото - Ravinia Festival

4 октября, 1.30 pm; 5 октября, 7.30 pm; 6 октября, 3.00 pm. За дирижерский пульт Чикагского симфонического оркестра (далее — ЧСО) возвращается выдающийся немецкий маэстро Кристоф Эшенбах. В программе: “Dreaming by the Fireside” из оперы “Интермеццо” Р.Штрауса, Концерт для двух фортепиано В.А.Моцарта (солисты — братья Лукас и Артур Юссены), Шестая (“Пасторальная”) симфония Л.ван Бетховена.

Кристоф Эшенбах родился в 1940 году в немецком городе Бреслау (сегодня этот город находится на территории Польши). Его детство было омрачено трагической гибелью родителей, а сам он чудом остался жив в лагере для перемещенных лиц. Уже в одиннадцатилетнем возрасте он стал лауреатом конкурса юных пианистов фирмы “Стейнвей”, а в 1965 году завоевал Первый приз на международном конкурсе пианистов в Люцерне. Этот год можно считать стартовым для международной карьеры пианиста. По словам Эшенбаха, он не был вундеркиндом. Приемные родители мальчика не хотели, чтобы он переживал лишние стрессы, связанные с ранней карьерой, а сам Кристоф с самого начала хотел быть дирижером и для этого учился на многих инструментах. Он играл на скрипке, был увлечен камерной музыкой.

Прошло довольно много времени, прежде чем Эшенбах решился первый раз встать за дирижерский пульт. До этого он “подсматривал” за многими дирижерами, с которыми ему приходилось играть. Дебютировав в США в качестве солиста с Кливлендским симфоническим оркестром под руководством Джорджа Сэлла, он до самой смерти прославленного маэстро учился у него дирижерскому искусству. Хотя к концу восьмидесятых Эшенбах уже был главным приглашенным дирижером Лондонского филармонического оркестра и возглавлял оркестр “Тонхалле” в Цюрихе, его все еще больше знали как пианиста. Решающими для дирижерской карьеры Эшенбаха стали одиннадцать (1988-1999) лет во главе Хьюстонского симфонического оркестра. Он вывел этот оркестр на принципиально новый уровень, и из провинциального оркестр превратился в очень сильный коллектив. Эшенбах руководил гамбургским оркестром NDR (оркестр Северогерманского радио, 1998-2004 годы), Парижским симфоническим оркестром (Orchestre De Paris, 2000-10 годы), Филадельфийским симфоническим оркестром (2003-07 годы).

Эшенбах — чрезвычайно яркий музыкант. Его властная природа дирижирования в наибольшей степени проявляется в его темпераментных интерпретациях, позволяя выстраивать целостную музыкальную концепцию. Он обладает мощной “заражающей” энергетикой и умеет повести за собой оркестр, как это делали великие Мастера прошлого. Сэр Саймон Рэттл как-то сказал про Эшенбаха, что он ”европеец до кончиков пальцев, но при этом обладает любопытством, свойственным представителям Нового Света”. Эшенбах отреагировал на это определение следующим образом: “Очень хорошее определение. Я действительно изначально — среднеевропейский человек. Мои родители приехали из Венгрии, часть семьи моего отца была в Польше, я родился в Силезии, которая когда-то была Австрией. Потому я, вероятно, так люблю славянскую музыку, русскую в частности, хотя у критиков прослыл поборником современной музыки. Видимо, под моим американским любопытством Рэттл имеет в виду мой постоянный интерес к новым сочинениям”.

Эшенбах прекрасно знаком чикагским любителям классической музыки. С 1995 по 2003 год он был музыкальным руководителем Музыкального фестиваля Равиния.

Эшенбах дебютировал в Равинии в 1973 году как пианист. В 1978 году состоялся его дирижерский дебют с ЧСО.

Чикагский дебют братьев из Нидерландов Лукаса и Артура Юссенов состоялся в сезоне 2023-24 годов.

Братья Лукас и Артур Юссены. Фото - Марко Борхреве
Братья Лукас и Артур Юссены. Фото — Марко Борхреве

Перед началом концертов (4 октября, 12.15 pm; 5 октября, 6.15 pm; 6 октября, 2.45 pm) состоятся тридцатиминутные беседы музыканта Робби Эллиса об исполняемых произведениях.

8 октября, 7.30 pm. Концерт легендарного каталонского музыканта Жорди Саваля называется “Monteverdi: A Baroque Revolution”. В программе: произведения итальянского композитора Клаудио Монтеверди (1567-1643), английских композиторов Джона Дауленда (1563-1626) и Энтони Холборна (1545-1602), немецкого композитора и органиста Самуэля Шейдта (1587-1654). Исполнители — созданные Савалем ансамбли старинной музыки “La Capella Reial De Catalunya” (год основания — 1987 год) и “Hespèrion XXI” (год основания — 1974 год).

10 октября, 7.30 pm; 11 октября, 1.30 pm. В программе ЧСО: песня “Chuphshah! Harriet’s Drive to Canaan” Джеймса Ли Третьего, Второй фортепианный концерт Ф.Шопена (солист — Лукаш Вондрачек), Пятая симфония Д.Шостаковича. ЧСО дирижирует главный дирижер Музыкального фестиваля Равиния Марин Олсоп.

Песня “Chuphshah! Harriet’s Drive to Canaan” американского композитора Джеймса Ли Третьего посвящена правозащитнице, борцу против рабства и неравенства в США Гарриет Табмен (1822-1913).

Чешский пианист Лукаш Вондрачек играет на фортепиано с четырех лет. Выпускник Академии музыки в Катовице, Венской и Бостонской консерваторий. В пятнадцать лет дебютировал с Чешским филармоническим оркестром под управлением Владимира Ашкенази. Первый гастрольный тур по США провел в 2003 году. Победитель Международного конкурса королевы Елизаветы в Брюсселе (2016 год). С Марин Олсоп выступает третий раз. С ЧСО он дебютировал летом 2021 года на Музыкальном фестивале Равиния, солировал в Пятом (“Императорском”) концерте Л.ван Бетховена. В феврале 2022 года в Симфоническом центре состоялись новые концерты ЧСО под управлением М.Олсоп. Вондрачек солировал во Втором фортепианном концерте С.Рахманинова.

Перед началом концертов (10 октября, 6.15 pm; 11 октября, 12.15 pm) состоятся тридцатиминутные беседы музыканта Йоханна Биса об исполняемых произведениях.

17-19 октября, 7.30 pm. Концерты барочной музыки. Центральное произведение — Коронационная месса до мажор В.А.Моцарта. В программе также: Элегия Л.ван Бетховена и сочинения Г.Ф.Генделя. ЧСО дирижирует Николас Кремер. Солисты — Аманда Форсайт, сопрано; Арий Нуссбаум Коэн, контртенор; Джош Ловелл, тенор; Майкл Самуэл, бас-баритон. Чикагский симфонический хор. Приглашенный хормейстер — Бенджамин Ривера.

Перед началом концертов (17-19 октября, 6.15 pm) состоятся тридцатиминутные беседы музыканта Йоханна Биса об исполняемых произведениях.

Николас Кремер. Фото - Эллиот Мандел
Николас Кремер. Фото — Эллиот Мандел

19 октября, 11.00 am и 12.45 pm. В серии CSO for Kids — концерт “Фантастическая филармония”. В программе: первая часть “Motherboxx Connection” из Фольклорной симфонии Карлоса Саймона, Allegro con brio из Пятой симфонии Л.ван Бетховена, пьеса “Фантастическая филармония: создание оркестра” (произведение создано по заказу ЧСО) бывшего композитора-резидента ЧСО Мэйсона Бейтса. ЧСО дирижирует один из основателей камерного оркестра “The Knights” Эрик Джейкобсен.

Два произведения современных американских композиторов между великой классикой — прекрасная идея приобщить детей к музыке. Тем более, что на экране будет демонстрироваться анимационный фильм “Фантастическая филармония”.

Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на концерты Чикагского симфонического центра сезона 2024-25 годов — на сайте cso.org, по телефону 312-294-3000 или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.