Дирижирует Марк Минковски

Концерты оркестра “Music of the Baroque”

Марк Минковски. Фото - Бенджамен Челли
Марк Минковски. Фото - Бенджамен Челли

В разгаре — пятьдесят четвертый сезон чикагского оркестра “Music of the Baroque”. Сезон называется “С самого начала”, он посвящен шедеврам барочной музыки. В первых четырех программах мы услышали (среди прочего) ораторию “Сотворение мира” Й.Гайдна, сочинения Г.Ф.Телеманна и А.Вивальди, Рождественскую ораторию И.С.Баха, праздничные вечера барочной музыки. Пятая программа называется “Дирижирует Минковски”. В программе: Большой концерт фа мажор Г.Ф.Генделя, сюита из оперы “Бориады” Ж.-Ф.Рамо, Сорок первая (“Юпитер”) симфония В.А.Моцарта. Оркестром “Music of the Baroque” впервые дирижирует признанный мэтр барочной музыки, французский маэстро Марк Минковски. Он родился в семье врачей: дедушка — известный психиатр российского происхождения Эжен (Евгений Айзикович) Минковски (1885-1972), отец — профессор педиатрии и один из основателей неонатологии Александр Минковски (1915-2004). Марк начинал как фаготист, однако настоящих успехов добился на дирижерском поприще. В традиционных классических оркестрах играть ему было скучно, и он уже в двадцать лет основал новый, назвав его “Les Musiciens du Louvre” (“Музыканты Лувра”). Исполнял оркестр, в основном, барочную музыку, среди которой важную роль играла французская — сочинения Люлли, Рамо, Мондовиля. Вскоре к оркестру пришла известность. Коллектив во главе с Минковски выступал на крупнейших музыкальных фестивалях Европы, исполняя оперы Генделя, Моцарта, Массне, Верди. С 2013 по 2017 год Минковски был музыкальным руководителем Недели Моцарта в Зальцбурге, с 2016 по 2021 год — генеральным директором Национальной оперы Бордо, с 2008 года — музыкальным руководителем оркестра “Sinfonia Varsovia”. В последнее десятилетие Минковски расширил свой репертуар, включив в него сочинения крупнейших композиторов XX века: от М.Равеля и И.Стравинского до Джона Адамса и Оливье Грейфа. Вот небольшой фрагмент интервью дирижера Дмитрию Ренанскому (издание Open Space).

Вы далеко продвинулись в своих штудиях романтической музыки: сначала были Берлиоз и Оффенбах, потом — Вагнер. Что дальше — неужели Малер?

Если считать, что все дирижеры делятся на тех, кто предпочитает Малера, и тех, кто выбирает Брукнера, я явно принадлежу ко второму типу… Я дирижировал его Третьей симфонией с оркестром театра La Fenice, делал Четвертую в Зальцбурге с оркестром “Моцартеума” — и это не считая Нулевой симфонии, которую я играл со многими оркестрами. Я и впредь намерен уделять Брукнеру особое внимание. Одно из самых моих сильных слушательских впечатлений от музыки Брукнера связано с русскими исполнителями. Я говорю о записи полного цикла симфоний, осуществленного Геннадием Рождественским: едва ли не самое страстное прочтение, которое я только знаю. К тому же я плотно занят изучением музыки Баха, а Бах и Брукнер составляют неразрывное целое.

И все-таки: насколько хронологически далеко простираются ваши профессиональные интересы? Знаю, вы играете Джона Адамса и Филипа Гласса, часто дирижируете Третьей симфонией Гурецкого, но минимализм — слишком очевидный репертуар для музыканта с барочным бэкграундом. А, допустим, Стравинский и другие неоклассицисты?

Разумеется, “Пульчинелла”, Пуленк, Онеггер — но и с “Весной священной” я бы тоже мечтал поработать. Более того, меня привлекает и современная тональная музыка. Как вы понимаете, делать такие заявления в La Belle France, на родине Пьера Булеза, мягко говоря, небезопасно. Но что я могу поделать, если мне нравится, к примеру, поздний Пендерецкий, или Губайдулина?

В качестве приглашенного дирижера Минковски музицирует не так часто, поэтому его дебют с чикагским барочным оркестром приобретает особое значение.

25 января, 7.30 pm, Театр музыки и танца “Харрис” (Harris Theater for Music and Dance, 205 East Randolph Drive, Chicago, IL 60601); 26 января, 3.00 pm, North Shore Center (North Shore Center for the Performing Arts, 9501 Skokie Blvd., Skokie, IL 60076).

Расскажу о следующих концертах сезона.

Программа N6: “Феодора” Генделя”. В программе: драматическая оратория “Феодора” Г.Ф.Генделя. В главных партиях: Феодора — Шерезада Пантаки, Дидим — Йестин Дэвис, Ирина — Эллисон Макхарди, Септимий — Дэвид Портилло, Валент — Джонатан Вуди. Оркестром и хором “Music of the Baroque” руководит главный приглашенный дирижер Николас Кремер. Концерты организованы в честь восьмидесятилетия со дня рождения маэстро.

Николас Кремер дирижирует “Music of the Baroque” . Фото - Эллиот Мандел
Николас Кремер дирижирует “Music of the Baroque” . Фото — Эллиот Мандел

Оратория, написанная по английскому либретто Томаса Морелла, рассказывает о христианской мученице Феодоре и ее римском возлюбленном Дидиме. Премьера в театре Ковент-Гарден 16 марта 1750 года прошла без особого успеха. Это уже потом “Феодору” объявили шедевром. Сам Гендель называл ораторию своим любимейшим сочинением. В наше время она исполняется редко, ибо требует особых голосов. Уверен, что маэстро Кремер выбрал достойных исполнителей.

2 марта, 7.30 pm, North Shore Center; 3 марта, 7.30 pm, Harris Theater.

Программа N7: “Моцарт и его наставники”. В программе: Симфония фа мажор Й.Мысливечека, Тринадцатый фортепианный концерт (пианистка — дама-командор ордена Британской империи Аймоджен Купер) и Тридцать первая (“Парижская”) симфония В.А.Моцарта, Симфония соль мажор И.А.Хассе.

Еще одна необычная программа, в которой мы услышим сочинения друга и наставника Моцарта, чешского композитора и дирижера Йозефа Мысливечека (1737-1781) и современника Моцарта, немецкого композитора и педагога Иоганна Адольфа Хассе. Оркестром “Music of the Baroque” дирижирует музыкальный руководитель, дама-командор ордена Британской империи (этот почетный титул она получила в январе 2021 года) Джейн Гловер. За роялем — коллега Джейн, британская пианистка Аймоджен Купер. 6 апреля, 7.30 pm, North Shore Center; 7 апреля, 7.30 pm, Harris Theater.

Джейн Гловер дирижирует “Music of the Baroque” . Фото - Эллиот Мандел
Джейн Гловер дирижирует “Music of the Baroque” . Фото — Эллиот Мандел

Программа N8: “Небесные голоса”. В программе: песня “Processional” Т.Таллиса, Missa brevis Палестрины, Чакона Г.Перселла, “Beatus vir” К.Монтеверди, “Ave verum corpus” У.Берда, Канон и жига И.Пахельбеля, “Гимн ночи” Ж.-Ф.Рамо, мотет “Singet dem Herrn ein neues Lied” И.С.Баха. Оркестром и хором “Music of the Baroque” дирижирует Николас Кремер.

С самого начала музыка барокко основывалась на хоровом пении, исполняемом в соборах. Финальный концерт сезона посвящен шедеврам духовной музыки от эпохи Возрождения и сочинений Палестрины до высокой энергии бессмертного баховского мотета. Что может быть более прекрасного и возвышенного?..

11 мая, 7.30 pm, Saints Faith, Hope, & Charity Church (191 Linden St., Winnetka); 12 мая, 7.30 pm, Fourth Presbyterian Church (126 E. Chestnut St., Chicago).

Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на все концерты оркестра “Music of the Baroque” — по телефону 312-551-1414 и на сайте www.baroque.org.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*