Заканчивается фестиваль лучших записей Чикагского симфонического оркестра (далее – ЧСО), сделанных в разные годы с разными дирижерами.
Серия концертов под общим названием “From the CSO’s Archives: Maestro’s Choice” проходит по вторникам в 8.00 pm по чикагскому радио, на волне классической музыки WFMT-FM (98.7). Записи для радиотрансляций отобраны музыкальным руководителем оркестра маэстро Риккардо Мути. Вот что нас ждет в сентябре.
1 сентября. Четыре произведения немецких композиторов-классиков с тремя руководителями ЧСО и одним главным приглашенным дирижером в промежутке от 1941 до 1995 годов – такова программа концерта. Вот что мы услышим: cимфоническая поэма “Веселые проделки Тиля Уленшпигеля” (за пультом – главный приглашенный дирижер ЧСО с 1995 до 2006 годов и дирижер-лауреат с 2006 до 2016 годов Пьер Булез, запись с концертов ноября 1995 года), Вторая симфония Р.Шумана (дирижер – шестой, с 1953 до 1962 годов, музыкальный руководитель ЧСО Фриц Райнер, запись с концертов октября и ноября 1957 года); Трагическая увертюра И.Брамса (дирижер – второй, с 1905 до 1942 годов, музыкальный руководитель ЧСО Фредерик Сток, запись с концертов апреля 1941 года), Пятый (“Императорский”) фортепианный концерт Л.ван Бетховена (дирижер – седьмой, с 1963 до 1968 годов, музыкальный руководитель ЧСО Жан Мартинон, солист – Эмиль Гилельс, запись с концертов ноября 1966 года).
8 сентября. От исторических концертов – к концертам недавнего прошлого: 2010 и 2017 годов. В программе: монодрама “Лелио, или Возвращение к жизни” Г.Берлиоза (дирижер – Риккардо Мути, Марио Зеффири, тенор; Кайл Кетелсен, бас-баритон; Жерар Депардье, чтец; Чикагский симфонический хор, хормейстер – Дуайн Вулф, запись с концертов сентября 2010 года, входит в диск лейбла CSO Resound), увертюра и фрагмент “Gli arredi festivi” к опере “Набукко” Дж.Верди (Чикагский симфонический хор, хормейстер – Д.Вулф, запись с концертов июня 2017 года, входит в диск лейбла CSO Resound), пролог к опере ”Мефистофель” А.Бойто (Риккардо Занеллато, бас; Чикагский симфонический хор, хормейстер – Д.Вулф; Чикагский детский хор, художественный руководитель – Джозефин Ли; запись с концертов июня 2017 года, входит в диск лейбла CSO Resound).
Французский актер Жерар Депардье любит иногда уйти из привычного ему мира кино в мир классической музыки. В прошлом актер выступал в роли Чтеца в опере-оратории И.Стравинского “Царь Эдип“ в театре Сан-Карло в Неаполе и в опере Золтана Кодая “Хари Янош“ в Национальной опере Монпелье (Франция). Режиссером обоих спектаклей был Жан-Поль Скарпитта.
Депардье – любимчик Мути. Кроме Чикаго, французский актер был участником постановки драмы Берлиоза в Театре на Елисейских полях и на Зальцбургском фестивале. Там же, в Зальцбурге, зрители с восторгом приняли симфоническую кантату С.Прокофьева “Иван Грозный” с Депардье в роли Ивана Грозного. В 2013 году Кантата прозвучала в Чикаго. Дирижировал Мути, в роли Грозного был все тот же Депардье.
Два произведения Гектора Берлиоза – “Фантастическая симфония” и “Лелио, или Возвращение к жизни” – составили основу первой программы маэстро Мути в Симфоническом центре в сентябре 2010 года в качестве музыкального руководителя ЧСО. Я был тогда в зале и хорошо запомнил концерт.
…Верхний свет погашен, у музыкантов освещены только пюпитры. Из глубины партера к авансцене медленно, с трудом передвигая ноги, продвигается Актер (Жерар Депардье). Он изображает музыканта – героя “Фантастической симфонии”, только что очнувшегося от навеянных опиумом грез и страшных видений гильотины. Он говорит о Шекспире, Гамлете, с которым отождествляет себя, о “верном друге” Горацио, который тут же за занавесом поет нежный романс (Марио Зеффири), о брюзжащих критиках, не понимающих ни Шекспира, ни Бетховена, ни нового романтического искусства. Монологи Актера перемежаются с музыкальными номерами. Тут и баллада о рыбаке (на текст Гете), и зловещий “хор теней”, поющий текст на языке абракадабры из юношеской кантаты Берлиоза “Клеопатра”, и “сцена бандитов”, которые “пьют за здоровье своих принцесс из черепов их возлюбленных”, и лирически взволнованная “песнь счастья”, и короткий оркестровый отрывок, озаглавленный “Эолова арфа” из кантаты “Орфей”, и, наконец, Фантазия на мотивы “Бури” Шекспира.
Слушая Берлиоза, наслаждаясь этой божественной музыкой, я ловил себя на мысли, что нахожусь не в концертном зале, а в соборе – настолько мощным был энергетический заряд, исходивший от оркестра, хора, чтеца, солистов и дирижера. Это был тот редкий случай, когда музыканты и композитор не только говорили на одном музыкальном языке, но и были эмоционально близки друг другу. При этом в их исполнении не было и тени помпезности. Наоборот, мне казалось, что дирижер намеренно приглушает бурный поток чувств. Маэстро Мути старается уйти от внешнего блеска, которым оркестр может одинаково “опутать” любую музыку независимо от композитора, а добивается от оркестра особого звучания для каждого произведения. В данном случае мы слушали исповедь актера, почти интимную музыку, а в интимной музыке нет места пафосу. Потому и работал маэстро не грубой кистью, а мягкими штрихами и тонкими линиями. Кстати, тогда, в сентябре 2010 года, ЧСО исполнил “Лелио…” впервые в своей истории. Как обычно, выше всяких похвал звучал Чикагский симфонический хор. Я неизменно поражаюсь слаженности, подготовленности, техническому мастерству этого коллектива. Вот и в “Лелио…” массивная хоровая конструкция легко высвечивала каждую мелодическую линию, играючи справляясь со сложными полифоническими хитросплетениями Берлиоза.
15 сентября. Последний концерт серии. В программе: Пассакалия и Фуга до минор И.С.Баха в обработке Д.Криса (дирижер – ассистент концертмейстера групп труб ЧСО Марк Риденур, ансамбль Chicago Symphony Orchestra Brass, запись с концертов декабря 2010 года, входит в диск лейбла CSO Resound), “Петрушка” И.Стравинского (дирижер – П.Булез; Роксана Константинеску, меццо-сопрано; Николас Пан, тенор; Кайл Кетелсен, бас-баритон; запись с концертов марта 2009 года, входит в диск лейбла CSO Resound), симфоническая поэма “Жизнь героя” Р.Штрауса (дирижер – главный дирижер ЧСО с 2006 до 2010 годов Бернард Хайтинк, запись с концертов декабря 2008 года, входит в диск лейбла CSO Resound).
Записи всех концертов доступны на сайте www.wfmt.com/programs/maestros-choice/. Все видеоматериалы ЧСО – на YouTube-канале: www.youtube.com/user/csowebmaster/featured. Много видеоматериалов и фрагментов концертов – на YouTube-канале Риккардо Мути: www.youtube.com/user/riccardomutichannel. Все подробности о ЧСО – на официальном сайте cso.org/home/ и специально созданной странице “CSO From Home” csosoundsandstories.org/category/cso-from-home/.
30 июня на пенсию ушли два ветерана ЧСО: скрипач Пол Филлипс-младший и кларнетист Лори Блум. Оба прослужили в оркестре сорок лет, оба были приняты в коллектив в 1980 году сэром Георгом Шолти, в то время – музыкальным руководителем ЧСО. По существующей в оркестре многие годы традиции, музыканты обязательно получат из рук Риккардо Мути специальную медаль основателя и первого руководителя Теодора Томаса (1835-1905) за выдающиеся достижения в музыке. Сделано это будет уже в следующем сезоне.