В эти дни в Чикагском шекспировском театре (Chicago Shakespeare Theater) идет мюзикл “Эмма” (“Emma”), созданный по роману британской писательницы Джейн Остин. Автор либретто, текста и музыки – номинант на премию “Тони”, поэт и композитор Пол Гордон. Режиссер – художественная руководительница театра Барбара Гейнс. В ролях: Лора Ли Гайер (Эмма Вудхауз), Бред Стендли (Мистер Найтли), Ларри Яндо (Мистер Вудхаус), Эфи Аардема (Гарриет Смит).
Главная героиня романа Остин – богатая и избалованная девушка по имени Эмма Вудхауз. Она живет с отцом в поместье под Лондоном и занимается тем, что сватает юных леди к богатым кавалерам. Первый раз у нее это получается прекрасно, а вот второй случай начинается с неожиданных сюрпризов и осложнений. Выясняется, что кавалер любит молодую сваху, а не ту красотку, которую эта сваха подготовила для свадьбы… Филолог Екатерина Гениева так пишет о мире героев и героинь Джейн Остен: “Это – мир обычных мужчин и обычных женщин: молоденьких “уездных” барышень, мечтающих о замужестве, охотящихся за наследством, отнюдь не блистающих умом почтенных матрон, себялюбивых и эгоистичных красоток, думающих, что им позволено распоряжаться судьбами других людей. Хотя этот мир лишен таинственности, которая была в такой чести у современников Джейн Остен, он отнюдь не безоблачен. Здесь властвуют эмоции, случаются ошибки, порожденные неправильным воспитанием, дурным влиянием среды. Джейн Остен смотрит на этот мир и на своих героев иронично. Она не навязывает читателям своих оценок, но ее позиция всегда ощутима… Задолго до Теккерея Остен обратила внимание на типично английскую “болезнь” – снобизм. Сатирическое перо писательницы довольно едко обрисовало всю эту малопривлекательную галерею социальных типов – аристократов, дворян разного достатка, выскочек-нуворишей… Удивительно, что у этой писательницы было так мало иллюзий. Хотя ее романы имеют счастливый конец, зло в них вовсе не побеждено, а добродетель отнюдь не торжествует. Зло может замаскироваться, но оно неискоренимо, оно продолжает свою разрушительную работу. Может быть, поэтому о браках Остен говорит такой скороговоркой, в нескольких предложениях. Рассказ о будущем счастье героинь, видимо, казался ей неуместным в мире, в котором так ощутим дефицит нравственности, и даже милые сердцу Остен герои вовсе не безупречны”.
Премьера мюзикла “Эмма” состоялась в 2007 году в TheatreWorks в Пало-Алто (Калифорния). Спектакль стал самым популярным в сорокалетней истории театра и получил Bay Area Critics Circle Award. Из других заметных американских постановок отмечу версии в Цинциннати (Cincinnati Playhouse in the Park), Сент-Луисе (St. Louis Rep), Тусоне (Arizona Repertory Theatre) и Сан-Диего (The Old Globe).
Музыкальная руководительница чикагской постановки – двухкратный лауреат премии “Джефф” Роберта Дучак. Запомнился ее последний чикагский проект – прошлогодний мюзикл “SIX” в Шекспировском театре.
Продюсер спектакля – Рик Бойнтон. В его послужном списке – спектакли “Блоха в ее ухе”, “Три мушкетера” и “Othello: The Remix” – шекспировская инсценировка “Отелло” в стиле хип-хоп, созданная братьями Кю (Q Brothers).
Романы Джейн Остин на редкость кинематографичны, и в их экранизациях недостатка нет. Театральные инсценировки случались гораздо реже, постановки мюзиклов – еще реже. Здесь специалистом выступает Пол Гордон. Имя композитора нам хорошо известно. В 2015 году в Шекспировском театре состоялась мировая премьера его мюзикла “Разум и чувства” (“Sense and Sensibility”) по еще одному роману Джейн Остин (в других переводах роман называется “Чувство и чувствительность”) о любовных историях двух сестер – хладнокровной (“разумной”) Элинор и романтичной (“чувствительной”) Марианны Дэшвуд – в английской провинции. Спектакль получил премию “Джефф” за лучший новый мюзикл.
Пола Гордона увлекает манера письма Джейн Остин. Композитор признается: “В произведениях Остин я слышу необыкновенный лиризм. Поэтический язык ее героев служит прекрасной основой для мюзикла”.
Мюзикл Гордона “Джейн Эйр” по роману Шарлотты Бронте получил пять номинаций на премию “Тони” в 2000 году, включая главные – за лучший мюзикл и лучшее либретто. Среди других мюзиклов композитора – “Папочка Длинные ноги”.
Несколько лет назад я спросил Барбару Гейнс, как она относится к мюзиклу на сцене драматического театра. Режиссер ответила вопросом на вопрос: “Почему нет? Я обожаю мюзиклы, часто ставлю их. Дело не в жанре спектакля, а в том, как он поставлен. Если в пьесе есть глубина, теплота, свет, он вполне может существовать на драматической сцене. “Shrek”, “Seussical”, “Gypsy”, “Чувство и чувствительность” – вот вам лишь некоторые примеры”. Я уверен, если бы наш разговор состоялся сегодня, в этот список попал бы и мюзикл “Эмма”.
Кстати, 21 февраля на экраны США выходит новая – британская – экранизация “Эммы”. Для фотографа Отема де Уайлд это дебют в качестве режиссера. В роли Эммы Вудхауз – Аня Тейлор-Джой.
Несколько слов – о дальнейших планах Шекспировского театра. Осенью в театре с успехом прошла премьера новой версии “Ромео и Джульетты” в постановке Барбары Гейнс. Вторая шекспировская пьеса сезона – “Как вам это понравится” (“As You Like It”, 1 мая – 21 июня 2020 года, Courtyard Theater). Действие спектакля перенесено в шестидесятые годы XX века и развивается на фоне песен группы “Битлс”. Я ожидаю яркого зрелища под девизом “All you need is love”. Автор инсценировки и режиссер-постановщик – художественный руководитель Citadel Theatre (Эдмонтон, Канада) Дэрил Клоран. Премьера спектакля прошла в Ванкувере на Beach Shakespeare Festival.
За девятнадцать лет существования серии “Мировая сцена” (World Stage) мы увидели лучшие спектакли театров из двадцати двух стран. Центральное событие двадцатого сезона серии – первые за четверть века гастроли в Чикаго Королевской шекспировской компании (The Royal Shakespeare Company). Мы увидим спектакль по пьесе Шекспира “Укрощение строптивой” (“The Taming of the Shrew”, 15 апреля – 2 мая 2020 года, The Yard at Chicago Shakespeare) в постановке Джастина Одиберта. А до этого Чикагский шекспировский театр примет участие в Complete Works Festival в городе Стратфорд-на-Эйвоне (графство Уорикшир). Именно в этом городе в 1961 году была создана Королевская шекспировская компания. Несколько лет назад в киносерии National theatre Live мы видели один из спектаклей Шекспировской компании – “Венецианский купец” по пьесе У.Шекспира.
Кульминацией сезона станет чикагская премьера оперы лауреата премии “Тони”, американского композитора Жанин Тесори “Голубая униформа” (“Blue”, перевод мой, 19-28 июня 2020 года, The Yard). Совместная постановка Лирик-оперы, оперного фестиваля “Глиммергласс” (штат Нью-Йорк) и Вашингтонской национальной оперы, первый в истории совместный проект Лирик-оперы и Чикагского шекспировского театра. Режиссер – Тезвелл Томпсон (о нем – в Оперном обозрении в этом выпуске газеты Реклама). Мировая премьера оперы состоялась на фестивале “Глиммергласс” летом 2019 года. Встретимся в театре!
Nota bene! Мюзикл “Эмма” идет до 15 марта на сцене Courtyard Theater Шекспировского театра по адресу: 800 East Grand Avenue, Chicago, IL 60611. Билеты на этот и другие спектакли сезона 2019-20 годов – на сайте www.chicagoshakes.com/, по телефону 312-595-5600 или в кассе театра. Не забудьте в кассе театра поставить штамп на билете паркинга на “Navy Pier”. В этом случае вы получите сорокапроцентную скидку.