Наступает лето, а вместе с ним — сезон музыкальных фестивалей. Первый из них — Двенадцатый фестиваль камерной музыки (North Shore Chamber Music Festival) в Норсбруке (пригород Чикаго). На фестивале, как обычно, пройдут три концерта, ни один из которых пропустить невозможно. Художественный руководитель фестиваля, скрипач-виртуоз Вадим Глузман и его жена, исполнительный директор, пианистка Анжела Иоффе подготовили для нас очень интересную программу. Особенностью фестиваля этого года станет камерная музыка французских композиторов: Шоссона, Мессиана, Пуленка, Мийо, Франка. Мы услышим бессмертную классику в диапазоне от Моцарта до Бородина и Стравинского, а также американскую премьеру пьесы турецкого композитора Фазыля Сая. Обо всем по порядку.
7 июня, 7.30 pm. Концерт “Поцелуй феи”. Приятно, что фестиваль сохраняет свои традиции. Одна из них — все концерты тематические, все имеют названия. В программе первого: Дивертисмент из балета “Поцелуй феи” для скрипки и фортепиано И.Стравинского (исполнители — Уильям Хаген, скрипка/ Дженис Карисса, фортепиано), Второй струнный квартет А.Бородина (струнный квартет “Ариэль”), Концерт для скрипки, фортепиано и струнного квартета Э.Шоссона (Уильям Хаген, скрипка; Дженис Карисса, фортепиано; струнный квартет “Ариэль”).
Дебют талантливого скрипача из Солт-Лейк-Сити Уильяма Хагена состоялся на Музыкальном фестивале Равиния в 2018 году. Мне запомнилось, с каким блеском он исполнил Четвертый скрипичный концерт Моцарта. Интересно будет послушать Хагена в камерном репертуаре.
Пианистка Дженис Кариссa — стипендиатка Фонда Фомина 2019 года. Она родилась и выросла в Индонезии. В настоящее время учится в Институте Кертиса (Филадельфия). Дженис выступала со знаменитым камерным оркестром “Орфей” (Orpheus Chamber Orchestra) в Нью-Йорке.
9 июня, 6.00 pm. “Новое поколение” представляет… Ставший уже традиционным концерт перед концертом молодых талантливых музыкантов из Betty Haag Academy of Music (Чикаго).
9 июня, 7.30 pm. Концерт “Путешествие духа”. В программе: Квинтет для альта и струнных В.А.Моцарта (Атар Арад, альт; струнный квартет “Ариэль”), “Квартет на конец времени” О.Мессиана (Уильям Вольфрам, фортепиано; Вадим Глузман, скрипка; Марк Косовер; виолончель; Илья Штеренберг, кларнет).
В 1940 году тридцатиоднолетний главный органист Церкви святой Троицы в Париже, французский композитор Оливье Мессиан (1908-1992) был мобилизован в действующую армию и вскоре попал в плен. После неудачной попытки побега он был отправлен в силезский концлагерь для военнопленных близ Герлица (ныне — Згожелец, Польша). В тяжелейших условиях Мессиан не только проявил стойкость духа, поддерживая своих товарищей, но и нашел в себе силы противостоять кошмарной действительности, “воюя” своим профессиональным оружием — музыкой. Композитор выпросил у одного немецкого офицера, любителя музыки, нотную бумагу, и в январе 1941 года на свет появился “Квартет на конец времени” для скрипки, кларнета, виолончели и фортепиано. Инструментальный состав партитуры был предопределен присутствием в лагере именно этих музыкантов.
Создание музыки за колючей проволокой — случай не такой уж беспрецедентный. Вспомним Виктора Ульмана, два года сочинявшего музыку в “образцовом” гетто — концлагере в Терезине. То же самое произошло с сочинением Мессиана. “Квартет на конец времени” был впервые исполнен 15 января 1941 года лагерными музыкантами Этьеном Паскье (скрипка), Жаном ле Булером (кларнет), Анри Акока (виолончель) и самим композитором перед тысячами пленных. Премьера состоялась при тридцатиградусном морозе, на неисправных инструментах: расстроенном пианино, трехструнной виолончели, с западающими клапанами у кларнета. “Никогда меня не слушали с таким вниманием и пониманием”, — скажет потом Мессиан. Историю создания произведения композитор впоследствии объяснял так: “Я сочинил этот Квартет для того, чтобы уйти от снега, войны, плена и самого себя”. При этом в беседе с музыковедом А.Голеа Мессиан отметил, что название Квартета имеет второй смысл — “конец музыкального времени, основанного на мерной метрической пульсации классической музыки. Теологическая эсхатология породила эсхатологию музыкальную. В Квартете отсутствует метр, замененный абсолютно свободными, независимыми ритмическими фразами. В них господствует стихия дополнительных длительностей, увеличенных и уменьшенных ритмов”.
Произведение поразило современников величием замысла и подвигом исполнения. “Квартет на конец времени” не заканчивается “концом времени”. В финале произведения музыка уходит в “неземные выси” высших регистров инструментов, воплощая, по словам Мессиана, “вознесение человека к Богу, дитя божьего к Отцу, к обожествленному творению” или, как сказали бы люди нерелигиозные, “вознесение” к идеалам гуманизма, миру чувств и страстей. Ведь даже в самые страшные времена мессиановский Квартет убеждал узников концлагеря, что никогда не остановится великое движение жизни, никогда не исчезнет стремление человека к гармонии и красоте. Какой жизнестойкостью надо было обладать, чтобы в “конце времени” воздать хвалу вечности и бессмертию! Предвкушаю, как актуально прозвучит Квартет сегодня, на фоне развязанной Россией чудовищной войны.
10 июня, 7.30 pm. Концерт “Желание вашего сердца”. В программе: Соната для кларнета и фортепиано Ф.Пуленка (Илья Штеренберг, кларнет; Дженис Карисса, фортепиано), музыка к балету “Бык на крыше” Д.Мийо (Хина Хонг Ху, скрипка; Дженис Карисса, фортепиано), пьеса “Леопарды” для струнного секстета Ф.Сая (Вадим Глузман, скрипка; Атар Арад, альт; Джан Грюнинг, альт; Амит Эвен-Тов, виолончель; Марк Косовер, виолончель), Фортепианный квинтет фа минор С.Франка (Уильям Вольфрам, фортепиано; Вадим Глузман, скрипка; имя второго скрипача будет объявлено дополнительно; Хина Хонг Ху, скрипка; Атар Арад, альт; Марк Косовер, виолончель).
Пожалуй, главное событие фестиваля — американская премьера двухчастной двенадцатиминутной пьесы “Леопарды” для струнного секстета турецкого пианиста и композитора Фазыля Сая. Вадим Глузман был первым исполнителем “Леопардов”. Мировая премьера сочинения состоялась в Кронберге (Германия) в сентябре 2022 года.
Из наиболее известных сочинений Сая отмечу “Вариации в джазовом стиле” на тему “Турецкого рондо” Моцарта, балет “Патара” на тему Фортепианной сонаты Моцарта и переложение “Весны священной” Стравинского для двух фортепиано. В 2013 году турецкие власти организовали травлю Сая за высказывания, якобы направленные против ислама. На самом деле композитор всего лишь процитировал Омара Хайяма. Тогда благодаря международным протестам уголовное дело пришлось закрыть.
Скрипачка Хина Хуонг Ху — стипендиатка Фонда Фомина 2023 года. Интересно, что в прошлом году стипендиаткой стала сестра Хины — скрипачка Фиона Хуонг Ху.
Я не раз уже писал о Фонде Фомина, задачей которого является поддержка молодых музыкальных дарований. Фонд был основан в 2015 году в память о замечательном музыканте, педагоге Вадима Глузмана. За прошедшие семь лет стипендиатами Фонда становились хорошо знакомые нам солисты: скрипачи Маша Лакисова, Джулиан Ри, Джошуа Браун, Жаклин Ода, фаготистка Марлин Нгалиссами, виолончелистка Кэтрин Ода, пианистка Дженис Карисса. В прошлом году в списке лауреатов появилось имя молодого украинского кларнетиста и композитора Дмитро Кирилова.
В начале мая мне удалось побеседовать с художественным руководителем фестиваля Вадимом Глузманом. Интервью с ним читайте в следующем номере нашей газеты.
(В статье использованы материалы монографии В.Екимовского “Оливье Мессиан”.)
Nota bene! Концерты Двенадцатого фестиваля камерной музыки пройдут в помещении Village Presbyterian Church по адресу: 1300 Shermer Road, Northbrook, IL 60062. Билеты — по телефону 847-370-3984 и на сайте nscmf.org. Встретимся на фестивале!