Для взрослых и самых маленьких

Чикагский симфонический центр, 3-21 мая 2024 года

Николай Шепс-Цнайдер. Фото - ЧСО
Николай Шепс-Цнайдер. Фото - ЧСО

3 мая, 7.30 pm; 5 мая, 3.00 pm. В серии “CSO at the Movies” мы обычно смотрим кино и слушаем музыку. Очередной фильм серии — научно-фантастический триллер “Близкие контакты третьей степени” (“Close Encounters of the Third Kind”, 1977) Стивена Спилберга с Ричардом Дрейфусом и французским режиссером Франсуа Трюффо в роли французского ученого Клода Лакомба. Музыка американского композитора Джона Уильямса звучит в исполнении Чикагского симфонического оркестра (далее — ЧСО). Дирижер — Ричард Кауфман.

9-11 мая, 7.30 pm. В программе ЧСО: Второй скрипичный концерт и Тридцать восьмая (“Пражская”) симфония В.А.Моцарта, вальс “Муки любви” Ф.Крейслера, сюита из балета “Пульчинелла” И.Стравинского. Соло на скрипке и дирижер — Николай Шепс-Цнайдер.

Дирижера Николая Шепс-Цнайдера смело можно назвать “гражданином мира”. Его отец — руководитель рок-ансамбля — родился в польском городе Лодзь, мать-пианистка родом из Дании, куда ее родители переехали из Польши накануне Второй мировой войны. Позднее отец эмигрировал в Израиль. Шепс-Цнайдер родился в Копенгагене в 1975 году, у него два гражданства: Дании и Израиля. Учился в Датской королевской академии музыки (класс Милана Витека), Джульярдской школе (класс Дорати Дилей) и Венской консерватории (класс профессора Бориса Кушнира). Николай вспоминает: “Мою учебу и выступления можно разделить на две части — до и после Кушнира. Когда я попал к нему, мне было восемнадцать, и у меня уже было определенное отношение к музыке. Я был счастливый, удачливый и довольно наивный парень, но у меня не было настоящего концертного опыта, а Кушнир дал мне все нужные знания. Наши занятия вначале носили литературный характер. Мы изучали скрипичную литературу, и постепенно это изменило мой стиль игры”.

В 1992 году в возрасте семнадцати лет Николай завоевал Первую премию на Международном конкурсе скрипачей имени Карла Нильсена, но настоящий успех пришел к нему после Золотой медали на конкурсе королевы Елизаветы в 1997 году. С этого времени начинается напряженная концертная жизнь музыканта. Он регулярно играет с лучшими симфоническими оркестрами мира. С ЧСО впервые выступил в ноябре 2000 года. К этому времени относится начало его плодотворного сотрудничества с Даниэлем Баренбоймом. Именно Баренбойм убедил Шепс-Цнайдера сыграть Первый концерт для скрипки с оркестром Кароля Шимановского, именно он буквально заставил скрипача включить в свой репертуар скрипичный концерт Арнольда Шенберга, сказав: “Ты должен сыграть этот концерт”. Вместе с Баренбоймом он исполнил Камерный концерт Альбана Берга для скрипки, фортепиано и струнных.

Звук уникальной скрипки Гварнери дель Джезу 1741 года (инструмент был предоставлен Датским Королевским театром, ранее скрипка принадлежала Фрицу Крейслеру) Шепс-Цнайдера я слышал часто. Последний раз — в сентябре 2017 года — в венском Музикферайне. Он солировал в Первом скрипичном концерте соль минор Макса Бруха. Дрезденской Штаатскапеллой дирижировал тогдашний музыкальный руководитель Кристиан Тилеманн. В качестве дирижера я впервые услышал музыканта в октябре 2021 года. ЧСО под его руководством исполнил пьесу “Ночь и любовь” А.Ольмес, Первый виолончельный концерт К.Сен-Санса (солист — концертмейстер секции виолончелей ЧСО Джон Шарп) и Вторую симфонию Р.Шумана.

Последняя встреча с маэстро Шепс-Цнайдером состоялась в октябре 2023 года с очень необычной программой: пьеса “Blumine” и Первая симфония Г.Малера, Еврейская рапсодия “Шеломо” для виолончели с оркестром Э.Блоха (солист — Цзянь Ван).

С 2020 года Шепс-Цнайдер занимает пост музыкального руководителя Национального симфонического оркестра Лиона.

За 75 минут перед концертами состоятся получасовые беседы музыковеда Кайла Дзапы об исполняемых произведениях.

11 мая, 11.00 am и 12.45 pm. Новая необычная программа “Звуковые волны” (“Sound Waves”) ждет самых маленьких зрителей в серии “ЧСО для детей” (“CSO for Kids”). Тема всех музыкальных произведений — водная стихия во всех ее проявлениях, чудо и символика ВОДЫ. Мы будем путешествовать по величественным рекам, бурным морям и даже галактическим льдам. В программе: прелюдия к опере “Золото Рейна” Р.Вагнера, “Аквариум” из сюиты “Карнавал животных” К.Сен-Санса, Первая симфония Я.Сибелиуса, вальс из балета “Спящая красавица” П.Чайковского, концертная увертюра “Гебриды, или Фингалова пещера” Ф.Мендельсона, композиция “Под морем, над небом” Джареда Миллера, “Влтава” из цикла “Моя родина” Б.Сметаны, “Марс” из сюиты “Планеты” Г.Холста, сюита из балета “Жар-птица” И.Стравинского. Исполнители — музыканты ЧСО. Дирижер — Таня Миллер.

Концерты серии “ЧСО для детей” идеально подходят для детей в возрасте от пяти до двенадцати лет. Приходите всей семьей и прививайте детям любовь к музыке!

16, 18 и 21 мая, 7.30 pm; 17 мая, 1.30 pm. В программе ЧСО: пьеса “How slow the Wind” (первое исполнение ЧСО) японского композитора Тору Такэмицу (1930-1996), Первый фортепианный концерт Л.ван Бетховена (солист — Мартин Хельмхен), Симфония ре минор С.Франка. С этой программой за пультом ЧСО дебютирует маэстро из Японии Казуки Ямада. С сезона 2016-17 годов он является главным дирижером и художественным руководителем Филармонического оркестра Монте-Карло.

Мартин Хельмхен. Фото - Марко Борхреве
Мартин Хельмхен. Фото — Марко Борхреве

Немецкий пианист Мартин Хельмхен родился в Берлине в 1982 году. Учился в Берлинской высшей школе музыки имени Ханса Эйслера (класс Галины Иванцовой), в Высшей школе музыки в Ганновере (класс Ари Варди) и Международной фортепианной академии на озере Комо (класс Уильяма Гранта Наборе). Победитель Международного фортепианного конкурса имени Клары Хаскил (2001 год). К тридцати годам Хельмхен выступил с лучшими оркестрами Европы. Американскому зрителю пианиста представил Кристоф фон Донаньи. Дебют Хельмхена с Бостонским симфоническим оркестром на Международном фестивале Танглвуд в 2011 году (он солировал в Фортепианном концерте Р.Шумана) прошел на ура, вслед за ним последовали выступления в Сент-Луисе, Хьюстоне, Орегоне, Далласе, Сан-Франциско, Кливленде, Вашингтоне, Нью-Йорке. Чикагский дебют пианиста состоялся в июне 2016 года. С ЧСО под управлением фон Донаньи Хельмхен исполнил Второй фортепианный концерт Л.ван Бетховена. Критики на следующий день написали о выдающемся успехе пианиста. В июне 2018 года в Симфоническом центре состоялся сольный концерт Хельмхена. На меня большое впечатление произвело выступление пианиста в апреле прошлого года. Он солировал в Двадцать пятом фортепианном концерте В.А.Моцарта (ЧСО дирижировал Владимир Юровский).

Казуки Ямада. Фото - kazukiyamada.com/
Казуки Ямада. Фото — kazukiyamada.com

18 мая, 10.00 и 11.45 am. В серии “Однажды в Симфоническом центре” — сказка “Маша и три медведя” (в английской версии — “Златовласка и три медведя”, “Goldilocks and the Three Bears”). Солисты — музыканты ЧСО. Адаптация — Меган Уэллс. Ведущий — Рика Нишикава. Постановка, костюмы и декорации сделаны Чикагским детским театром.

О сольном вечере Евгения Кисина 19 мая я расскажу отдельно в следующих выпусках Музыкального обозрения.

Nota bene! Абонементы на концерты Чикагского симфонического центра сезона 2024-25 годов, а также одиночные билеты на концерты этого сезона — на сайте cso.org или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604. Одиночные билеты на концерты будущего сезона поступят в продажу летом.