С сентября 2010 по июнь 2023 года десятым музыкальным руководителем Чикагского симфонического оркестра (далее — ЧСО) был маэстро Риккардо Мути. С 1 сентября 2023 года он становится почетным пожизненным дирижером-лауреатом (Music Director Emeritus for Life). Маэстро откроет в Чикаго новый, сто тридцать третий сезон 2023-24 годов, проведет с ЧСО две недели в сентябре, потом с ЧСО двумя концертами откроет новый сезон в Карнеги-холл (4 и 5 октября) и в январе 2024 года отправится с оркестром в трехнедельное европейское турне (64-ое международное и первое для ЧСО турне с 2020 года). В числе стран — Бельгия, Франция, Германия, Люксембург, Австрия, Италия. В новой роли дирижера-лауреата Риккардо Мути проведет с ЧСО шесть (!) недель в сезоне 2024-25 годов: четыре — в Чикаго, две — в туре, подробности которого пока не сообщаются. В дальнейшем маэстро также будет возвращаться в Чикаго. Количество концертов пока обсуждается.
Cамое главное — мы НЕ прощаемся с маэстро. “Любовный роман” Риккардо Мути c ЧСО продолжается!
“Что делать с таким оркестром, как ЧСО? — спрашивает Риккардо Мути. — Когда вы имеете плохой оркестр, его качество улучшить легко. Когда вы имеете хороший оркестр, легче сделать его хуже, чем лучше… Сезон, основанный на датах, обречен быть скучным. Год Верди, год Моцарта, год Брукнера — невыносимо скучные годы. Было бы лучше сконцентрироваться на двух-трех симфониях Гайдна и сделать их исполнение событием, чем играть сто его симфоний, отпраздновать его юбилей и застрелиться… Я бы хотел предложить ЧСО панорамный вид на историю музыки.”
Все тринадцать лет Риккардо Мути называл ЧСО лучшим оркестром в США и одним из трех лучших оркестров в мире: “Я не люблю бегать по оркестрам. Мне достаточно Чикаго, Венского филармонического и Берлинского филармонического оркестров”. С обоими европейскими оркестрами у Риккардо Мути давно сложились особые отношения. С Wiener Philharmoniker они вместе уже более пятидесяти лет! На концерте, посвященном стопятидесятилетию коллектива, музыканты оркестра в знак уважения и любви преподнесли Мути золотое кольцо — символ брака между оркестром и дирижером — и сделали маэстро почетным членом оркестра. Еще одна цитата из маэстро Мути: “Мне кажется, звук чикагского оркестра приближен к моей идее о том, каким в идеале должен быть звук. Это симбиоз звука Венского филармонического с глубиной, силой, физической энергией чикагских музыкантов. Звук ЧСО уникален”.
16 июня 2013 года маэстро Риккардо Мути дал развернутое интервью ушедшему от нас музыкальному критику радиостанции WFMT 98.7 FM и газеты The Chicago Sun-times Эндрю Патнеру. Вот наиболее интересные цитаты из этого интервью.
“Когда я пришел в ЧСО в 2007 году (я не дирижировал им с 1973 года), я еще не знал, что началась новая страница моей жизни. После первой же репетиции я понял, что этот коллектив способен выполнить любую мою музыкальную просьбу. Не потому, что все мои слова правильны, а потому, что музыканты верят в мой подход к исполняемому произведению. Мы выступили вместе в европейском туре, и наши совместные концерты оказались очень успешными. Когда я вернулся, наши взаимоотношения упрочились. Конечно, есть президент оркестра, совет директоров, менеджмент, но я хотел бы подчеркнуть роль оркестра. Если музыканты не хотят работать с дирижером, не помогут ни совет директоров, ни президент, ни менеджмент… Мы с оркестром “коснулись” разных произведений и исполняли их с энергией, желанием, душой. Эти концерты показали, что ЧСО является тем инструментом, с которым мне хотелось бы продолжать исполнять музыку в будущем…”
“Говорят, что итальянцы хороши для исполнения только итальянской музыки. Это не так. В Италии еще до Тосканини сложилась глубокая традиция исполнения музыки Вагнера. Италию с Вагнером познакомил Анджело Мариани из Равенны. Он представил “Лоэнгрин” в Болонье. В числе зрителей были Верди и Бойто. В Болонье сохранилась партитура, на которой Верди писал свои комментарии к опере, не всегда дружественные. Например, такой: “Слишком длинно”… Джузеппе Мартуччи — композитор, чьи произведения я исполнял в Чикаго, — впервые продирижировал “Тристаном и Изольдой”. А потом были оперы, которыми дирижировали Тосканини и Фуртвенглер в Ла Скала… Вагнер любил итальянскую традицию cantabile. Очень часто в немецких исполнениях этого не сушествует. Тяжело, не очень понятно, что происходит в контрапункте в других линиях. А мы поем все ноты. Так было при Тосканини и Викторе Де Сабата. Исполнение “Тристана и Изольды” с дирижером Де Сабата считается в Байрейте эталонным… Есть традиция “тяжелого” исполнения немецкой музыки. Если вы послушаете записи Ганса Кнапперсбуша, вы услышите там эту “тяжесть”. Но у Эриха Клайбера (отца Карлоса Клайбера) все выглядит гораздо мягче. То же самое с записями Караяна. Мне кажется, тяжесть и педалирование акцентов в определенных произведениях немецкой музыки появилось во время правления нацистов, чтобы подчеркнуть ВЛАСТЬ! Эта традиция сильно преувеличена и даже окарикатурена, как в случае ritardando в Пятой симфонии Бетховена. Как будто мы накануне землетрясения… Если Бетховен хотел указать исполнителю на ritardando, он делал это. Нет повода педалировать отдельные ноты, замедляя и преувеличивая звук. Это Германия, “Sturm und Drang” (“Буря и натиск” — период в истории немецкого искусства. Представителями этого периода являются И.В.Гете и Ф.Шиллер. — Прим. автора.). Стилистически более точные подходы были даны в записях семидесятых годов…”
“В США часто используются слова: “малеровский оркестр” или “брукнеровский оркестр”. Я считаю, что в руках настоящего дирижера когда оркестр исполняет музыку Малера, он звучит как малеровский оркестр, а когда Брукнера — как брукнеровский. Есть оркестры с большими ресурсами, и есть дирижеры, знающие, как использовать эти ресурсы. Тосканини любил говорить фразу, ставшую знаменитой: “Нет плохих оркестров — есть плохие дирижеры.”
“Я уверен, что в будущем в мире останутся только четыре-пять оркестров, которые смогут быть по-настоящему конкурентоспособными, оркестры, представляющие сливки музыкальной культуры. Наверняка Чикагский, Венский и Берлинский филармонические оркестры, оркестр из Лондона, еще два американских оркестра. Они станут настоящими послами музыки в мире. Есть другие хорошие, даже выдающиеся оркестры, но они остаются локальными. Например, Дрезденская штаатскапелла, оркестры Кельна, Лейпцига, великолепный оркестр Баварского радио. У них нет харизмы, какая есть, скажем, в Берлинском филармоническом.”
“Сейчас везде принято говорить о культуре. “Надо поднимать культуру”, “надо развивать культуру”… Чем больше мы говорим о культуре, тем больше правительство сокращает на нее деньги. Поскольку денег становится все меньше и меньше, в будущем сократится количество оркестров, которых будут приглашать на гастроли. А для ЧСО зарубежные поездки чрезвычайно важны. Южная Америка — регион, который поднимается экономически и становится все более заметным на политической карте мира. В Чикаго находится огромное количество испаноязычных жителей. Мы можем напрямую налаживать контакты с Мексикой и всем регионом. Другое направление — восток: Китай, Корея, Япония.”
“Сколько бы я ни дирижировал тем или иным произведением, перед каждым следующим концертом я снова перелистываю партитуру и думаю, что было не так в прошлый раз, что можно улучшить или изменить, как сделать игру оркестра лучше. Конца этому в моей профессии, к счастью, нет.”
“Я читаю рецензии критиков. Я хочу понять, какое впечатление производит игра оркестра. Святослав Рихтер всегда читал рецензии. Иногда говорил: “Нет, я не согласен с этим”. Или: “Это правильно”. Так и со мной. Если я не согласен с критиком и я убежден в правильности того, что я делаю, я буду продолжать это делать. В другом случае, если я считаю, что критик прав, я прислушаюсь к нему. Все зависит от интеллигентности и образованности пишущего.”
“Я совершенно не согласен с критиками, которые говорят, что современный симфонический оркестр слишком велик для исполнения музыки Моцарта. Из письма Моцарта к отцу мы знаем, как он был счастлив, когда на одном концерте в Мангейме в оркестре было десять контрабасов и восемь фаготов. Дело не в количестве инструментов, а в стиле исполнения! В оркестре могут быть три контрабаса, которые будут звучать, как двигатель грузовика, или двенадцать, звучащие как ангелы. Сальери как-то дирижировал ораторией Гайдна “Сотворение мира”. Общее количество хора и оркестра составило ровно тысячу человек! Я прочитал это в бумагах в библиотеке в Вене. Там сохранились все документы, даже суммы гонорара исполнителям. Иногда музыка сама раскрывает некоторые неожиданные аспекты в использовании разных вариантов с составами. Как-то финальный концерт Музыкального фестиваля в Равенне я закончил мотетом “Ave verum corpus” Моцарта. Двести человек из разных стран мира исполнили эту прекрасную музыку. Казалось, “Ave verum…” исполняет сама Вселенная!”
Что, кроме ЧСО, в планах у Риккардо Мути на будущий сезон?
24 октября — 2 ноября. “Дон Жуан” В.А.Моцарта в Оперном театре Палермо (Teatro Massimo). За дирижерским пультом оркестра — Риккардо Мути. В главной партии — Лука Микелетти, в партии Доны Анны — Мария Грация Скьяво. Режиссер новой постановки — дочь маэстро Кьяра.
16 — 22 декабря. Музыкальный фестиваль в Равенне. Маэстро Мути дирижирует Оркестром Луиджи Керубини (Orchestra Giovannie Luigi Cherubini). Две программы: концертное исполнение оперы “Норма” В.Беллини и концерт, составленный из произведений Дж.Верди. В составе Оркестра Керубини — музыканты до тридцати лет. Риккардо Мути создал этот оркестр в Равенне в 2004 году и регулярно выступает с ним. Маэстро убежден, что его моральная обязанность — подготовить новое поколение музыкантов. Его новые выступления с Оркестром запланированы на июнь 2024 года.
С 19 февраля по 3 марта 2024 года в Оперном театре Турина (Teatro Regio di Torino) состоится премьера новой постановки оперы “Бал-маскарад” Дж.Верди. За дирижерским пультом — Риккардо Мути.
4-7 мая 2024 года в венском зале Musikverein состоятся концерты Венского филармонического оркестра под управлением Риккардо Мути. Будет исполнена Девятая симфония Л.ван Бетховена. Концерты необычные, они посвящены двухсотлетию со дня написания Симфонии. Для такого торжественного случая музыканты венского оркестра выбрали маэстро Мути. Среди солистов — Алиса Колосова, которую мы слышали совсем недавно в Чикаго в Торжественной мессе Бетховена. Плодотворное сотрудничество величайшего дирижера современности с одной из лучших меццо-сопрано нашего времени продолжается!
30 мая — 1 июня 2024 года Риккардо Мути будет дирижировать Симфоническим оркестром Баварского радио (Мюнхен) — прославленным коллективом, во главе которого долгое время (2003-2019) стоял Марис Янсонс и который с 2023 года возглавил сэр Саймон Рэттл. В программе: “Te Deum” Й.Гайдна, Месса соль мажор Ф.Шуберта, симфоническая поэма “Из Италии” Р.Штрауса. Все эти произведения в разные годы маэстро Мути исполнял с ЧСО.
22 мая 2023 года на репетиции с Civic Orchestra of Chicago маэстро Мути снова вспомнил о своих корнях: “Я — европеец, итальянец, я из Северной Италии, из Неаполя. В Чикаго известно одно имя итальянца из Неаполя — Альфонсо Капоне. Я не ангел, но не такой плохой парень, как он”. Как обычно, после шутки он сказал вещи посерьезнее:
“Музыка — голос Вселенной. Музыка — часть нашей жизни. Мир в будущем не будет простым для музыки, но без нее его не будет вообще”.
Журналист испанской газеты El País спросил у маэстро, чем он будет заниматься в будущем. Риккардо Мути, не задумываясь, ответил: “Наслаждаться жизнью! Я хорошо знаком со многими гостиницами и концертными залами, но мало видел города и природу. Я бы хотел, чтобы жизнь замедлилась. Я хотел бы написать еще одну — последнюю книгу. Пока я придумал только название: “А теперь — правда”. Напишу о том, что происходит за кулисами и какова она — жизнь артиста. Моя книга будет полна любопытных, своеобразных, забавных и драматичных эпизодов”.
Риккардо Мути — Личность, каких почти не осталось в современном мире. Нам с вами, дорогие читатели, повезло жить в его эпоху, слушать концерты ЧСО под его руководством, наслаждаться музыкой, которой он посвятил всю жизнь. Несмотря на шестидесятилетний опыт, обилие наград и титулов, музыка для Риккардо Мути по-прежнему таит в себе немало неожиданного. Маэстро по-прежнему увлечен музицированием, а это значит, что у нас с вами впереди еще много интересного!