Дарья Марченко и Даниэль Грин – художники из Украины, которые стали известны после того, как в разгар российско-украинского конфликта создали картину “Владимир Путин – Лицо войны”. Сегодня мы говорим с Дашей о другой картине из той же серии работ под общим названием “Пять первоэлементов войны”. Во всех этих картинах изображения составлены из оружейных гильз, которые были собраны в зоне боев на востоке Украины.
— Даша, так о чем все же картина “Сердце войны”?
— Помните, Наполеон Бонапарт говорил: “Деньги – это кровь войны, которая необходима ее сердцу”. В нашем историческом периоде кровь войны – это энергетические ресурсы, текущие по венам безликого Диктата. Диктатор часто теряют голову, ослепленный властью. Захватывая новые территории и сферы влияния, истощая природные и человеческие ресурсы планеты, он не замечает, как постепенно превращается в ментального киборга, чьи руки уже стали нефтяными вышками, чье сердце качает нефть вместо крови, и уже ничего не чувствует по отношению к окружающим его живым людям. Сейчас человечество стоит на грани глобальной борьбы за ресурсы, необходимые для выживания человека. Мировые лидеры понимают это. И скоро нам всем станет “намного интереснее жить”.
— На картине как раз и изображен некий “мировой лидер”?
— Это конденсированный образ, олицетворяющий сильных мира сего, ведущих нашу цивилизацию к пропасти, всячески отвлекая общество яркими погремушками. Так уж заведено: в моменты общественного недовольства властью диктаторов у них возникает необходимость отвлечь социум от нарастающего народного бунта. Единственный способ это сделать – сплотить общество с помощью пропаганды против внутреннего или внешнего врага: против другой нации, расы, идеологии, класса… Искусственно создаваемая видимость опасности позволяет диктатору укрепить иерархию, дисциплину.
Люди так устали от этих вечных шоу, что даже в вирус сейчас не хотят верить, предполагая заговор – fake-уловку для ужесточения режима. И, действительно, многие власти используют сложившуюся непогоду для “закручивания гаек”. Картина “Сердце войны” описывает потребительское отношение диктаторов к природным и человеческим ресурсам.
— И опять в изображении – гильзы… Какие страны “видела” эта картина?
— Да, тысячи фронтовых гильз, а также масло и акрил. Это настоящая “махина” – 4 метра в ширину. Картина облетела весь мир. Репортажи о ней давали Рейтерс, Ассошиейтед-пресс, Франц-пресс, Европа Пресс, CNN. Плюс эксклюзивные репортажи. В Штатах мы были с ней в Институте современного искусства в Чикаго, в Нью-Йорке – в Украинском институте Америки и на теоретической конференции в Музее движущегося изображения.
— Но “Сердце войны” – это подразумевает именно нефть? И, в любом случае – где же выход?
— Основная кровь сейчас – это нефть. Но мы не единственным образом насилуем эко-систему планеты. Лес… Украина как раз сейчас расплачивается масштабными потопами за вырубку леса. Вода… Мы совсем скоро столкнемся с проблемой нехватки чистой питьевой воды из-за промышленных отходов. Климат уже реагирует на наше потребление засухами, массовыми пожарами, прочими катаклизмами. Это ускорение невозможно не заметить, когда постоянно мониторишь погоду в дороге. Мы с Даниэлем – профессиональные – не “туристические” – путешественники и очень плотно общаемся с местными жителями, вникая в их проблемы, поддерживаем связь с путешественниками со всего мира. Океан задыхается, обесцвечиваются кораллы, исчезают подводные и наземные виды жизни, тают ледники. Когда встанет задача переселить все прибрежные города-миллионники на планете из-за поднятия уровня мирового океана, это будет проблемой обычных людей, а не их правителей. Уже сейчас нужно делать дренажи, препятствовать дальнейшему осолонению рек. Но этим никто не занимается, несмотря на панику мирового научного сообщества. Почему? Потому, что у “руля” в большинстве стран стоят люди, упивающиеся властью и создавшие огромное количество схем контроля. В тоталитарном, “коммунистическом” обществе безликости и материального “равенства” люди стараются добиться уважения к себе, заняв доминантное место в государственном механизме тотального контроля. В капиталистических странах все устроено несколько хитрее: пестрит возможностями самовыражения и достижений. Но система вынуждает человека участвовать в статусных соревнованиях. Ты “большой человек” только если много имеешь, потребляешь и тратишь. Диктаторам выгодна политическая бинарность планеты. Народ оплачивает вечную гонку вооружений, навязанную главнокомандующими. Но чем больше путешествуешь, тем больше понимаешь, что везде одна и та же игра: зомбирование и глобальное навязывание чужеродных приоритетов. Просто с одной стороны под давлением пропаганды идолами становятся лидеры с маниакальными наклонностями, а с другой – в ранг божества возводится сумочка за 20 тысяч долларов… И люди массово мечтают об этой сумочке, проходя мимо тысяч голодных детей на улицах! Я называю подобные приоритеты чужеродными потому, что они чужды природе. Мало того, что в нас произошло отчуждение от собственной воли и миссии жизни; мы обесценили саму Природу – саму Жизнь.
— Так есть все же – есть ли “свет в конце…”?
— “Свет” должен возникнуть в голове самих людей. Пока что мы исправно подражаем диктаторам и их системе ценностей – потребляем и пачкаем. Мы заигрались и потеряли самое главное: чувство самосохранения. Коронавирус – это первый и весьма мягкий шлепок по “попе” от уставшей Матери Земли. Когда-то в Вифлееме на миротворческом проекте Даниэль поделился со мной идеей, которая меня восхитила. С этой идеи и началась наша дружба. Она стала нашим “маяком”. Мы называем ее “Бусики” и до сих пор не теряем надежды реализовать: совершить революцию в системе человеческих приоритетов. Суть идеи в том, чтобы приложить все наши творческие усилия для создания моды на благотворительность. Если люди не желают делать добро просто так, нужно сделать процесс благотворительности модным и интересным. Даже игровым, если хотите: “Если ты спасаешь – ты в тренде”.
Представители высшего общества тратят миллионы на эффектные брендовые побрякушки. А что, если создать систему, где такой “модный” человек, у которого, допустим, сегодня “плохой день”, может легко получить информацию о голодающем мальчике в Африке, а потом перечислить ему 5 долларов целевым платежом и спасти его? Благодетелю высылается специальная бусинка для “Благотворительного браслета” с именем этого ребенка плюс фото спасенного. Носить на себе не бриллианты, а имена спасенных тобой людей! Разве это не круто?! Даня не раз участвовал в спасательных миссиях в Африке, и действительно иногда в засуху жизнь человека там стоит 5 баксов. Нужно просто купить определенное количество еды и воды! Разные жизни, страны, истории – разная стоимость. Спасение людей, животных, природных объектов. Информационная платформа, созданная для ознакомления с горем на планете – очень познавательная вещь, которая вмиг поправила бы “плохое” настроение многих “модных” людей. И дала бы возможность им ощутить свое влияние более природным способом. Эта идея является нашей базовой, и поэтому картина “Сердце войны” – особенно дорога для нас. Она передает наше видение неправильного распределения приоритетов в масштабе всей планеты.
— Какие впечатления во время путешествий ранили твое сердце больше всего?
— Многие. Военные музеи угнетают больше всего. Фактами, последствиями. Музей оккупации Тибета, Вьетнамской войны… Когда понимаешь, что людей двадцать лет травили химикатами в подземельях, а миру было плевать. Минные поля Лаоса. Концлагеря Пол Пота. В Камбодже диктатура убила каждого 4-го жителя! Но мир не вмешивался. Отрубленные человеческие головы, найденные на Амазонке, которые пользуются спросом у европейской знати как сувениры… Километровые поселения людей в коробках из-под телевизоров в Бомбее или гора пластика высотой с 5-ти этажное здание… Умерший в сетях кит… Насилие над женщинами на Ближнем Востоке и в Мексике. Показательная “расчлененка” наркокартелей. Детская проституция в Таиланде. Но больше всего, наверное, меня шокировал метровый слой пластика на воде в океане, уходящий за горизонт. Ранит, когда ты понимаешь – нужно срочно что-то менять, но ничего не можешь…
— Ваша серия “5 первоэлементов войны”, включая нашумевший портрет Путина, была создана под впечатлением известных событий вокруг Украины. Но сейчас действительно выясняется, что все намного глобальнее…
— Если бы наше искусство касалось только Украины, а не всеобщих мировых тенденций, наши картины не “гремели” бы по всему миру.
— Но у многих ты все равно ассоциируешься с этой войной, с “майданом” – тем более, во всех картинах использованы гильзы с фронта. Изменилось ли сейчас твое отношение ко всему этому?
— Когда мы с Даней занимались этими картинами, мы не предполагали, насколько глубокая и жесткая эта энергетическая “воронка”. Она продолжала вертеться над нами даже после побега из Украины. Я чувствовала ее над собой. И она приводила меня в места, где анатомия войны прослеживалась во всей красе. Войны – как понятия, у которого нет национальности, нет границ. Со временем я поняла: основная задача – не уподобляться “оккупанту”. Внутренне, энергетически. Защищаться, но не звереть, не терять милосердие. Если мы “сливаемся” таким образом, то перестаем отличаться, и тогда воронка войны раскручивается еще сильнее. Речь не только о войне друг с другом, но и о войне с природой, с самими собой. Вирус нам дан, чтобы остановиться, успокоиться, оглядеться, почувствовать и вернуться к законам Земли. Пересмотреть свой быт, привычки и ценности. Осознать, что вскоре мы окажемся в положении, когда поймем – деньги нельзя есть и пить, как и пограничные шлагбаумы. И это произойдет на нашем веку. Мы можем увидеть, как умирают наши дети, если не перестанем вести себя, как варвары.
— Что бы ты хотела на прощание пожелать нашим читателям?
— Воспитать в себе экологию на самом глобальном уровне. “Экологию мысли”, “Экологию поступков”. “Экологию потребления”. “Экологию Сердца”… Экология – это “Наука о Доме”. Пришло время защищать свой дом!