26 приглашает всех любителей музыки на заключительный концерт весеннего сезона.
Концерт состоится в воскресенье, 12-го мая, в Николс концерт холл, Эванстон.
В программе – произведения Моцарта, Шуберта. Во втором отделении прозвучит Октет Мендельсона.
На сцене выступят восемь музыкантов под руководством скрипача Давида Лискера.
В этой статье – коротко о раннем периоде творчества выдающегося композитора и общественного деятеля Феликса Мендельсона.
Феликс Мендельсон – композитор, имя которого приходит на ум при первых же звуках “Свадебного марша”. Он также был знаменитым дирижером, пианистом и педагогом. Мендельсон отличался удивительной музыкальной памятью и был востребован в странах Европы. Его заслугой стало основание Лейпцигской консерватории.
Полное имя музыканта – Якоб Людвиг Феликс Мендельсон-Бартольди. Двойная фамилия досталась мальчику от отца, который решил стать лютеранином. Старинный род гордился дедом, известным философом, проповедником веротерпимости и еврейским просветителем. Родитель Феликса был главой банкирского дома и хорошо разбирался в предметах искусства.
Склонность ребенка к музыке стала очевидной на ранних порах, и мать занялась развитием его способностей. Схожий талант был заметен и у сестры Феликса Фанни. Феликс выучился игре на скрипке и альте, а в 9 лет дебютировал в роли пианиста. Не остались без внимания и его вокальные способности.
В 16 лет Феликс впервые побывал в Париже в компании отца, отправившегося во Францию с деловым визитом. Успехи музыканта оценили в парижской консерватории, где он обрел массу полезных знакомств. Вернувшись домой, Мендельсон продолжил работу над оперой “Свадьба Камачо”, созданной как аллюзия на произведение “Дон Кихот”. В 1825 году произведение было закончено.
В 1826 году свет увидела композиция, сделавшая Феликса известным. Увертюра к шекспировской комедии “Сон в летнюю ночь” состояла из 12 минут непрерывной музыки, источавшей невероятный романтизм. Интересный факт: частью произведения был небезызвестный свадебный марш. На момент создания композиции Мендельсону было 17 лет.
В это время Мендельсон пишет свой единственный октет, который безусловно является высоким образцом камерного ансамбля. Это глубоко поэтическое творение юного мастера отличается цельностью замысла, особой яркостью тематизма и необычайно высокой техникой письма.
Широкий мелодический размах почти драматической главной партии октета и простая, народного склада напевная тема побочной партии составляют основу динамичного образного развития первой части.
Элегия второй части достигает большой драматической экспрессии, напоминая полноту эмоциональной насыщенности.
Перелом в образном содержании цикла происходит между второй и третьей частями, когда в скерцо возникает мир фантастики.
Необычен в октете и финал, в какой-то степени конструктивно напоминающий финал симфонии Моцарта “Юпитер”. Здесь также возникает своеобразный синтез форм, принципов фугированного и сонатного развития.
Поразительное мастерство композитора проявилось в тонком ощущении каждого инструмента. Все партии ансамбля активны, самостоятельны, глубоко индивидуализированы.
Масштабность октета, значительность и новизна тематизма, цельность замысла, целеустремлённая экспрессия и свобода его развития – всё это позволяет говорить о симфоничности произведения, являющегося по существу камерной симфонией.
Октет завершает ранний период создания камерного творчества композитора, возвышаясь над ним кульминационной вершиной.