Дебюсси, Равель, Шенберг

Симфонический центр, 10-16 февраля 2025 года

Civic Orchestra of Chicago. Фото - Тодд Розенберг
Civic Orchestra of Chicago. Фото - Тодд Розенберг

10 февраля, 7.30 pm. Вечер французской музыки в исполнении Civic Orchestra of Chicago. В программе: пьеса “Весенним утром” Л.Буланже, Три симфонических эскиза для оркестра “Море” К.Дебюсси, Фортепианное трио М.Равеля (оркестровка Тортелье). Дирижер — Александр Шелли.

Из трех французских композиторов наименее известное имя — Лили Буланже (1893-1918), младшая сестра педагога и композитора Нади Буланже. Ее мать Раиса Мышецкая — певица из Санкт-Петербурга; отец Эрнест Буланже — композитор, педагог Раисы по Парижской консерватории. Дедушка Фредерик Буланже был известным французским виолончелистом, бабушка Джульетта — певицей. Когда Лили исполнилось два года, друг семьи Буланже, композитор Густав Форе обнаружил у нее абсолютный слух, и родители стали учить девочку музыке. Ноты она научилась читать раньше, чем буквы. До пяти лет посещала классы Парижской консерватории, потом занималась на курсах теории музыки, брала уроки пения и игры на органе, фортепиано, скрипке, виолончели и арфе. (В скобках замечу, что она прекрасно играла на всех этих инструментах!) В детстве Лили часто болела, поэтому образованием, в основном, занималась дома. В 1913 году в возрасте девятнадцати лет она получила Большую римскую премию за кантату “Фауст и Елена”, став первой женщиной — лауреатом этой премии. (Спустя год ее успех повторит ее старшая сестра Надя.) Трагическое восприятие жизни было присуще Лили с детства. Отсюда — темы горя и утрат в ее сочинениях. Последние годы она тяжело болела и умерла от туберкулеза кишечника (теперь это заболевание называется болезнью Крона). В ее комнате осталась незаконченная партитура оперы “Принцесса Малеин”. Автор книги “Мои друзья-музыканты”, музыковед Элен Журдан-Моранж пишет: “Худенькая, белокурая, воздушная, Лили напоминала ангела с картин итальянского Возрождения. Надя была всей душой предана сестре и постоянно восторгалась ею. Но увы, Лили Буланже пробыла лишь год на вилле Медичи. Она умерла в возрасте двадцати четырех лет, оставив достаточно значительное музыкальное наследие… Надя посвятила всю жизнь обработке сочинений сестры, совершенно позабыв о собственных”. Импрессионистская пьеса “Весенним утром” (“D’un matin de printemps”) была написана в последние месяцы короткой жизни Буланже. Эту пьесу мы слышали в июне 2024 года в исполнении Чикагского симфонического оркестра (далее — ЧСО) под управлением маэстро из Франции Стефана Денева, а потом в июле на Grant Park Music Festival в исполнении Оркестра Грант-парка под управлением Эрика Джейкобсена. Ее произведения крайне редко исполняются в Чикаго, и тут вдруг три раза меньше чем за год. Интересные бывают совпадения…

Фортепианное трио написано Морисом Равелем в 1914 году, накануне начала Первой мировой войны. В музыке пока ничто не предвещает грозы — лишь парижская изысканность и бурные ритмы баскского региона.

Александр Шелли родился в Лондоне в семье концертирующих пианистов. Начинал с занятий на виолончели, позднее учился дирижерскому ремеслу в Германии. Лауреат Первой премии Международного конкурса дирижеров в Лидсе (2005 год). Музыкальный и художественный руководитель организации Artis-Naples (Нейплс, Флорида). С сезона 2026-27 годов — музыкальный и художественный руководитель оркестра Pacific Symphony (округ Ориндж в Калифорнии). Предстоящее выступление станет дебютом маэстро с оркестром.

14-15 февраля, 7.30 pm; 16 февраля, 3.00 pm. Концерты ЧСО. В программе: Антракт к Третьему акту оперы “Лоэнгрин” Р.Вагнера, Скрипичный концерт Я.Сибелиуса (солист — Кристиан Тетцлафф), симфоническая поэма “Пеллеас и Мелизанда” А.Шенберга. Дирижер — Давид Афхам.

Центральное произведение программы — поэма “Пеллеас и Мелизанда” австрийского композитора Арнольда Шенберга, созданная на основе одноименной пьесы Мориса Метерлинка. Первое исполнение сочинения состоялось 26 января 1905 года в венском зале Музикферайн. Венским филармоническим оркестром дирижировал композитор. За три года до этого — 30 апреля 1902 года — в парижской Опера-Комик состоялась премьера написанной на тот же сюжет единственной оперы Клода Дебюсси “Пеллеас и Мелизанда”. Поэма Шенберга была одним из любимейших произведений выдающегося музыканта XX века, бывшего главного дирижера и дирижера-лауреата ЧСО Пьера Булеза (1925-2016). Он часто включал это произведение в свои программы, в том числе — на концертах в Чикаго. В 1991 году на студии Erato вышел диск ЧСО под управлением Булеза с записью “Пеллеаса и Мелизанды”.

Давид Афхам. Фото - Гизела Шенкер
Давид Афхам. Фото — Гизела Шенкер

Немецкий маэстро иранского происхождения Давид Афхам — один из ярчайших представителей среднего поколения дирижеров. Он родился и вырос в городе Фрайбург. Первые уроки игры на фортепиано и скрипке получил в шесть лет. Закончил Фрайбургскую консерваторию, учился в консерватории Веймара. В 2008 году был ассистентом В.Гергиева в Лондонском симфоническом оркестре, впоследствии ассистировал Б.Хайтинку в Концертгебау и ЧСО. Мировая известность пришла к Афхаму в 2009 году, когда он стал первым лауреатом Премии молодых дирижеров Зальцбургского фестиваля. Решение жюри из девяти человек во главе с музыкальным руководителем Кливлендского симфонического оркестра Ф.Вельзер-Местом было единогласным. С 2014 года Афхам — главный дирижер Испанского национального оркестра и хора. Его брат Мича Афхам — альтист Берлинского филармонического оркестра. С ЧСО Давид Афхам выступает четвертый раз. В прошлом году, среди прочих произведений, прозвучали Три симфонических эскиза для оркестра “Море” К.Дебюсси (см. программу на 10 февраля) и Первый скрипичный концерт Д.Шостаковича. Солировал Вадим Глузман.

Кристиан Тетцлафф. Фото - Ravinia Festival
Кристиан Тетцлафф. Фото — Ravinia Festival

Немецкий скрипач Кристиан Тетцлафф родился в Гамбурге. Занимается скрипкой с шести лет, первое концертное выступление состоялось в четырнадцать. Кристиан учился в консерватории Любека (Германия) и Школе музыки университета Цинциннати. В отличие от большинства скрипачей инструменты работы современных мастеров предпочитает старым. Играет на скрипке работы Стефана Питера Грайнера 2002 года и считает ее равной лучшим творениям Страдивари и Гварнери. За последние несколько лет мы часто слышали Тетцлаффа в Чикаго, в том числе — на музыкальных фестивалях в Равинии и Грант-парке. Его концерты с ЧСО в 2022 году были названы изданием Chicago Classical Review одними из лучших.

За 75 минут до начала концертов на втором этаже Симфонического центра состоятся беседы музыковеда Стивена Олтопа об исполняемых произведениях.

Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на концерты Чикагского симфонического центра — на сайте cso.org, по телефону 312-294-3000 или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*