Продолжаем путешествовать по театральной Америке. Мы снова в Цинциннати (штат Огайо). После Шекспировской компании заглянем в театр, стоящий на одном из городских холмов. Он называется Cincinnati Playhouse in the Park. В декабре в театре показывают спектакль “Cincinnati King” по пьесе и в постановке Кей Джей Санчес. В главных ролях: Нил Бенари (Сид Натан), Вилли Джон (Ричард Крандл), Стенли Уэйн Матис (Филипп Пол). Музыкальный руководитель постановки – Ричард Ливингстон Хантли. Художник – Миша Качман.
“Cincinnati King” – спектакль музыкальный. Тема обязывает: речь идет о возникновении, взлете и падении King Records – одной из первых в США звукозаписывающих студий. Сцена представляет собой обычный джазовый клуб. Барная стойка, столики для зрителей, места для музыкантов. Чем-то похоже на “Green Mill” и подобные ему джазовые клубы. Песни в сочетании с музыкальными композициями сороковых-пятидесятых звучат на протяжении всего спектакля. Иногда – как фон, но чаще – как полноправные “хозяева”. Музыка дополняет, предвосхищает, ведет развитие сюжета.
Три героя спектакля – основатель студии King Records Сид Натан, ударник Филипп Пол и вокалист Вилли Джон. В начале спектакля Пол, закончив сет, выходит к нам – зрителям – и начинает вспоминать о том, как все начиналось, как будто мы – зрители – интервьюируем музыканта. Среди прочего, он говорит такие слова: “Все в стране знают Кливленд, все знают Детройт, но люди не знают Цинциннати. Прежде Джонни Кэша и Элвиса, прежде Джеймса Брауна, Карла Перкинса, Сэма Филлипса, прежде Sun, Verve… Вы знаете, что было до их появления? До их появления была студия King Records”.
Вскоре на сцене появляется Сид Натан. Ни одно упоминание о его студии не может обойтись без него. Ему обязательно надо рассказать, как все происходило на самом деле… А дальше начинается собственно история студии на фоне историй реальных персонажей. Частично пьеса является документальной, с цитатами из реальных интервью с Полом; частично в ней есть эпизоды, основанные на воспоминаниях близких и интервью с музыкантами.
Студия King Records была создана в 1943 году Сидом Натаном. Почему такое название? “Почему он? Почему не они, хотите вы знать?” – как говорил реб Арье-Лейб, рассказывая о Бене Крике в “Одесских рассказах” Бабеля. Сид Натан родился в Цинциннати. Город называли “Queen City”. А там, где королева, там должен быть король. Название для своей студии Сид придумал сразу – King Records. Он будет первым в городе, он будет первым в стране, он будет первым в мире. Он будет королем, а все остальные будут держать фигу в кармане. Отсюда – слоган студии King Records – “The King of Them All”.
На этом аналогии с бабелевскими рассказами заканчиваются. Выходец из бедной еврейской семьи, Сид был болезненным ребенком. Он отличался близорукостью, страдал от приступов астмы и не производил впечатление будущего самостоятельного и независимого человека. Если бы тогда кто-то сказал про Сида, что он разбогатеет, а его детище станет шестой среди крупнейших студий звукозаписи в США, этому человеку никто бы не поверил. Однако именно так и произошло. Студия, находившаяся поначалу в здании бывшего морозильного склада, уже через несколько лет превратилась в могущественную империю, занимающуюся записью, производством, выпуском и распространением пластинок.
Сид Натан искал талантливых музыкантов по всей стране. На первом месте в хит-парадах 1947-48 годах долгое время находился вокалист Рой Браун. Прославившись в Техасе, он записывался в Новом Орлеане на студии DeLuxe Records. Услышав про Брауна, Сид выкупил его контракт и скупил полный каталог студии, включая все неизданные записи. И это только один пример.
В сороковые и пятидесятые годы на студии записывались Джеймс Браун, Ханк Баллард, Отис Уильямс, Валери Карр, Билли Уорд, Хоукшоу Хоукинс, Зеб Тернер и многие другие. Сегодня многие из этих имен забыты, но полвека назад именно они определяли музыку своего времени. Сид Натан выбирал лучших.
Сид Натан искал талантливых музыкантов, и талантливые музыканты сами приезжали в Цинциннати с мечтой записываться у Сида. Вначале он специализировался на кантри-музыке, но потом стал более разнообразным. Джаз, рок-н-ролл, блюз; соло, дуэты, ансамбли… – Сид записывал музыкантов, играющих в разных составах, в разных стилях и направлениях. Для него важным было только одно – качество музыки.
Впервые в Америке Сид стал записывать музыкантов-афроамериканцев. Это было смело, учитывая, что в Цинциннати, как и повсюду по стране, в то время были серьезные расовые ограничения. Вилли Джон говорит, что, приехав из Нью-Йорка, он сразу почувствовал разницу в настроениях общества. Но в студии King Records процветала толерантность. В спектакле рассказывается, что при устройстве на работу в компанию претенденты заполняли анкету, в которой был такой вопрос: “Согласны ли вы работать вместе с представителем другой расы или вероисповедания?”. Ответить “нет” означало не получить работу.
Уже через семь лет после создания в штате студии числилось четыреста сотрудников. Сид Натан говорил (эта фраза также приводится в спектакле): “Я плачу людям за их способности, а у способностей нет ни расы, ни вероисповедания”.
Афроамериканцы были не только музыкантами. Они занимали и административные должности. Афроамериканцем был, например, менеджер Сида и один из совладельцев студии Генри Гловер. Во время переговоров с партнерами во избежание ненужных разговоров он представлялся водителем Хозяина.
Сид Натан был скупердяем. Экономя каждую копейку, он не давал покупать новое оборудование. Говорил, что на старом звук получается особенный.
Сид Натан становился нетерпимым, когда музыканты делали попытки уйти от него. Тогда он вспоминал все их долги, дотошно подсчитывал, сколько дней до окончания контракта и сколько они ему задолжали… В общем, он делал все, чтобы сохранить музыкантов вокруг себя и своей студии.
Правда, с группой “Битлс” у Сида вышла осечка. Он прилетел в Гамбург для переговоров, но услышав немецкую речь, увидев немцев на улице, не смог пересилить себя и выйти в город – слишком свежей была память о войне. Встречи с ливерпульской четверкой не получилось. Сид улетел из города, и контракты с “Битлс” ушли к другим счастливцам.
Сид Натан не думал о преемнике. Незадолго до смерти он кричал своему управляющему: “Студия моя. Я ее никому не отдам”. Его внук Джеймс Энгельхардт говорит: “Бизнес деда никогда не был семейным. К сожалению, его наследие умерло вместе с ним”.
Сид Натан умер в 1968 году, студия King Records закрылась в 1971 году. В 2008 году эмблема студии появилась в Музее рока (Rock & Roll Hall of Fame) в Кливленде (штат Огайо). Здание студии купила компания Dynamic Industries и планировала снести его, но в дело вмешались городские власти. В течение многих лет они боролись за то, чтобы остановить снос. В 2015 году мэрия Цинциннати объявила здание историческим памятником, а зимой 2018 года одобрила обмен земельными участками, который, наконец, позволит городу владеть зданием. В планах мэрии – строительство музея, студии звукозаписи и центра визуального искусства.
Радостная для всех жителей города новость о спасении здания студии пришла в юбилейный год. В 2018 году Цинциннати отмечает семидесятипятилетие со дня открытия студии King Records. Кульминацией торжеств стал спектакль в Playhouse in the Park.
Автор пьесы и режиссер спектакля, артистка театра Кей Джей Санчес уверена: “Блюз, джаз, кантри-музыка, рок-н-ролл не были бы такими, как они есть сегодня, без Цинциннати”. Годами она собирала материалы о жизни Натана, встречалась с музыкантами, расспрашивала их о том времени. Она говорит: “Я ни в коем случае не хочу, чтобы зрители подумали, что перед ними – абсолютно документальная история King Records. Я решила пойти глубже и сосредоточиться на историях нескольких людей. Надеюсь, что наша работа вдохновит коллег на создание новых фильмов, спектаклей, шоу обо всех невероятных артистах King Records”.
Спектакль Санчес получился живым и познавательным. Я с удовольствием погрузился в музыкальную атмосферу середины XX века и узнал историю Сида Натана и его студии. Большую роль в создании атмосферы внес наш соотечественник, художник спектакля Миша Качман. Он – выпускник Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК, мастерская М.Смирнова, ныне – Российский государственный институт сценических искусств). В девяностые годы работал художником-оформителем выставок в Эрмитаже. После отъезда в Америку сотрудничает со многими театрами в качестве художника, сценографа, дизайнера. Качман – профессор сценографии, руководитель сценографической программы Мэрилендского университета. С 2011 года – художник театра Woolly Mammoth (Вашингтон). Лауреат премии Helen Hayes.
Cincinnati Playhouse in the Park – один из первых региональных театров США. Он был создан Джералдом Ковеллом в 1959 году. Премьера первого спектакля – “Compulsion” по пьесе М.Левина – состоялась 10 октября 1960 года. Театр быстро приобрел хорошую репутацию, с ним стали сотрудничать американские актеры из других городов. В театре прошла американская премьера пьесы “Дневник Тригорина” (“The Notebook of Trigorin”) Т.Уильямса (сезон 1995-96 годов), мировые премьеры спектакля “Coyote on a Fence” по пьесе Б.Грэма (сезон 1997-98 годов) и мюзикла “Ace” Ричарда Оберакера (сезон 2006-07 годов).
В 1973-75 годах художественным руководителем театра был актер и режиссер Гарольд Скотт – первый афроамериканец на посту руководителя американского регионального театра. С 1975 до 1985 года театр возглавлял известный актер и режиссер Майкл Мюррей. С 2012 года художественным руководителем театра является Блейк Робисон.
В 2004 году Playhouse in the Park – единственный на сегодняшний день представитель Цинциннати – получил престижную премию “Тони” в категории “Лучший региональный театр”. В 2007 году театр получил еще одну премию “Тони”. На этот раз – за мюзикл С.Сондхайма “Company” в категории “Лучшее возобновление”. Постановка Джона Дойла получила всеобщее признание и множество других наград, среди которых – Drama Desk, Outer Critic’s Circle и Drama League Awards.
В театре два зала: большой – Robert S. Marx Theatre, и малый – Shelterhouse (с 2019 года он будет называться Rosenthal Shelterhouse Theatre). Театр показывает спектакли на протяжении десяти месяцев. При театре работают актерские классы, действуют программы для самых маленьких зрителей. Каждый декабрь на большой сцене театра идет спектакль “Рождественская сказка” по прозе Ч.Диккенса. Этот месяц – не исключение. Мы хорошо знаем постановку Goodman Theatre, но, как видите, в Цинциннати тоже есть подобная традиция.
Nota bene! Спектакль “Cincinnati King” идет до 23 декабря в Cincinnati Playhouse in the Park по адресу: 962 Mt.Adams Circle, Cincinnati, OH 45202. Билеты – по телефону 513-421-3888 и на сайте www.cincyplay.com. Там же вы найдете информацию об истории создания и сегодняшнем дне театра.