31 марта и 5 апреля, 7.30 pm; 1 апреля, 1.30 pm. За дирижерский пульт Чикагского симфонического оркестра (далее – ЧСО) возвращается его музыкальный руководитель Риккардо Мути. В программе: пьеса для оркестра “Orpheus Undone” М.Маццоли, Пять песен Г.Малера на стихи Ф.Рюккерта для голоса с оркестром (солистка – Элина Гаранча, меццо-сопрано), Вторая симфония А.Брукнера.
Обычно маэстро Мути исполняет новые произведения между проверенной классикой, но на этот раз концерты начнутся с мировой премьеры – пьесы “Orpheus Undone” Мисси Маццоли. В основе сочинения – древнегреческий миф об Орфее, спустившемся в царство мертвых, чтобы спасти свою возлюбленную Эвридику. Маццоли говорит о пьесе так: “В ней есть моменты невероятной легкости и решительности, а в финале – решимости и боли”. Сочинение было заказано Мисси ЧСО в бытность ее работы композитором-резидентом (2018-21 годы) и было готово к исполнению к апрелю 2020 года. Пандемия перевернула все планы, и тогда премьера не состоялась.
От Маццоли – к Малеру. Песни на стихи Фридриха Рюккерта для голоса с оркестром композитор начал сочинять в 1901 году, в сорок один год. Позади – безрадостное детство в тихом провинциальном городке Йиглава в Южной Моравии (ныне Чехия), куда семья переехала из деревни Калиште, прогулки в окрестных лесах и полях, мечты о признании и славе в вымощенной золотом столице империи Вене. Позади – годы учебы в консерватории, когда Малер забросил фортепиано и взялся за дирижирование; позади – должности дирижера в театре города Оломоуца, директора хора в Касселе, третьего дирижера в Немецком театре Праги, ассистента Артура Никиша в Лейпцигской опере, главного дирижера Королевской венгерской оперы, дирижера Гамбургского муниципального театра. Позади – десять лет в Венской опере, десять лет абсолютной власти музыканта над оркестром, хором, певцами. “Я думаю о том, что стал здесь господином и повелителем, и мне это кажется сном.” Когда Малер проходил по улицам Вены, Будапешта, Гамбурга, люди останавливались, глядя на него во все глаза. “Когда он шел по улице, извозчики, оборачиваясь ему вслед, возбужденно и испуганно шептали: “Малер” – вспоминал дирижер Бруно Вальтер. А Малер возмущенно кричал: “Что я, дикий зверь какой-нибудь, почему вы стоите и глазеете на меня, точно в зоопарке?” Не терпевший дураков и лентяев, Малер нажил себе столько же врагов, сколько и поклонников. “Оркестранты боялись его, потому что в вопросах искусства он никогда ни на какие уступки не шел и был в своем неуклонном усердии на репетициях столь же безоговорочно суров к музыкантам, сколь и к себе,” – говорил один из его коллег-дирижеров. Он яростно размахивал палочкой, доводя себя почти до изнеможения, как будто каждая нота зависела от его личного вмешательства. На первом же своем концерте в Вене он взмахом руки раз и навсегда отменил принятый публикой обычай аплодировать между частями произведений. Так Вена – музыкальная столица мира – с помощью Густава Малера определила правила поведения публики в зрительном зале. Правила эти, конечно, до сих пор то и дело нарушаются. Кто-то из дирижеров относится к этому спокойно, с улыбкой, кто-то – с крайним раздражением, как, например, бывший музыкальный руководитель ЧСО Даниэль Баренбойм и нынешний “шеф” оркестра Риккардо Мути, однажды отчитавший публику за аплодисменты между частями. Спустя сто лет после смерти Малера воспитанием слушателей продолжают заниматься его верные ученики.
Венский период был полон у Малера не только музыкальных, но и любовных переживаний. В Касселе у него был бурный, страстный, пламенный любовный роман с певицей местного театра, имя которой осталось неизвестным, в Лейпциге – с любительницей музыки госпожой фон Вебер, в Гамбурге – с молодой певицей Анной Мильденбург. Он страдал, мучил своих любимых и мучался сам.
В 1901 году сорокаоднолетний Малер встретился с двадцатилетней красавицей, кокетливой Альмой Шиндлер, дочерью и падчерицей известных австрийских живописцев. На следующий год состоялась свадьба. Маленького (163 см) роста музыкант взял в жены одну из первых красавиц Вены. Альма получила музыкальное образование и сочиняла музыку, но Малер решительно запретил ей этим заниматься – хватит в семье одного композитора! Впрочем, Альма не сильно сопротивлялась. Гораздо больше музыки ее интересовали талантливые мужчины. За ней ухаживал Густав Климт, до знакомства с Малером у нее был роман с Александром Землинским и художником Оскаром Кокошкой, после смерти Малера она вышла замуж за архитектора Вальтера Гропиуса, а последним браком, завершающим охват всех муз, стал ее брак с писателем Францем Верфелем.
Женитьба на Альме преобразила жизнь Малера. Она ввела его в мир венской богемы, открыла для него композитора Арнольда Шенберга, художника Альфреда Роллера, театрального режиссера Макса Рейнхардта. В те годы слава Малера стремительно распространялась по Европе. Голландские музыканты во главе с Менгельбергом образовали клуб поклонников Малера, портрет композитора печатался на почтовых открытках Испании, он срывал овации в Санкт-Петербурге. Томас Манн считал Малера первейшим из великих людей, с которыми ему довелось познакомиться. При этом Малер был гораздо больше известен как дирижер, нежели композитор. Он сочинял летом, в свободное от работы время, сочинял только песни и симфонии, в каждой из которых пытался, по его собственным словам, “построить мир”. Мир человеческих страстей, уникальный, разнообразный и самодостаточный.
Итак, начало XX века, самый счастливый период в творчестве Малера. Композитор влюблен в Альму и пишет песни на стихи поэта-романтика Фридриха Рюккерта; песни, полные нежности и меланхолии. Их пять: “Не заглядывай в мои песни”, “Вдыхая нежный аромат”, “Я потерян для мира”, “В полночь”, “Если ты любишь красоту”. В поэтических строчках Рюккерта Малер находит близкие для себя темы. Так, в песне “Я потерян для мира” читаем: “Я умер для людской суеты И обрел покой в тишине. Я живу один в моем небе, В моей любви, в моей песне”. Оказывается, властный диктатор в творчестве, в жизни Малер любит покой, тишину и семейный уют. Альма Малер вспоминала: “Август 1902. Вчера мой любимый спел мне песню, которую за несколько дней до этого вложил в мои ноты… Он хотел, чтобы я сама обнаружила ее… Это первая любовная песня, которую он написал. “Исключительно для тебя”, – сказал он. В основе – стихотворение Рюккерта “Если ты любишь красоту…”. В последней строчке “Люби меня всегда, всегда…” столько чувства, что я и теперь, много лет спустя, глядя на нее, испытываю глубокое душевное волнение”.
Финальный аккорд программы – величественная Вторая симфония Антона Брукнера (1824-1896). Сочинение 1871 года. Премьера состоялась в Вене в октябре 1873 года. Венским филармоническим оркестром дирижировал композитор. В Чикаго Вторая симфония последний раз звучала летом 2013 года на Grant Park Music Festival. Оркестром Грант-парка дирижировал Карлос Кальмар.
Маэстро Мути охотно исполняет музыку Брукнера. В июне 2017 года вышел восьмой альбом ЧСО (CSO Resound Label) с записью Девятой симфонии австрийского композитора.
С Песнями Малера в Чикаго дебютирует всемирно известная певица из Латвии Элина Гаранча. Она родилась в музыкальной семье в Риге. После учебы в Латвийской музыкальной академии продолжила обучение в Вене и США. Ее сольная карьера началась в оперных театрах Майнингена и Франкфурта, после чего состоялся дебют в Венской опере. Она стала самой молодой “каммерзангерин” (самый почетный титул для оперной певицы) в истории Венской оперы. С 2005 года Гаранча – эксклюзивная артистка Deutsche Grammophon. В Метрополитен-опере дебютировала в январе 2008 года в партии Розины в “Севильском цирюльнике” Дж.Россини.
Гаранча – автор двух автобиографий: “Туфли – это действительно важно” (2013) и “Между мирами: мой путь на большие оперные сцены” (2021).
За полтора часа перед концертами (31 марта и 5 апреля, 6.15 pm; 1 апреля, 12.15 pm) состоятся беседы музыковеда Тима Мунро об исполняемых произведениях.
1 апреля, 8.00 pm. Концерт камерной музыки. В программе: Трио “Be Still and Know” для скрипки, виолончели и фортепиано американского композитора Карлоса Симона, Дуэт для скрипки и виолончели З.Кодая, Десятая скрипичная соната Л.ван Бетховена. Солисты: Хилари Хан, скрипка; Сет Паркер Вудс, виолончель; Андреас Хефлигер, фортепиано.
Замечательная американская скрипачка, лауреат трех премий “Грэмми” Хилари Хан – первая в истории ЧСО артист-резидент (Artist-in-Residence). Двухлетний контракт с Хан начался 1 сентября 2021 года и продлится до 30 июня 2023 года. В новой роли мы впервые встретились с Хан в декабре, когда она солировала в Скрипичном концерте А.Дворжака.
Хилари Хан родилась 27 ноября 1979 года в городе Лексингтон (штат Виргиния). Выросла в Балтиморе (штат Мэриленд). Начала играть на скрипке в четыре года. В одиннадцать лет состоялся ее дебютный концерт с оркестром – Балтиморским симфоническим. Училась у русских педагогов: сначала у профессора Клары Беркович, потом (в Институте музыки Кертиса) – в классе Яши Бродского. Была артистом-резидентом Венского концертного зала, JapanArts в Токио, Национального оркестра Лиона, Филармонического оркестра радио Франции, Филадельфийского и Сиэттлского симфонических оркестров. В этом сезоне работала виртуальным артистом-резидентом Филармонического общества Orange County. Ее диски выпускают фирмы Decca, Deutsche Grammophon, Sony. Три премии “Грэмми” получила за альбомы 2003 (Концерты И.Брамса и И.Стравинского), 2008 (Концерты А.Шенберга и Я.Сибелиуса) и 2013 (“In 27 Pieces: the Hilary Hahn Encores”) годов.
Дебютное выступление Хилари Хан в Чикаго состоялось в феврале 2002 года в рамках гастролей Оркестра Концертгебау под управлением Риккардо Шайи. Хан солировала в Первом скрипичном концерте Д.Шостаковича. В 2007 году со Скрипичным концертом К.Голдмарка Хан впервые выступила с ЧСО. С тех пор она не раз возвращалась в Чикаго, играла в симфонических и камерных концертах. Я помню два ее последних выступления. В ноябре 2016 года в камерном концерте, кроме произведений Баха, Моцарта, Шуберта, она исполнила Партиту для скрипки Антона Гарсиа Абрила. Испанский композитор сочинил для Хилари шесть партит, и, по ее словам, прекрасней музыки трудно себе представить. В мае 2019 года Хан с ЧСО под управлением Марин Алсоп исполнила Скрипичный концерт Я.Сибелиуса.
Хилари Хан играет на уникальной скрипке французского мастера Жана-Батиста Вийома работы 1864 года.
Виолончелист Сет Паркер Вудс известен в одинаковой степени как солист, камерный исполнитель и педагог. Он учился в Бруклинском колледже, Музыкальной академии Базеля (Швейцария), университете Хаддерсфильда (Великобритания). Преподавал в Чикагском университете, Dartmouth College, Chicago Academy of the Arts. С осени 2021 года – приглашенный профессор на музыкальном факультете University at Buffalo.
Пианист Андреас Хефлигер – яркий пример космополитизма в музыке. Он родился в семье известных швейцарских музыкантов, вырос в Германии, учился в нью-йоркской Джульярдской школе. Выступает с лучшими оркестрами США. На лейбле Sony Classical выпустил записи сонат В.А.Моцарта, “Танцы давидсбюндлеров” и “Фантазии” Р.Шумана, “Экспромт” Ф.Шуберта, произведения Софии Губайдулиной. Позже вместе с квартетом Такач и Маттиасом Герне записал на студии Decca Песни Ф.Шуберта на слова И.Гете (Приз немецких музыкальных критиков). В настоящее время Хефлигер – эксклюзивный артист BIS Records. На этой студии он записал мировую премьеру “Большой токкаты” Дитера Амманна, фортепианные концерты Б.Бартока и М.Равеля (Хельсинкский филармонический оркестр под управлением Сусанны Мялкки).
2 апреля, 2.00 pm. Концерт программы “Notes for Peace”. Программа, открытая в марте 2017 года в партнерстве с организацией Purpose Over Pain, позволяет родителям, потерявшим детей в результате насилия с применением огнестрельного оружия, создавать оригинальные песни, посвященные их памяти. Среди музыкантов – солисты Civic Orchestra of Chicago. Программа концерта будет объявлена со сцены. Вход свободный, билеты не требуются.
Обратите внимание. Концерт состоится в помещении Austin Town Hall по адресу: 5610 West Lake Street, Chicago, IL 60644.
2 апреля, 6.30 pm. Одно из главных музыкальных событий года – Симфонический бал. В программе: увертюра к опере “Свадьба Фигаро” В.А.Моцарта, Пять песен Г.Малера для голоса с оркестром на стихи Ф.Рюккерта (солистка – Элина Гаранча, меццо-сопрано), Симфоническая поэма N3 “Прелюды” Ф.Листа, увертюра к опере “Вильгельм Телль” Дж.Россини. ЧСО дирижирует Риккардо Мути.
Как видите, программа этого вечера немного отличается от концертов 31 марта, 1 и 5 апреля. Перед входом в Симфонический центр будет красная ковровая дорожка. За час до начала концерта начнется прибытие важных гостей. Все обладатели билетов на концерт приглашаются на фуршет в зале на втором этаже Симфонического центра. После окончания концерта в Four Seasons Hotel Chicago состоится торжественный ужин. На него продаются отдельные билеты.
Много интересных событий ждет нас в апреле. Среди них – концерты с участием норвежского пианиста Лейфа Ове Андснеса (с ЧСО под управлением Р.Мути он исполнит Фортепианный концерт Б.Бартока), вечер джазовой звезды Дайан Ривз, сольный фортепианный концерт Юджи Ванг, дирижерский дебют маэстро из Финляндии Клауса Мякели с программой из произведений А.Хиллборга, С.Прокофьева, И.Стравинского. Обо всем этом и многом другом я расскажу в будущих выпусках Музыкального обозрения.
Nota bene! Билеты на концерты Чикагского симфонического центра – на сайте cso.org или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.