Как и все театры мира, Лирик-опера Чикаго переживает тяжелые времена. Отменены первые четыре оперы нового, шестьдесят шестого сезона 2020-21 годов. В лучшем случае театр вернется к обычной жизни в январе 2021 года. Как руководить оперным театром, когда не знаешь, что случится завтра? Как и когда возвращаться к обычной жизни, и вернутся ли любители оперы в зрительный зал? О сегодняшней ситуации, необходимости противостоять вызовам времени и о том, как “совмещать реализм с оптимизмом”, – в эксклюзивном интервью Президента, генерального и главного исполнительного директора (General Director, President & CEO) Лирик-оперы Энтони Фрейда.
Я позвонил господину Фрейду 27 июля, на следующий день после виртуального концерта “Лоуренс Браунли и его друзья: новая глава” (“Lawrence Brownlee and Friends: The Next Chapter”), организованного Центром оперного пения Райана при Лирик-опере. Поделившись своим мнением (я остался под большим впечатлением от уровня солистов и необычной программы), я попросил руководителя театра рассказать о его впечатлениях.
– Концерт прошел великолепно. Реакция от зрителей со всего мира вдохновляет; многие отзывы полны благодарности и энтузиазма. Мне очень приятно, что мы отметили огромный вклад афроамериканских артистов и композиторов в оперное творчество. По первоначальному плану мы должны были провести наш концерт в парке “Миллениум”. Из-за пандемии коронавируса стало невозможно провести его вживую. Идея с виртуальным концертом осуществилась полностью.
– Мне кажется, успех концерта обусловлен личностью Лоуренса Браунли – прекрасного певца и открытого, доброжелательного человека. Какие качества выделяют его среди других солистов?
– Сочетание уникального голоса и выдающейся вокальной техники, делающей его идеалом для молодых певцов. Лоуренс – настоящий артист, прекрасный партнер, популяризатор оперы, человек, с которым всегда приятно сотрудничать. Я работаю с ним многие годы. Пригласил его дебютировать в Хьюстонской опере, когда был там, пригласил его в Лирик-оперу… За эти годы он превратился в одного из наших самых любимых артистов. Я посещаю концерты и оперы с участием Браунли везде, где только возможно.
– Я легко себе представляю серию подобных вечеров. Например, “Сондра Радвановски и друзья”, “Мэтью Поленцани и друзья” и так далее…
– Концерт с участием Лоуренса Браунли определенно не станет последним. Будем ли мы придерживаться подобного формата в будущем, мы пока не знаем, но ваша идея мне нравится. Мы начинаем планировать альтернативную программу мероприятий на осень, думаем о разных формах виртуальных концертов. Очень важно оставаться в умах и сердцах наших зрителей. Для этого надо экспериментировать, придумывать новые формы.
– Может быть, хорошей идеей были бы сольные вокальные вечера на сцене Лирик-оперы…
– Возможно, в будущем мы об этом подумаем, но в настоящее время максимальное количество людей в одном месте ограничено пятьюдесятью. Это большая проблема. Мы можем думать только о виртуальных концертах.
– Наша беседа готовилась давно. Я начал переговоры с пресс-службой в марте. Тогда я думал поговорить с вами, в основном, о “Гибели богов” и тетралогии “Кольцо нибелунга”. Потом пришла пандемия, и эти оперы были отменены. В мае я собирался спросить у вас о первых спектаклях нового сезона, об опере “Уроки любви и жестокости” Бенджамина, дебютах российских вокалисток Елены Панкратовой и Евгении Муравьевой. Но в июне все осенние спектакли Лирик-оперы были отменены. Положение становится все хуже и хуже… Недавно вы сказали: “Старой нормы нет”. А что есть? Новая норма?
– Старая норма ушла навсегда, новая будет формироваться. Какой она будет, сейчас говорить рано. Я настроен оптимистично. Опера вернется в зрительный зал, Лирик-опера вернется к своим зрителям. Когда будет безопасно в одном зале находиться большому количеству людей, занавес снова откроется и опера снова зазвучит. Это время обязательно придет. Придет тогда, когда будет разработана вакцина и станет возможным лечить людей. Как мы знаем из выступлений губернатора Притцкера о пяти фазах открытия Иллинойса, только на последней, пятой фазе могут возобновиться представления в Лирик-опере… Один из главных вызовов сегодняшнего времени – неопределенность. Мы не знаем, когда кризис закончится. Вы правы, положение пока становится только хуже. С неопределенностью трудно иметь дело, но мы должны жить с ней, должны мыслить позитивно, анализировать диапазон всех возможных сценариев. Мы раздумываем над несколькими, которые могут произойти в будущем. В настоящее время невозможно предсказать, какой из этих сценариев случится. Ситуация беспрецедентная. Мы должны и делаем все, что в наших силах, чтобы справиться с ней. Каждая неделя приносит новые вызовы, и мы должны отвечать на них.
– В Европе оперные театры уже открываются или планируют открыться осенью. Вы работали в Европе и прекрасно знаете, что театры там получают гранты и поддержку от города и государства. Лирик-опера и американские оперные компании не получают от государства ничего. Как изменить это положение? Культура ведь не может существовать без поддержки государства…
– Инфраструктура культурных организаций в Европе основана на совершенно других принципах, нежели в Америке. Так было всегда. При этом, как мы часто видим, возможны масштабные американские культурные проекты без участия государства. Я верю, что обе системы могут продолжать существовать, верю, что культура в США, основанная на частных спонсорах, продолжит свое существование. Я не вижу связи между открытиями сезонов в Европе и Америке и поддержкой культуры частными спонсорами или государством. Разница в сроках проистекает из-за разных фаз развития пандемии в Америке и Европе. Пандемия в США становится только хуже. В Европе все это было на несколько месяцев раньше, чем у нас. Соответственно, выход из пандемии в США будет позже, чем в Европе. Посмотрим, как открытие театров в Европе повлияет на сложившуюся ситуацию. Будет ли у зрителей уверенность, что возвращение в театр окажется безопасным? Будет ли новый всплеск заболевания после того, как люди снова начнут в больших количествах собираться в одном месте? Пока это вопросы без ответов. Мы сделаем выводы и извлечем уроки… Одна область, где финансирование оперных театров Америки и Европы можно сравнивать, – живые камерные концерты с маленьким количеством зрителей. Но это не для нас. Пока я не вижу, каким образом мы в Лирик-опере можем начать обычную деятельность со всеми существующими ныне ограничениями.
– Вы не боитесь, что зрители не вернутся в оперный театр после окончания пандемии, что многие из них решат продолжать смотреть спектакли в режиме онлайн?
– Не думаю, что это станет проблемой. Когда мы подойдем к пятой фазе, когда будет разработана вакцина, уверенность людей вернется и они займут места в зрительном зале. Пока мы живем в страхе, с угрозой заразиться смертельно опасным заболеванием. Эта угроза не подрывает наше желание вернуться к нормальной жизни. Что делает экстраординарным наше время – то, что КОВИД-19 невозможно вылечить. При том количестве средств, при всех современных достижениях медицины невозможно поверить, что так будет всегда. Я уверен, что медицина найдет способ бороться с вирусом. Мы все изголодались по живым спектаклям. Это всегда было важным аспектом нашей жизни и останется таковым в будущем.
– Надеюсь, что это скоро произойдет. А что будет с онлайн-трансляциями? Они останутся?
– Уверен, что останутся, но не вместо живых спектаклей, а в добавление к ним.
– Отмена тетралогии Вагнера “Кольцо нибелунга” – возможно, самый трагический эпизод в истории Лирик-оперы. Вы отвечали на мой следующий вопрос сотни раз, но тем не менее не могу не спросить: есть ли уже новые сроки показа тетралогии?
– Я могу только повторить то, что говорил раньше. Пока рано строить конкретные планы. Мы должны точно знать, когда вернемся к обычному расписанию. У меня нет никаких сомнений, что, будучи одной из величайших оперных компаний мира, Лирик-опера покажет на своей сцене “Кольцо нибелунга” – одно из лучших оперных творений в истории музыкального театра. Но сегодня, в условиях полной неопределенности, говорить о таком масштабном проекте, как “Кольцо…”, безответственно. Надо подождать. Мы планировали тетралогию почти десять лет, я заговорил об этом проекте на моем первом интервью, когда еще не был руководителем Лирик-оперы. Мы работали с энтузиазмом и надеждой. То, что случилось, было непредсказуемым ударом для всех нас. Сегодня мы должны быть оптимистами, но в моей работе я стараюсь совмещать оптимизм с реализмом. “Кольцо нибелунга…” вернется на сцену Лирик-оперы. Когда это случится, говорить слишком рано.
– Почти все ведущие оперные компании мира открыли свой видеоархив. Некоторые театры до сих пор продолжают показывать спектакли онлайн. Метрополитен-опера собирается делать это до осени. Где в этом ряду Лирик-опера? Почему Лирик-опера показывает только короткие видеофрагменты, а не полные записи спектаклей?
– Дело в том, что мы ограничены договорами, которые препятствуют показам полных записей в видеоформате и трансляций в аудиоформате. По этому вопросу у нас продолжается обсуждение с партнерами. Большого видеоархива у нас нет. Мы записываем спектакли на одну камеру. Поэтому я не думаю, что мы сможем показать видеозаписи. Но у нас есть огромный аудиоархив спектаклей, и если мы договоримся, то сможем организовать аудиопрослушивание некоторых наших спектаклей.
– Это было бы очень интересно. Как известно, в свое время Лирик-оперу называли “Ла Скала Запада”. Все великие исполнители были в Чикаго. Я уверен, что эти спектакли привлекут большое внимание.
– Да, я согласен. Главное – уладить все вопросы с партнерами. Надеюсь, мы сделаем это.
– Лирик-опера планирует открыться в январе 2021 года чикагской премьерой камерной оперы Жанин Тесори “Голубая униформа” (“Blue”, перевод здесь и дальше мой). Опера была написана в 2017 году, в центре сюжета – афроамериканская семья в Гарлеме. После трагической гибели сына мать и отец вспоминают прошлое, оплакивают настоящее и задумываются о будущем. С учетом кампании Black Lives Matter в том, что именно с этой оперы возобновится работа театра, есть что-то символическое…
– Cогласен. Для нас это не только стечение обстоятельств, но и своевременная презентация важного современного проекта. Мы участвовали в создании оперы (Это совместная постановка Лирик-оперы, оперного фестиваля “Глиммергласс” и Вашингтонской национальной оперы. – Прим. автора) и счастливы показать ее любителям музыки в Чикаго. Мы рады, что смогли перенести премьеру с июня на январь будущего года. Очень надеемся, что ситуация с пандемией улучшится и позволит нам показать этот спектакль.
– Вы хотите сказать, что январь 2021 года – это еще не окончательная дата премьеры?
– Абсолютным приоритетом для нас является здоровье и безопасность зрителей. Мы пока не знаем, что произойдет осенью, так что окончательное решение по поводу оперы “Голубая униформа” и второй половины сезона примем предположительно в середине октября. Показ оперы планируется в Чикагском шекспировском театре, но на сегодняшний день все театры закрыты. Ситуация должна измениться, чтобы мы могли с уверенностью говорить о премьере. Мы должны быть терпеливыми. У нас есть все намерения открыть Лирик-оперу в январе, но если вы спросите меня, могу ли я подтвердить, что это точно случится, я не смогу ответить на этот вопрос сегодня. Никто из нас пока не знает, будет ли это возможно.
– В нашем самом первом разговоре вы рассказали, что с четырнадцати лет точно знали, как будете руководить оперной компанией. Ваша мечта осуществилась, вы руководили несколькими оперными театрами и всегда планировали репертуар на три-четыре-пять лет вперед. Как же вы работаете сегодня, когда нельзя предсказать, что случится завтра, и невозможно планировать даже на несколько дней вперед?
– Мы находимся в беспрецедентной ситуации. Речь идет о глобальной катастрофе, глобальной трагедии. Кто мог подумать 1 марта, на нашей последней “Пиковой даме”, что спустя три недели мир перевернется?! Все это случилось на наших глазах за каких-то несколько месяцев. Сегодня кажется, что со времен “Пиковой дамы” прошла целая жизнь. Каким-то образом мы должны управлять кораблем в условиях непредсказуемого буйного шторма. Мы должны защищать нашу компанию и людей, в ней работающих. Я должен сказать, что мы с моими коллегами никогда так напряженно не работали, как в последние четыре месяца. В нашем чрезвычайно сложном времени мы стараемся сохранить ситуацию стабильной настолько, насколько это сегодня возможно. Я нахожусь в постоянном контакте с коллегами по всему миру. Сегодня очень важна коллегиальность. Организация Opera America организует по несколько Zoom-конференций в неделю. Мы обсуждаем последние события, обмениваемся идеями, составляем сценарии будущего… Сегодня мы все оказались в одной лодке перед такими вызовами, о которых даже не подозревали еще в начале года. Пандемия поставила весь мир вверх дном.
– В эти тяжелые времена в Лирик-опере происходят изменения в руководстве. Один музыкальный руководитель – сэр Эндрю Дэвис – уходит, новый – Энрике Маццола – приходит. В этих планах нет изменений?
– Никаких. Я нахожусь в постоянном контакте с сэром Эндрю и Энрике. Они оба вовлечены в проблемы театра, оба верят в лучшее. То же самое я могу сказать о соглашении с Балетом Джоффри. Договор остается в силе. Как и планировалось, эта балетная компания становится резидентом театра с осени.
– Что бы вы сказали огромной армии русскоязычных любителей оперы, которые мечтают вернуться в театр?
– Я хочу повторить, что спектакли в Лирик-опере возобновятся. Мы еще с большей решимостью хотим показать, что чикагский театр остается одним из лучших в мире. Мы концентрируемся на безопасности и комфорте, внимательно следим и выполняем правила и распоряжения государственных структур. Когда мы сможем возобновить нашу работу, качество наших спектаклей будет на прежнем высоком уровне.
– Спасибо за интересный разговор, господин Фрейд. Надеюсь, до встречи в январе! Хватит отмен. Достаточно. Пора возвращаться в театр. А в следующем сезоне отметим десять лет вашего руководства Лирик-оперой. Десять лет – серьезный юбилей.
– Спасибо вам и вашим читателям. Я тоже очень надеюсь на скорую встречу в Лирик-опере. Она обязательно состоится.