С сентября 2010 по июнь 2023 года десятым музыкальным руководителем Чикагского симфонического оркестра (далее — ЧСО) был маэстро Риккардо Мути. С 1 сентября 2023 года он становится почетным пожизненным дирижером-лауреатом (Music Director Emeritus for Life). Маэстро откроет в Чикаго новый, сто тридцать третий сезон 2023-24 годов, проведет с ЧСО две недели в сентябре, потом с ЧСО двумя концертами откроет новый сезон в Карнеги-холл (4 и 5 октября) и в январе 2024 года отправится с оркестром в трехнедельное европейское турне (64-ое международное и первое для ЧСО турне с 2020 года). В числе стран — Бельгия, Франция, Германия, Люксембург, Австрия, Италия. В новой роли дирижера-лауреата Риккардо Мути проведет с ЧСО шесть (!) недель в сезоне 2024-25 годов: четыре — в Чикаго, две — в туре, подробности которого пока не сообщаются. В дальнейшем маэстро также будет возвращаться в Чикаго. Количество концертов пока обсуждается.
Cамое главное — мы НЕ прощаемся с маэстро. “Любовный роман” Риккардо Мути и ЧСО продолжается!
В первой части моей статьи я рассказал о том, с чего начиналось сотрудничество ЧСО и Риккардо Мути. Сегодня поговорим о том, каким были тринадцать сезонов оркестра с маэстро. Они полны замечательными музыкальными достижениями. Одно из главных — возобновление традиции концертного исполнения опер симфоническим оркестром. Маэстро убежден: “Исполнение оперы симфоническим оркестром — фундамент, на котором строится остальная музыка. Это дает возможность оркестру расти в профессиональном отношении. Музыканты слушают, взаимодействуют, понимают друг друга, оркестр и солисты действуют сообща, сливаясь в музыке”.
Каждый раз концертные исполнения опер становились настоящими событиями. Их было шесть: апрель 2011 года — “Отелло” Дж.Верди; сентябрь-октябрь 2013 года — “Макбет” Дж.Верди; апрель 2016 года — “Фальстаф” Дж.Верди; июнь 2019 года — “Аида” Дж.Верди; февраль 2020 года — “Сельская честь” П.Масканьи; июнь 2022 года — “Бал-маскарад” Дж.Верди. Шесть раз маэстро Мути устраивал нам “открытый урок” на тему “Как исполнять оперу?”.
Мне запомнились почти все концерты Риккардо Мути с ЧСО. Было много музыки разных стран и эпох: от барокко до современности. К ряду концертов-событий можно отнести Мессу ми минор И.С.Баха (сезон 2012-13 годов), кантату “Кармина Бурана” К.Орфа (сезон 2011-12 годов), кантату “Kol Nidre” А.Шенберга (сезон 2011-12 годов), “Stabat Mater” Дж.Россини (сезон 2017-18 годов), Большую (“Неоконченную”) мессу до минор (“Kyrie”) В.А.Моцарта (сезон 2017-18 годов), Торжественную Мессу святой Цецилии Ш.Гуно (сезон 2017-18 годов), поэму “Смерть и трансфигурация” Р.Штрауса, Григорианский концерт О.Респиги, Третью симфонию В.Лютославского, драматическую симфонию “Ромео и Джульетта” Г.Берлиоза (все — сезон 2015-16 годов), симфонию “Пробуждение Якова” К.Пендерецкого (сезон 2017-18 годов), произведения О.Респиги, Б.Бриттена, С.Франка, духовные сочинения А.Вивальди, Дж.Верди.
Вспомним редко исполняемый ре-минорный Реквием Л.Керубини (сезон 2011-12 годов), Реквием В.А.Моцарта (сезон 2018-19 годов), четыре симфонии И.Брамса (сезон 2016-17 годов), пять фортепианных концертов Л.ван Бетховена (солисты — Эмануэль Акс, Ефим Бронфман, Ричард Гуд, Раду Лупу, Митсуко Учида, сезон 2016-17 годов), Мессу N6 ми-бемоль мажор Ф.Шуберта (сезон 2017-18 годов)… — список можно продолжать еше очень долго вплоть до величественного финала сто тридцать второго сезона ЧСО 2022-23 годов и апофеоза тринадцати лет руководства оркестром Риккардо Мути — исполнения Торжественной мессы Л.ван Бетховена с замечательной Алисой Колосовой.
Особой торжественностью отличалось исполнение хорового произведения Эннио Морриконе “Голоса из тишины”, написанного по предложению Риккардо Мути в память жертв теракта 11 сентября 2001 года. Композитор лично присутствовал на премьере в Чикаго (6-8 февраля 2014 года).
Одним из мировых лидеров онлайн-просмотров стала запись на YouTube Девятой симфонии Л.ван Бетховена в исполнении ЧСО под управлением Риккардо Мути (18 сентября 2014 года). Количество обращений к записи превысило тридцать один миллион!
Запоминающимися стали концерты Риккардо Мути с пианистами Ефимом Бронфманом и Кириллом Герштейном, скрипачами Леонидасом Кавакосом и Джулией Фишер.
Риккардо Мути существенно расширил репертуар ЧСО. Помню, как шокирован был маэстро, когда узнал, что Магнификат Вивальди исполняется впервые в истории оркестра (сезон 2012-13 годов, солировала Алиса Колосова). Для Риккардо Мути это сочинение относится к числу важнейших в истории музыки. В 2012 году он исполнял его в Ватикане перед тогдашним Папой Римским Бенедиктом XVI.
Разве только Вивальди — до Мути ЧСО никогда не исполнял музыку американского классика Филипа Гласса! Эта “традиция” прервалась только в сезоне 2021-22 годов исполнением Одиннадцатой симфонии композитора. 31 января 2022 года Глассу исполнилось восемьдесят пять лет, 19 февраля он был на концерте в Чикаго и сказал, что исполнение Симфонии стало лучшим подарком к юбилею. В артистической комнате Риккардо Мути композитор увидел фотографию замка Кастель-дель-Монте (Castel del Monte), расположенного на юге Италии, в провинции Бари. Маэстро Мути провел большую часть своего детства в этом регионе и сейчас владеет участком земли с видом на этот один из самых известных средневековых замков с уникальным правильным восьмиугольником в основании. Дирижер предложил Глассу написать пьесу для чикагского оркестра. Так за разговором в гримерке родилась идея пьесы “Триумф восьмиугольника” (“The Triumph of the Octagon”), которую Гласс посвятил замку. В сентябре 2023 года в Чикаго прозвучит мировая премьера сочинения, в январе 2024 года ЧСО под управлением Р.Мути исполнит “Триумф…” на гастролях в Европе.
Вспомним пьесу “Космическая одиссея” живущего в Лондоне русского композитора Дмитрия Смирнова. Эту пьесу ЧСО исполнял на гастролях в России и Италии. Вспомним регулярные мировые премьеры сочинений молодых композиторов-резидентов ЧСО Анны Кляйн и Мейсона Бэйтса (2010-2015 годы), Сэмюэля Адамса и Элизабет Огонек (2015-2017 годы), Мисси Маццоли (2018-2021 годы), Джесси Монтгомери (композитор-резидент ЧСО с 2021 года). Всего за тринадцать сезонов ЧСО под управлением маэстро Мути провели семнадцать мировых премьер.
На открытии сезона 2021-22 годов ЧСО впервые в своей истории исполнил увертюру к комической опере “Анонимный любовник” французского композитора, дирижера, скрипача и королевского мушкетера Жозефа Болони де Сен-Жоржа (1739-1799).
В сезоне 2021-22 годов ЧСО под управлением Риккардо Мути впервые исполнил Третью симфонию Флоренс Прайс (1887-1953) — одной из первых женщин, сочинявших в Америке классическую музыку, и первой женщины-симфоническим композитором афроамериканского происхождения. Ее лирическую пьесу Andante moderato маэстро выбрал для своего заключительного концерта в качестве музыкального руководителя ЧСО (парк “Миллениум”, 27 июня 2023 года).
Риккардо Мути часто исполняет музыку своего учителя, замечательного композитора Нино Рота. Я очень люблю ее и воспринимаю как личный подарок концерт, в котором прозвучала музыка к фильмам Федерико Феллини и Лукино Висконти. В беседе со мной маэстро Мути поделился воспоминаниями о Нино Рота. Об этом я расскажу в следующих частях цикла “ЧСО. Эпоха Риккардо Мути”.
В ЧСО собраны великолепные музыканты, каждый из которых способен выступить солистом. Маэстро Мути показывал это на протяжении всех тринадцати сезонов, приглашая на авансцену “своих”. Я вспоминаю Гобойный концерт чешского композитора Богуслава Мартину в исполнении тогдашнего концертмейстера секции гобоев Евгения Изотова (сезон 2012-13 годов), Второй концерт для контрабаса с оркестром Дж.Боттезини (солировал концертмейстер секции контрабасов Александр Ханна, сезон 2021-22 годов), Виолончельный концерт Э.Элгара (солировал концертмейстер секции виолончелей ЧСО Джон Шарп, сезон 2013-14 годов), Концерт для фагота с оркестром В.А.Моцарта (в качестве солиста дебютировал концертмейстер секции фаготов ЧСО Кайт Банке, сезон 2017-18 годов), Четвертый скрипичный концерт В.А.Моцарта в исполнении концертмейстера оркестра Роберта Чена (сезон 2022-23 годов), “Concerto grosso” К.Пендерецкого в исполнении Джона Шарпа, его ассистента Кеннета Олсона и виолончелистки Катинки Клейн. В разные годы солировали бывшие концертмейстеры секций флейт и труб Мэтью Дюфор и Кристофер Мартин. В концерте, составленном из произведений А.Копланда, в качестве солиста выступал играющий на английском рожке Скотт Хостетлер. В только что закончившемся сезоне солировали концертмейстеры секций литавр и тубы Дэвид Херберт и Джин Покорны, причем, как всегда у маэстро, произведения были необычными: Первый концерт для литавр с оркестром У.Крафта и специально написанный для Покорны Концерт для тубы с оркестром Л.Шифрина.
Маэстро Мути любит и понимает русскую музыку. В списке его любимых композиторов — все главные русские гении: Чайковский, Мусоргский, Рахманинов…
В Чикаго и в турах по городам США Риккардо Мути исполнял симфоническую картину “Волшебное озеро” А.Лядова. В сезоне 2014-15 годов ЧСО впервые исполнил все симфонии А.Скрябина, в течение сезона 2016-17 и 2022-23 годов звучало много музыки С.Прокофьева — оркестр отмечал стодвадцатипятилетие со дня рождения и семьдесят лет со дня смерти композитора. Впервые в истории ЧСО и хор исполнили ораторию Прокофьева “Иван Грозный” с Жераром Депардье в роли Чтеца.
В рамках стопятидесятилетия со дня рождения С.Рахманинова прозвучала Вторая симфония композитора (сезон 2022-23 годов).
Для своего последнего в качестве музыкального руководителя ЧСО концерта (парк “Миллениум”, 27 июня 2023 года) Риккардо Мути тоже выбрал русскую музыку — Пятую симфонию П.Чайковского.
На меня большое впечатление произвело исполнение ЧСО под управлением Риккардо Мути Тринадцатой (“Бабий Яр”) симфонии Д.Шостаковича для солиста (Алексей Тихомиров), хора басов и оркестра (сентябрь 2018 года). Почетным гостем концертов была вдова композитора Ирина Шостакович. В беседе со мной Риккардо Мути рассказал подробности первого исполнения Симфонии: “Тринадцатая симфония была написана в 1962 году на стихи Евгения Евтушенко и посвящена трагедии массового уничтожения евреев в Бабьем Яру в Киеве. В СССР Симфония была запрещена, но тогдашний художественный руководитель Ла Скала Франческо Сичилиани смог секретным образом получить из Москвы микрофильм с партитурой. Он заказал перевод текста на итальянский язык. Я был первым дирижером в Западной Европе, кому посчастливилось дирижировать Симфонией. Концерт в Риме 31 января 1970 года прошел с огромным успехом. Магнитофонная запись исполнения была послана в Москву Шостаковичу. Ему понравился концерт, он был счастлив услышать стихи Евтушенко на итальянском языке. Всю жизнь эта запись хранилась у него в библиотеке. Теперь она у меня. Ирина, вдова Шостаковича, сделала мне такой подарок, переслала оригинал”. Диск с записью Симфонии (лейбл CSO Resound) получил премию “Грэмми”-2020 за лучший альбом с точки зрения технического мастерства.
После начала широкомасштабной войны России против Украины маэстро Мути не стал отменять русскую музыку. При этом, в отличие от многих других европейских и американских музыкантов, он не молчит и решительно осуждает российскую агрессию. Перед концертом 26 февраля 2022 года (через два дня после начала войны) он обратился к президенту России с такими словами: “Господин Путин, отправьте назад окровавленные танки и верните свободу, достоинство и неприкосновенность славному народу Украины”. После этого прозвучала Девятая симфония Л.ван Бетховена.
После репетиции 11 мая 2023 года маэстро Мути сказал: “Мы должны уважать и любить друг друга. Без любви и уважения ничего не будет, кроме Путина и его бомб”.
Маэстро говорит: “Музыка может помочь. Не остановить войну, конечно, а сделать людей нежнее, человечнее. У меня еще есть силы бороться. Это капля в море, но вместе наши капли могут создать новое море”. Маэстро обратился к представителям российской культуры, которые хранят молчание: “Может быть, некоторые из вас боятся, потому что получили милости от правительства и не могут выступить против войны. Но вы должны иметь мужество сказать, что убивать людей, убивать детей, отнимать свободу не значит быть против правительства. Это значит быть человеком. Все должны во весь голос сказать, что убивать людей — преступление, отнимать свободу, достоинство, неприкосновенность личности — преступление. Если у вас не хватает мужества, это останется на вашей совести”.
Риккардо Мути и ЧСО выпустили вместе одиннадцать дисков. Последний — альбом из произведений современных американских композиторов Филипа Гласса, Джесси Монтгомери, Макса Рейми (“Contemporary American Composers”) — появился в продаже в июне.
При Риккардо Мути впервые в ЧСО появилась позиция артиста-резидента. С сезона 2021-22 годов ее занимает скрипачка Хилари Хан.
Вместе с леди Валерией Шолти Риккардо Мути учредил Международный конкурс имени восьмого (1969-1991 годы) музыкального руководителя ЧСО сэра Георга Шолти. Победительница конкурса 2019 года Лина Гонсалес-Гранадос (Sir Georg Solti Conducting Apprentice) дважды в сезоне 2021-22 годов буквально спасала оркестр, заменяя в последний момент заболевшего Риккардо Мути. Первый раз это было на апрельских концертах 2022 года с Лейфом Ове Андснесом (он солировал в Двадцатом и Двадцать третьем фортепианных концертах Моцарта), второй — в мае на концертах с Анн-Софи Муттер (она исполняла Скрипичный концерт Бетховена).
Риккардо Мути чтит традиции и отдает должное великим дирижерам прошлого. По его инициативе 14 июня 2016 года в вестибюле Симфонического центра был установлен бюст Фрицу Райнеру — шестому музыкальному руководителю ЧСО (1953-1962 годы). Маэстро Мути всегда вспоминает, как, будучи молодым дирижером, слушал, по его словам, “великие записи Райнера с ЧСО”.
За тринадцать сезонов в ЧСО появились двадцать семь новых музыкантов. Среди них — второй концертмейстер Стефани Йонг (с 2011 года), концертмейстеры секций контрабасов, труб, валторн Александр Ханна (с 2012 года), Эстебан Баталлан (с 2019 года), Дэвид Купер (с 2019 года), все четыре концертмейстера деревянных духовых инструментов: Стефан Рагнар Хескулдссон, флейта (с 2016 года); Уильям Велтер, гобой (с 2018 года); Стивен Уильямсон, кларнет (с 2011 года); Кайт Банке, фагот (с 2015 года). Все пришедшие — музыканты до сорока лет. Подобно Георгу Шолти, маэстро Мути сознательно проводит политику омоложения оркестра. По-прежнему вакантным остается лишь место концертмейстера секции альтов. После ухода на пенсию Чарльза Пиклера пять последних сезонов обязанности концертмейстера исполнял Ли-Куо Чанг. В июне состоялся его последний концерт с ЧСО.
Пятьсот сорок раз дирижировал Риккардо Мути ЧСО, из них пятьсот восемь — в качестве музыкального руководителя.
Это не все о маэстро Мути и ЧСО. Продолжение — в следующий раз.