На гастроли в США и Канаду приезжают Ксения Раппопорт и Алексей Серебряков! Они исполнят главные роли в спектакле Александра Марина “Эйнштейн и Маргарита” по пьесе Александра Гельмана “Альмар”. Единственный спектакль в большом Чикаго состоится 30 апреля в 8.00 pm (North Shore Center for the Performing Arts, 9501 Skokie Blvd, Skokie, IL 60077). Гастроли проходят в рамках Международного фестиваля искусств “Вишневый сад” (Cherry Orchard Festival).
“Эйнштейн и Маргарита” — пьеса о любовном романе Альберта Эйнштейна с Маргаритой Коненковой, женой русского скульптура Сергея Коненкова. Все началось в 1935 году, когда Институт передовых исследований при Принстонском университете заказал живущему тогда в Нью-Йорке Коненкову скульптурный портрет Эйнштейна. Коненков с женой Маргаритой приехали в Принстон. Они познакомились и прекрасно пообщались с Эйнштейном. Коненков выполнил свою работу, а Эйнштейн влюбился в Маргариту. Они придумали для себя прозвище — Альмар, из первых слогов имен Альберт и Маргарита (отсюда — название пьесы). В Принстоне у них было секретное место для встреч, которое они называли гнездом. Эйнштейн и Маргарита тайно встречались в течение десяти лет, до августа 1945 года. В тот месяц США сбросили ядерную бомбу на Хиросиму и Нагасаки. Тема ядерного оружия проходит в пьесе рефреном. Эйнштейн винит себя в гибели людей, беря ответственность за изобретение ядерного оружия. В августе 1945 года после многих лет жизни в Америке Сергей Коненков с Маргаритой вернулись в СССР. Эйнштейна Маргарита больше никогда не видела. Мы, зрители спектакля “Эйнштейн и Маргарита”, становимся свидетелями их последней встречи 23 августа 1945 года в доме Эйнштейна в Принстоне. Он объяснится ей в любви, будет уговаривать остаться, но она уже все решила. Расставание неизбежно…
Премьера спектакля “Эйнштейн и Маргарита” состоялась в июне 2022 года. За это время было сыграно более восьмидесяти спектаклей в пятнадцати городах мира. Зрителями спектакля стали более восьмидесяти пяти тысяч зрителей. Из огромного количества рецензий и отзывов я выбрал фрагменты из трех.
Журналист Леонид Павлючик: “Александр Гельман написал поразительную пьесу. Это и тончайшая, кружевной выделки лав-стори, в которой солирует прекрасная Ксения Раппопорт, находящаяся на пике своей актерской формы. И напряженный психологический поединок двух ярких личностей (Маргарита была знакома, дружна с Шаляпиным, Маяковским, Есениным, Мейерхольдом, Рахманиновым). И увлекательный шпионский детектив (Коненкова работала на советскую разведку и доносила, в том числе, и на самого Эйнштейна). И глубокий портрет великого ученого в гениальном перевоплощении Серебрякова, герой которого казнится тем, что придумал формулу для последующего создания атомной бомбы. И, наконец, это размышления самого драматурга о судьбах мира, который вновь стоит на пороге ядерной войны…”. (Сентябрь 2023 года.)
Поэт Татьяна Щербина: “Спектакль удался, он делает зримым всю ту обстановку, когда бомба, сделанная американцами, чтобы ее раньше не изготовил Гитлер, убила двести тысяч японцев, а потом ее получил Сталин. И два характера — рассеянного, но твердого в представлении о добре и зле ученого, винящего себя и за то, что не смог отговорить Оппенгеймера и Трумэна, ученого, у которого есть одна слабость: любовь к Маргарите. И Маргарита — женщина, которая хотела быть не просто знакомой (упоминаются Есенин и Мейерхольд), женой и любовницей великих людей, но и самой быть субъектом истории. На свой лад она им стала. Блестящий дуэт Раппопорт и Серебрякова вызывает в воображении всю историю часов судного дня, стрелки которого сегодня снова опасно приблизились к полуночи. И историю любви, взаимной, но в которой один простодушен, а у другого есть умысел”. (Август 2022 года.)
Театровед Анна Самсоненко (Петербургский театральный журнал): “В спектакле нет ни эпических событий, ни грандиозных катастроф. Не взрываются бомбы. Кажется, снята даже интрига — уедет Маргарита или нет? Есть ощущение, что прощание состоится, дверь захлопнется, что ничего не исправить, не изменить — предчувствие парит между зрительным залом и сценой. Но зритель пришел за этим, именно за этим: наслаждаться два часа муками этой интриги. И счастьем последней встречи, которая — целая жизнь. Может, Маргарита все-таки не уйдет?.. У актеров есть два часа, чтобы подарить зрителям их театральное счастье”. (Ноябрь 2022 года.)
Пьеса Александра Гельмана “Альмар” 2019 года основана на найденных письмах Эйнштейна к Маргарите. Это последняя (пока) работа известного драматурга, автора пьес “Протокол одного заседания” (1974, по пьесе поставлен фильм “Премия”), “Обратная связь” (1977), “Мы, нижеподписавшиеся” (1978), “Скамейка” (1983). Гельман — лауреат Российской национальной театральной премии “Золотая маска” за выдающийся вклад в развитие театрального искусства (2019).
Режиссер спектакля Александр Марин родился в Красноярске. Выпускник ГИТИСа, ученик Олега Табакова, один тех, кто стоял у истоков создания легендарной “Табакерки”. В первые годы участвовал в спектаклях не только как актер, но и как ассистент режиссера, и как режиссер. Он сыграл главные роли в знаковых для театра спектаклях “Затоваренная бочкотара” и “Ревизор”. С 1992 года активно занимается режиссурой. Среди его спектаклей — “Идиот” по роману Ф.Достоевского (1999), “Песочный человек” по Э.Т.А.Гофману (2000), “Эмма” по роману Г.Флобера (2014), “Буря. Вариации” по пьесе У.Шекспира (2015). Среди постановок в Театре Табакова — “Сублимация любви” (1997), “Провинциальные анекдоты” (2002), “Сестра Надежда” (2012), “Три сестры” (2014), “Мадонна с цветком” (2015), “Безымянная звезда” (2016). Живет в Монреале. Основатель монреальского театра Théâtre Deuxième Réalité. Активно работает в театрах Канады.
“Эйнштейн и Маргарита” — бенефис замечательной пары Раппопорт-Серебряков.
Ксения Раппопорт — уникальная актриса, которой доступно все. Мне посчастливилось увидеть ее на сцене дважды на гастролях Санкт-Петербургского Малого драматического театра — Театра Европы (далее — МДТ): в ролях Елены Андреевны в “Дяде Ване” А.Чехова в Чикаго в марте 2010 года (за исполнение этой роли актриса была удостоена театральной премии “Золотой софит”) и леди Мильфорд в спектакле “Коварство и любовь” по пьесе Ф.Шиллера в Нью-Йорке в июне 2018 года. Оба спектакля поставил Лев Додин — главный режиссер в жизни Ксении.
Ксения Раппопорт родилась в Ленинграде. В 2000 году окончила Санкт-Петербургскую академию театрального искусства (класс В. Фильштинского) и в том же году была принята в труппу МДТ. Дебютировала в роли Нины Заречной в спектакле Додина “Чайка”. Лауреат независимой молодежной премии “Триумф” (2004 год). Играла Софью в спектакле “Пьеса без названия”. В театре “На Литейном” играла Иокасту в спектакле “Царь Эдип”, Исмену в спектакле “Антигона”, Беатриче в спектакле “Слуга двух господ”. Сыграла более семидесяти ролей в театре и кино. Снималась в фильмах “Цветы календулы” (Россия, 1998), “Незнакомка” (Италия, 2006), “Ликвидация” (Россия, 2007), “Качели” (Россия, 2008), “Юрьев день” (Россия, 2008), “Человек, который любит” (Италия, 2008), “Итальянцы” (Италия, 2009), “Двойной час” (Италия, 2009). В общей сложности участвовала в десяти проектах в итальянских кино и сериалах. Лауреат Кубка Вольпи Венецианского МКФ, премий кинофестивалей “Золотой Орел” и “Кинотавр”, многократный номинант театральной премии “Золотая маска”. Кавалер ордена Звезды Италии. До начала широкомасштабной агрессии России против Украины Ксения играла, в том числе, Гертруду в спектакле Льва Додина “Гамлет”. Он до сих пор остается в репертуаре МДТ, но в афише на ближайшие месяцы его нет.
Вот фрагмент моего интервью с Ксенией 2010 года. Как мне кажется, и сегодня ее слова не потеряли актуальности.
Всегда ли вы соглашаетесь со Львом Абрамовичем на репетициях?
Когда мы делаем спектакль, мы все размышляем вместе. Конечно, все определяющие мысли — его. Может быть, я очень счастливый человек, но я как-то никогда не сталкивалась с тем, что была несогласна с тем, что делаю. Я несколько раз видела, как актер мучается на сцене. Спрашивала актеров, и они говорили: “Это режиссерское решение меня бесит, я не понимаю, зачем я это делаю”. Я в такой ситуации никогда не находилась. Бывает, мы со Львом Абрамовичем не сходимся в каких-то вещах, но в результате в работе получается такой сплав, в который входит и то, и другое, и становится в десять раз интереснее. Работать с ним — такое удовольствие! Только расти, понимай, размышляй, добирай…
Застольный период обязателен для вас?
Да. Это не дежурный разбор характера. Скорее, это общий круг размышлений, круг проблем. Не бывает, что один актер играет одно, другой — другое, третий — третье. Лев Абрамович никогда не растаскивает целое на куски. Это общая боль, общая надежда, и во всем этом мы ищем свое место. Иногда на это уходят годы.
Театр Додина — это ваш дом?
Дом — это дом. Дом — там, где дети, родители. А театр — это все-таки театр. Театр Додина — это мой любимый режиссер и мои любимые партнеры, глубоко уважаемые мною люди, прекрасные артисты. У нас замечательный коллектив. Во всех цехах у нас работают совершенно потрясающие люди: художники, реквизиторы, костюмеры, монтировщики. Мы все чувствуем локоть друг друга.
У вас есть любимая театральная роль?
Я не выберу одну роль. Я их все люблю.
А в кино?
Кино — другое. В кино я практически никогда не бываю довольна результатом. Я стараюсь максимально наслаждаться съемочным процессом и максимально честно делать свою работу. Фильм выходит, и я иду дальше. Как это можно любить или не любить? Это же не то, чем я занимаюсь каждый день.
Мне кажется, в вашей фильмографии особняком стоит “Юрьев день” Кирилла Серебренникова…
Я очень хорошо помню работу над этим фильмом. Это был совершенно неповторимый опыт и по интенсивности, и по физическим затратам, и по невыносимым условиям создания картины. Все было непросто: и сценарий непростой, и роль непростая, и Кириллу Семеновичу этот фильм дался большим трудом. Работать было тяжело, но невероятно интересно. Надеюсь, фильм был кому-то интересен.
Вы как-то сказали, что когда согласились на предложение Торнаторе сыграть в фильме “Незнакомка”, знали по-итальянски только “Si”. Если вдруг вам предложат роль, скажем, на португальском языке, сыграете?
С удовольствием. Мне важен материал, тема. Будоражит ли это тебя, интересно ли это, волнует ли это тебя.
Язык не имеет значения?
Если в картине будет уместен акцент, то нет. Потому что, как вы понимаете, выучить язык за две недели и говорить на нем, чтобы все думали, что я — португалка, невозможно. Но если это интересная роль, почему бы и нет?
Алексей Серебряков известен прежде всего своими работами в кино, в частности, в фильмах “Бандитский Петербург” Владимира Бортко (2000) и “Левиафан” Андрея Звягинцева (2014), в сериале “Доктор Рихтер” (2017-19).
Серебряков родился в Москве. В 1986 году окончил ГИТИС (курс Олега Табакова), после чего был принят в Театр-студию под руководством Олега Павловича. Сыграл около ста пятидесяти ролей в кино в России, США, Великобритании, Канаде, Польше и Швейцарии. Многократный лауреат премий престижных кинофестивалей.
Ксения Раппопорт и Алексей Серебряков несколько раз встречались вместе на съемочной площадке, а вот на сцене вместе они впервые. А еще впервые Серебряков попробовал себя в роли сценографа.
Хореограф спектакля — Мария Серебрякова. В спектакле звучит музыка Ави Беньямина.
Не пропустите!
Nota bene! Спектакль “Эйнштейн и Маргарита” пройдет 28 апреля в 7.00 pm в Торонто, 30 апреля в 8.00 pm в Чикаго, 2 и 4 мая в 7.00 pm в Нью-Йорке, 5 мая в 8.00 pm в Бостоне, 7 мая в 8.00 pm в Вашингтоне, 10 мая в 8.00 pm в Майами, 13 мая в 8.00 pm в Сиэтле, 15 мая в 8.00 pm в Сан-Франциско, 17 мая в 8.00 pm в Лос-Анджелесе, 18 мая в 7.00 pm в Сан-Бруно. Подробности — на сайте einsteinandmargarita.com. Информация и билеты — на сайте Международного фестиваля искусств “Вишневый сад” www.cherryorchardfestival.org.