17 и 18 ноября, 7.30 pm; 19 ноября, 8.00 pm; 20 ноября, 3.00 pm. Парад дирижеров продолжает музыкальный руководитель Питтсбургского симфонического оркестра, австрийский маэстро Манфред Хенек. В программе Чикагского симфонического оркестра (далее — ЧСО) под его управлением: увертюра к опере “Руслан и Людмила” М.Глинки, концерт “Дневник сумасшедшего” для виолончели с оркестром Леры Ауэрбах (солист — Готье Капюсон), Пятая симфония Д.Шостаковича.
Между Глинкой и Шостаковичем — главная американская симфоническая премьера осени, “Дневник сумасшедшего” Леры Ауэрбах. Ауэрбах сочинила свой Дневник для замечательного французского виолончелиста Готье Капюсона. Он играл на мировой премьере концерта 27 января 2022 года в Мюнхене (Мюнхенским филармоническим оркестром дирижировала литовский дирижер Гедре Слекуте), он солирует и в Чикаго. ЧСО был одной из организаций, по заказу которых было написано это произведение.
Лера Ауэрбах родилась в 1973 году в Челябинске. В возрасте шести лет впервые появилась перед публикой как пианистка, два года спустя выступила вместе с оркестром, в возрасте двенадцати лет сочинила свою первую оперу. Участвовала в международных фортепианных конкурсах, получила множество призов. В 1991 году во время гастролей в США приняла решение не возвращаться в СССР. Училась по классу композиции и фортепиано в Джульярдской школе музыки в Нью-Йорке, изучала литературу в Колумбийском университете. Закончила Музыкальную академию в Ганновере. А еще Лера Ауэрбах пишет стихи. Однажды в Нью-Йорке после поэтического вечера Сергея Юрского она подошла к артисту и вручила ему книгу своих стихов. Юрский сказал: “Стихи были необычные. Не просто хорошие — таких сейчас немало — это были стихи мудрые и ясные, стихи человека, много знающего, много думающего и пришедшего к твердым убеждениям”. В течение многих лет Юрский читал на своих вечерах стихи Леры, включал их в свои спектакли. Лера была бесконечно благодарна ему за это: “Юрский — важная ниточка, связывавшая меня с Россией”. Лера Ауэрбах живет в Лондоне. Ее произведения мы слышали в исполнении скрипача Вадима Глузмана. Так, в июне 2016 года на Шестом международном музыкальном фестивале камерной музыки прозвучала Вторая соната для скрипки и фортепиано “11 сентября” (Вадим Глузман, скрипка; Анжела Иоффе, фортепиано). Глузман принимал участие в премьере балета Джона Ноймайера “Двадцать четыре прелюдии” на музыку Ауэрбах в Гамбургской опере. В беседе со мной Вадим Глузман назвал Леру “совершенно феноменальным дарованием”: “Она написала для меня много произведений, я много записывал и буду записывать ее музыку”. С творчеством Леры мы продолжим знакомство в апреле 2023 года, когда Балет Джоффри покажет балет “Русалка” (“The Little Mermaid”) по сказке Г.Х.Андерсена на ее музыку в хореографии руководителя Гамбургского балета Джона Ноймайера.
Манфред Хенек родился в Ненцинге (Австрия). Дирижерскую карьеру начал в Вене с создания нового оркестра — Vienna’s Jeunesse Orchestra. Одновременно ассистировал Клаудио Аббадо в Молодежном оркестре Малера в Вене. Работал в Швейцарии, Норвегии, Чехии, Германии. С сезона 2008-09 годов является музыкальным руководителем Питтсбургского симфонического оркестра. Подобно Риккардо Мути, Хонек выступает за расширение культурных связей между Америкой и Европой. Под его руководством Питтсбургский оркестр практически каждый год до пандемии выступал в Европе, включая недельные гастроли в венском зале Musikverein. Контракт Хенека с Питтсбургским симфоническим оркестром недавно был продлен до 2028 года, однако его фамилия все чаще называется в числе новых возможных руководителей ЧСО.
За 75 минут перед началом концертов состоятся тридцатиминутные беседы музыковеда Лауры Сауэр-Ша об исполняемых произведениях. Концерт 18 ноября состоится в помещении Edman Chapel at Wheaton College по адресу: 401 E. Franklin St., Wheaton, IL 60187.
21 ноября, 7.00 pm. Музыканты ЧСО в концерте “Common Ground” серии “MusicNOW”. В программе: произведения лауреата премии “Грэмми” Марка О’Коннора и Хавьера Фоли, в том числе мировая премьера его нового сочинения. Исполнители — Марк О’Коннор, скрипка; Мэгги О’Коннор, скрипка; Хавьер Фоли, контрабас. Куратор концерта — резидент-композитор ЧСО Джесси Монтгомери.
25-26 ноября, 7.30 pm; 27 ноября, 3.00 pm. В серии “CSO at the Movies” мы обычно смотрим кино и слушаем музыку. Очередной фильм — “Принцесса-невеста” (“The Princess Bride”, 1987) Роба Райнера с музыкой Марка Нопфлера. ЧСО дирижирует Ричард Кауфман. В 2023 году мы увидим еще два фильма: “Гарри Поттер и философский камень” (“Harry Potter and the Sorcerer’s Stone”, 2001) с музыкой Джона Уильямса (ЧСО под управлением Джастина Фрира, 12-14 января 2023 года), “Звездные войны: пробуждение силы” (“Star Wars Episode VII: The Force Awakens”, 2015) с музыкой Джона Уильямса (ЧСО под управлением Дэвида Ньюмана, 29 июня — 1 июля 2023 года).
Первые гастроли ЧСО (это был тур в Канаду) состоялись в 1892 году. С тех пор оркестр провел шестьдесят два международных тура, в течение которых посетил двадцать девять стран мира на пяти континентах. Первый совместный тур маэстро Мути и ЧСО состоялся в 2010 году. С тех пор их было восемнадцать. Среди них — туры по городам США, четыре европейских турне, два — по странам Азии. В 2023 году состоится шестьдесят третий и первый с февраля 2020 года тур ЧСО по Северной Америке. Оркестр посетит семь городов и даст восемь концертов. Тур начнется 22 января дебютом ЧСО в городе Меса (Mesa Arts Center, штат Аризона). После этого последуют три концерта в Калифорнии: 24 января — Коста-Меса, 25 января — Санта-Барбара, 26 января — Стэнфорд (впервые в истории ЧСО выступает в этом всемирно известном университетском центре, Bing Concert Hall). 28 января ЧСО впервые выступит в городе Стиллуотер (McKnight Center for the Performing Arts at Oklahoma State University), 29 января состоится концерт ЧСО в Айова-Сити (Hancher Auditorium at the University of Iowa). Финальным аккордом тура станут два концерта в Торонто (1-2 февраля, Koerner Hall) — первые с 2014 года. В программе гастролей: увертюра “Кориолан”, Седьмая и Восьмая симфонии Л.ван Бетховена, Пятая симфония С.Прокофьева, симфоническая картина “Волшебное озеро” А.Лядова, “Картинки с выставки” М.Мусоргского (аранжировка М.Равеля).
Три года подряд зимой 2018-20 годов ЧСО с маэстро Риккардо Мути улетали в теплые края, в “летнюю” Флориду. После двух лет пандемии традиция возобновится. С 26 февраля по 4 марта ЧСО выступит в трех городах Флориды и в Канзас-Сити (штат Миссури). Турне начнется 26 февраля с концерта в Канзас Сити (Kauffman Center for the Performing Arts). Скрипачка Джулия Фишер солирует в Скрипичном концерте Ф.Шуберта. Дальше: Орландо (Dr. Phillips Center for the Performing Arts) — 28 февраля, Сарасота (Van Wezel Performing Arts Center) — 1 марта, Нейплс (Frances Pew Hayes Hall) 2 и 4 марта. В программах концертов: Седьмая и Восьмая симфонии Л.ван Бетховена, Пятая симфония С.Прокофьева, “Картинки с выставки” М.Мусоргского (аранжировка М.Равеля).
Nota bene! Билеты на концерты Чикагского симфонического центра — на сайте cso.org или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.