Католическая церковь Corpus Christi была построена в 1914 году по проекту Джозефа Маккарти (1884-1965), пожалуй, самого известного архитектора чикагских церквей. В начале своего профессионального пути Маккарти 8 лет отработал в мастерской Даниэля Бернхама (Daniel Burnham), и именно здесь он сформировался как мастер высочайшего уровня. Впоследствии он создал уникальный комплекс католического университета St. Mary of the Lake в пригороде Чикаго Mundelein, красивейшую церковь в стиле арт деко Queen of Angels в Чикаго и множество других. Я уже неоднократно упоминал его имя в своих очерках и, думаю, еще не раз к нему вернусь. Мы посетили целый ряд построенных им церквей, а на сей раз очередь дошла до Церкви Corpus Christi на юге Чикаго. Церковь была создана в архитектурном стиле возрожденного ренессанса (Renaissance Revival) из бедфордского камня (Bedford stone), доставленного из штата Нью-Йорк. Конструкция несущего стального каркаса церкви выполнена аналогично конструкции небоскребов, что дало возможность установить громадный свод, опирающийся только на наружный каркас, с хорошо заметными четырьмя ребрами, собранными в узел под куполом. Свод выложен пятьюстами восьмиугольными кессонными ячейками, первоначально прикрепленными к потолку жгутами из конского волоса. Впоследствии конский волос был заменен металлическими тросиками.
Купола двух башен сначала были покрыты бронзой, и их блеск был виден за много миль. Увы, сейчас уж нет тех куполов…
Особую гордость прихожан вызывают витражи, выполненные знаменитым немецким мастером Зетлером (F.X. Zetler) из королевского Баварского института витражей (Royal Bavarian Institute for Stained Glasses). Зетлер, уже давно снискавший европейскую славу, впервые прибыл в Америку для участия во Всемирной Колумбовской Экспозиции, проводившейся в Чикаго в 1893 году (World’s Columbian Exposition).
Неожиданно для всех он взял главный приз, обойдя знаменитого американца Луи Тиффани, благодаря уникальному смешению цветов и реалистичности образов на витражах. После этого “Munich Style” стал очень востребован и в Америке.
На главном витраже изображено шествие процессии с папой Пием Х во главе, за которым следуют спонсоры данной церкви. Такой художественный прием не нов, еще в период Возрождения художники создавали картины, на которых знатные граждане изображались приближенными к главе церкви, а то и к святым. Однако, живя в Чикаго и зная неплохо историю города, мне было бы интересно узнать, кто же были спонсорами церкви Corpus Christi. Увы, такой информации мне пока найти не удалось. А это, безусловно, были самые влиятельные граждане города.
Однако не витражами едиными славится церковь. Две стены украшены фресками Via Dolorosa (Путь страданий, Крестный путь Христа), написанными отцом Грегори Геррером (Gregory Gerrer, 18567-1946), известным художником и монахом-бенедектинцем, лауреатом Всемирной выставки 1904 года в Сент Луисе. Его имя носит художественный музей в Оклахоме.
Не менее интересны и мозаичные панно церкви. Особенно выделяется расположенная на алтаре тщательно проработанная мозаика, выложенная по «Тайной вечере» Леонардо да Винчи.
До 30-х годов церковь Corpus Christi была преимущественно ирландско-американской, но с нею произошло то же самое, что и со многими другими церквями и синагогами, поскольку Corpus Christi находится в районе Bronzeville, в прошлом состоятельном белом, а ныне афро-американском. Однако, если судить по состоянию церкви и благородным видам гидов, которые и сами являются прихожанами церкви, то район этот достаточно состоятельный.
Гидом оказался интеллигентный господин средних лет, блестящий знаток истории, архитектуры, искусства.
Очевидно и сейчас у церкви есть богатые спонсоры, поскольку в ней интенсивно ведутся реставрационные работы. Несколько юных мастеров восстанавливали фрески Via Dolorosa.