…Что вселяет в меня надежду? Музыка. Перед симфониями Бетховена, моцартовским “Дон Жуаном” или “Тристаном и Изольдой” Вагнера все люди равны.
Даниэль Баренбойм
Пятнадцать лет, с 1991 по 2006 годы, девятым музыкальным руководителем Чикагского симфонического оркестра (далее – ЧСО), “музыкальным императором” Чикаго был блистательный пианист и дирижер, один из ярчайших музыкантов современности Даниэль Баренбойм. Его любили и ненавидели, ему завидовали и старались подражать, его политические выступления вызывали скандалы и протесты, но одно оставалось неизменным – присутствие Баренбойма всегда делало концерты оркестра яркими и непредсказуемыми. Высочайшая музыкальная культура, эрудиция, интерес ко всему новому и талантливому – вот что отличало и отличает Баренбойма.
С Чикаго музыканта всегда связывали особые отношения. В книге “Жизнь в музыке” он называет город своим вторым домом и одним из городов, которые всегда были верны ему. Дебют Баренбойма в Чикаго в качестве пианиста состоялся в январе 1958 года. Концерты прошли по инициативе импресарио Сола Юрока. В том же году Баренбойм впервые услышал ЧСО под управлением Фрица Райнера. Баренбойм вспоминает: “Это было для меня потрясение. Я никогда прежде не слышал оркестра такого уровня и такого качества. Чикагский оркестр был великолепно отлаженной машиной с бьющимся человеческим сердцем”. С ЧСО Баренбойм впервые выступил как пианист в 1969 году, а на следующий год впервые дирижировал этим оркестром. С тех пор его работа с ЧСО стала, по его словам, “одним из основных направлений музыкальной жизни”. Баренбойм дирижировал оркестром ежегодно шесть недель – это был для него первый опыт работы с оркестром такого уровня. Вот еще одна цитата из Баренбойма: “ЧСО – это комбинация высочайших музыкальных стандартов с теплыми человеческими взаимоотношениями. Когда я дирижирую этим оркестром, я чувствую, что все, что могу дать ему, недостаточно для него, что такие музыканты заслуживают лучшего и большего. Редко встретишь группу подобных профессионалов с постоянным стремлением к совершенству. С первых дней работы в Чикаго я знал, что готов исполнять музыку с этим оркестром до конца жизни”. “Это была мечта, о которой я даже не осмеливался мечтать”, – так говорил Баренбойм о возможности возглавить когда-нибудь ЧСО. Первый разговор об этом состоялся у Баренбойма с Георгом Шолти в 1983 году на Байрейтском музыкальном фестивале. Шолти считал Баренбойма своим идеальным преемником. (Он мог убедиться в этом на примере оркестра Де Пари, который после ухода Шолти в 1975 году возглавил Баренбойм.) Баренбойм пишет: “Я не мог представить себе лучшего предшественника, чем Шолти, и был глубоко тронут его уверенностью во мне”. В конце восьмидесятых мечты Баренбойма, казавшиеся ему несбыточными, превратились в реальность. Дирижер получил официальное предложение стать музыкальным руководителем ЧСО. С 1991 года в истории оркестра открылась новая глава.
“У меня были вполне определенные планы, как нужно работать с оркестром, – отмечает музыкант. – Дирижерская палочка беззвучна. Главное – музыканты!” Медленно и кропотливо Даниэль Баренбойм преобразовывал звук, не нарушая при этом того, что было создано в этом коллективе на протяжении долгих десятилетий. Баренбойм омолодил оркестр. Из ста семи музыкантов, играющих в оркестре сегодня, сорок (почти треть!) пришли в коллектив при нем, то есть после 1991 года. В оркестре появились девять новых концертмейстеров. Среди них – гобоисты Алекс Кляйн и Евгений Изотов, фаготист Дэвид Макгилл, флейтист Мэтью Дюфор. Изменения коснулись почти каждой группы оркестра. Полностью обновилась группа трубачей. Последним из старой гвардии, прослужив в оркестре пятьдесят три года, из коллектива в 2001 году ушел феноменальный первый трубач Адольф Херсет. При Баренбойме начали свою жизнь в оркестре талантливый концертмейстер скрипач Роберт Чен и бывший концертмейстер группы трубачей Кристофер Мартин. Баренбойм любит повторять: “Оркестр – это наше общество в миниатюре”. В числе новых музыкантов в оркестре появились представители Китая, Канады, Тайваня, Голландии, Японии, Франции… С января 2001 года в группе ударных инструментов оркестра служит выпускник Манхеттенской школы музыки киевлянин Вадим Карпинос.
Баренбойм объездил с ЧСО всю Европу, был в Японии и Латинской Америке, представлял коллектив на крупнейших музыкальных фестивалях в Зальцбурге и Люцерне. Согласно опросу английского журнала “Граммофон”, проведенному в ноябре 2008 года (спустя два года после ухода Баренбойма) среди музыкальных критиков разных стран, ЧСО стал лучшим симфоническим оркестром Америки и пятым в мире – после амстердамского оркестра “Концертгебоу”, “Винер филармоникер”, “Берлинер филармоникер” и Лондонского симфонического оркестра.
Благодаря личным контактам и дружбе Баренбойма с самыми выдающимися музыкантами мира мы имели возможность слышать и видеть их на сцене Симфонического центра. Часто раздавались голоса, что в Чикаго выступают одни и те же исполнители. Действительно, компания Баренбойма, особенно в последние годы, оставалась неизменной. Но, согласитесь, уважаемые читатели, ведь это были лучшие из лучших! Пианисты Евгений Кисин, Альфред Брендель, Эмануэль Акс, Маурицио Поллини; скрипачи Максим Венгеров, Ицхак Перлман, Пинхас Цукерман, Анна-София Муттер, виолончелисты Мстислав Ростропович и Йо-Йо Ма – по разнообразию и насыщенности программа Чикагского симфонического центра сравнима с лучшими концертными залами Европы!
Активно исполняя классический репертуар, Баренбойм в то же время является неутомимым пропагандистом современной музыки. В книге “Жизнь в музыке” он пишет: “В Чикаго у меня репутация музыканта, слишком часто исполняющего современную музыку, а в Берлине меня обвиняют в недостаточном внимании к этой музыке…”.
Что нового и интересного было в жизни Баренбойма за двенадцать лет, прошедшие после его отъезда из Чикаго? Осенью 2006 года он был назначен главным приглашенным дирижером Ла Скала, с 2011 до 2014 годов был главным дирижером и музыкальным руководителем этого прославленного миланского театра. С 1992 года маэстро возглавляет Берлинскую государственную оперу “Унтер ден Линден” (“Под липами”) и оркестр Штаатскапелла. Осенью 2000 года этот берлинский оркестр избрал Баренбойма своим пожизненным главным дирижером.
Баренбойм – Посол мира, лауреат Императорской премии Японии и высшей награды Франции – Ордена Почетного легиона, обладатель “Золотой медали” института имени И.Гете, мантии Почетного доктора Оксфордского университета, лауреат премии Еврейского музея в Берлине и Гессенской премии мира.
15 ноября 2017 года музыканту исполнилось 75 лет. Он продолжает выступать как пианист и дирижер, по-прежнему являясь желанным гостем лучших концертных залов мира.
Являясь принципиальным и бескомпромиссным сторонником свободы слова, музыкант создает немало проблем для организаторов своих концертов и гастролей. Всем памятно выступление Баренбойма в Иерусалиме в 2001 году. В программе музыкального фестиваля было объявлено исполнение музыкантами Берлинской государственной оперы акта из оперы Вагнера “Валькирия”, но по просьбе общественности дирекция фестиваля попросила дирижера отменить выступление. Баренбойм изменил программу, однако по окончании концерта предложил желающим остаться в зале и послушать оркестровый фрагмент одной из опер Вагнера. Этот поступок вызвал противоречивую общественную реакцию и бурную дискуссию в израильской прессе. Баренбойм вспоминает: “Единственным скандалом была реакция политиков. Перед исполнением музыки Вагнера у меня был сорокаминутный разговор с публикой. Я сказал, что прекрасно понимаю тех, кто не может слушать эту музыку, и если они хотят, они могут покинуть зал. Из трех тысяч человек из зала вышли около ста зрителей”. Музыка Вагнера в Израиле по-прежнему остается под запретом.
…Бабушку и дедушку по отцовской линии Баренбойм не знал – они жили в российском местечке и умерли задолго до его появления на свет. Там же, в России, жили бабушка и дедушка Баренбойма по линии матери. В начале XX века, спасаясь от погромов, многие еврейские семьи уезжали из России в Аргентину. На одном из кораблей, увозивших беженцев, познакомились будущие бабушка и дедушка Баренбойма. Ей было четырнадцать лет, ему – шестнадцать. Всю жизнь они прожили в Аргентине, родили и воспитали шестерых детей. Бабушка Баренбойма была пламенной сионисткой. В 1929 году она с дочкой, которой было семнадцать лет, отправилась в Палестину – захотелось увидеть Святую Землю. Баренбойм вспоминает, что бабушкин дом был местом встреч сионистов. Они по-настоящему верили в социалистические идеи, спорили, обсуждали, мечтали о государстве Израиль…
Находясь на гастролях в любой точке мира, Баренбойм всегда подчеркивает, что является гражданином Израиля. Во время гастролей в Москве с парижским оркестром Де Пари в 1986 году он потребовал установить на сцене рядом с флагами СССР и Франции флаг Израиля. А ведь дело было задолго до восстановления дипломатических отношений между Израилем и СССР!..
В январе 2008 года Даниэль Баренбойм получил палестинское гражданство. Музыкант заявил, что данная акция должна стать примером мирного сосуществования двух народов: “Это большая честь для меня – получить палестинский паспорт. Судьбы палестинского и израильского народов неразрывно связаны. Мы обречены на совместное существование, хотя я лично предпочитаю называть эту связь благословением”. Гражданство Палестинской автономии стало уже четвертым в “коллекции” маэстро: он является гражданином Израиля, Испании и Аргентины. Баренбойм – не первый из знаменитых иностранцев, получивших гражданство в Рамалле. В начале декабря 2005 года палестинский паспорт был вручен Папе Римскому Бенедикту XVI.
Шум вокруг имени Баренбойма не утихает, однако шум этот – не главное. Главным для музыканта остается Музыка, гениальным интерпретатором которой он является вот уже более шестидесяти лет!
Весной 2006 года Баренбойм получил почетное право прочесть цикл из пяти лекций на радиостанции Би-Би-Си. Процитирую некоторые отрывки из этих лекций.
“Люди слышат музыку, но не слушают ее. Слишком часто мы слышим “музыку” в ситуациях, когда у нас нет другого выбора, и слишком редко мы слушаем Музыку по нашему личному выбору… Долгие годы в Чикаго я останавливаюсь в одном отеле. Каждый день, входя в лифт, я слышу отрывки из Концерта Брамса для скрипки с оркестром… Людей принуждают слушать эту музыку, потому что они не могут заткнуть уши. Я думаю: не дай Бог, вечером мне придется исполнять ее. Люди не услышат ее, потому что не будут слушать. В английском языке есть чудесная разница между словами “слушать” (to listen) и “слышать” (to hear). Вы можете слышать, не слушая, и слушать, не слыша”. Для подтверждения своего тезиса Баренбойм привел пример телевизионного рекламного ролика компании “Американский стандарт”. В нем показали проворно работающего сантехника, который открывает дверь в туалет и показывает, почему компания “Американский стандарт” чистит унитазы лучше, чем другие. На фоне картинки звучала Lacrimosa из “Реквиема” Моцарта.” В этом месте лекции, а она происходила в Чикагском симфоническом центре, в зрительном зале раздался смех. “Возможно, у меня недостаточное чувство юмора, но мне было не смешно,” – заявил музыкант и продолжил свой рассказ. В газете “Дух католицизма” было помещено письмо некой Кристины Штадтмюллер, которая протестовала против использования религиозной музыки Моцарта для рекламы туалета. Баренбойм зачитал ответное письмо в газету от компании “Американский стандарт”: “Когда мы выбирали “Реквием” Моцарта, мы не знали о религиозном значении этой музыки. Теперь мы решили поменять музыкальную тему на Увертюру к опере Р.Вагнера “Тангейзер”. Баренбойм продолжает: “Я нахожу этот пример абсолютно омерзительным. Я считаю это преступлением по отношению к музыке…”.
В 2008 году Баренбойм гастролировал в Чикаго. В Театре музыки и танца “Харрис” он с присущим ему блеском исполнил фортепианные произведения Ференца Листа. Тогда в Симфонический центр он не зашел. В недавнем интервью газете Chicago Tribune музыкант признался, что даже не думал возвращаться: “Я закрыл эту главу, но когда Риккардо Мути пригласил меня, подумал: ”Почему бы нет?”.. Меня одолевают как сентиментальные чувства, так и любопытство. Духовая секция практически полностью изменилась. Я с нетерпением жду новой встречи с оркестром”.
И я с нетерпением жду новой встречи с маэстро Баренбоймом. В первые дни ноября он впервые с 2006 года встанет за пульт ЧСО, а также продирижирует оркестром “Западно-Восточный диван”. Расскажу подробно об этих концертах.
1 и 3 ноября, 8.00 pm; 2 ноября, 1.30 pm. В программе концертов – цикл из шести симфонических поэм “Моя Родина” (“Má vlast”) чешского композитора Бедржиха Сметаны (1824-1884, ударение в фамилии делается на первом слоге). Одна из поэм цикла “Влтава” (река в Чехии) стала неофициальным гимном Чехии. Остальные поэмы называются так: “Вышеград”, “Шарка”, “В чешских лугах и лесах”, “Табор”, “Бланик”. За стодвадцатипятилетнюю историю ЧСО шестой раз исполняет цикл Сметаны. В прошлый раз это было в мае. ЧСО дирижировал маэстро из Чехии Якуб Груша.
5 ноября, 7.30 pm. Единственное выступление оркестра “Западно-Восточный диван” в Чикаго. В программе: сюита “Дон Кихот” Р.Штрауса (солисты – Мириам Манашеров, альт; Киан Солтани, виолончель) и Пятая симфония П.Чайковского.
Важное начинание Баренбойма – оркестр “Западно-Восточный диван”, объединяющий в своем составе молодых музыкантов из Израиля, Египта, Ирана, Сирии, Ливана, Иордании, Туниса и других стран Ближнего Востока. Баренбойм создал этот оркестр в 1999 году совместно с профессором Колумбийского университета палестинцем Эдвардом Саидом (он умер в 2003 году). Название оркестра происходит от книги стихотворений И.В.Гете. Евреи и палестинцы, иудеи и мусульмане, играющие в оркестре, учатся жить между собой в мире. “В нашей республике Утопия, как я называю наш оркестр, – говорит Баренбойм, – мы даем каждому возможность слышать и слушать другого. Не обязательно соглашаться, но обязательно понять! Потому что перед симфонией Бетховена все равны, а в реальной жизни – нет.”
Оркестр “Западно-Восточный диван” базируется в Севилье (Испания). В 2015 году почетным членом оркестра стала пианистка Марта Аргерих.
В рамках предстоящего американского турне оркестр выступит в Кеннеди-центре в Вашингтоне, в Карнеги-холл в Нью-Йорке, в Беркли и Лос-Анджелесе.
Nota bene! Билеты на все концерты Чикагского симфонического центра сезона 2018-19 годов можно приобрести на сайте www.cso.org, по телефону 312-294-3000, по почте или в кассе по адресу: 220 South Michigan Ave., Chicago, Il 60604.