Оперная жизнь в Чикаго начнется этой осенью не с шабаша ведьм в “Макбете” Лирик-оперы 17 сентября, а ровно на один день раньше – с цыганских страстей в “Кармен” в Чикагском оперном театре (далее – ЧОТ). Кроме этого, в новом, сорок девятом сезоне театра, нас ждет одна мировая и одна чикагская премьеры. Музыкальный руководитель ЧОТ Лидия Янковская и генеральный директор Эшли Магнус подготовили для нас немало интересного. Обо всем по порядку.
16 сентября, 7.30 pm; 18 сентября, 3.00 pm. “Кармен” Ж.Бизе. Harris Theater for Music & Dance (205 East Randolph Street, Chicago, IL 60601).
Состав солистов концертного исполнения оперы Жоржа Бизе впечатляет: Джейми Бартон и Стефани Блит! Обе впервые выступают в ЧОТ. Как обычно бывает в этом театре, без сюрпризов не обойдется: Бартон дебютирует в партии Кармен, а Блит впервые в своей карьере исполнит партию… Хозе. Эскамильо – Майкл Самуэл. Дирижер – Лидия Янковская. Режиссер – Иоахим Шамбергер.
Итак, редкая возможность услышать два драматических меццо-сопрано мирового уровня, дебютирующих в новых партиях. Об американской певице из Джорджии (сейчас она живет в Атланте) Джейми Бартон заговорили в июне 2013 года после ее убедительной победы на конкурсе оперных певцов Би-Би-Си в Кардиффе. Это был второй случай в истории, когда победитель стал лауреатом двух главных премий. Музыкальный критик New York Times назвал певицу “рок-звездой современной оперы”. Мы впервые встретились с Бартон в Лирик-опере в опере “Анна Болейн” Г.Доницетти (сезон 2014-15 годов). Певица дебютировала в партии Джованны Сеймур. В числе достижений Бартон – партии Фрики в “Золоте Рейна” Р.Вагнера в Хьюстонской опере и Адальжизы в “Норме” В.Беллини в Метрополитен-опере. Бартон давно мечтала о партии Кармен, и вот – долгожданный дебют! В сезоне 2021-22 годов у Бартон запланирована партия Эдвиги в опере “Роделинда” Г.Ф.Генделя (Метрополитен-опера).
Со Стефани Блит мы познакомились в сезоне 2010-11 годов, когда она дебютировала в Лирик-опере в партии Ульрики (“Бал-маскарад” Дж.Верди), а потом исполнила партию Катиши в опере “Микадо” А.Салливана. В сезоне 2014-15 годов Блит была блистательной Азученой в “Трубадуре” Дж.Верди. С 2018 года Блит работает художественным руководителем созданной Дон Апшоу вокальной программы Bard College Conservatory of Music.
Американский бас-баритон Майкл Самуэл – еще одно яркое имя на оперной сцене. Он родился в Техасе, учился в Оперной студии при Хьюстонской опере, закончил Молодежные программы Оперы Сан-Франциско и Wolf Trap Opera (Виргиния). В Лирик-опере дебютировал в партии Мазетто в “Дон Жуане” В.А.Моцарта. В сезонах 2017-2018 и 2020-21 годов выступал в Чикаго с оркестром Music of the Baroque (“Страсти по Матфею” и “Ich habe genug” И.С.Баха), в сезонах 2018-19 и 2019-20 годов – на Grant Park Music Festival (Месса Терезия Й.Гайдна и Торжественная месса Л.ван Бетховена). Впереди у певца – “Страсти по Матфею” с Оперой Лос-Анджелеса и Гамбургским балетом (дирижер – Дж.Конлон), Месса до минор В.А.Моцарта с Филармоническим оркестром Лос-Анджелеса (дирижер – З.Мета), партии Фигаро (“Свадьба Фигаро”) в Опере Сиэттла, Короля (“Золушка” Ж.Массне в Метрополитен-опере), Эскамильо (“Кармен”) в Опере Санта-Фе, Лепорелло (“Дон Жуан” В.А.Моцарта) в Опере Сан-Антонио.
11 и 17 декабря, 7.30 pm; 19 декабря, 3.00 pm. “Стать Санта-Клаусом” (“Becoming Santa Claus”) Марка Адамо. Studebaker Theater (410 S Michigan Avenue, Chicago, IL 60605). Опера исполняется на английском языке. Новая постановка. Дирижер – Лидия Янковская. Режиссер – Кайл Лэнг. В главных партиях: Софина – Нина Йошида Нельсен (дебют в ЧОТ), принц Клаус – Мартин Бакари (дебют в ЧОТ), Иб – Леа Декстер.
Чикагская премьера праздничной новогодней одноактной оперы, в которой сварливый принц эльфов познает истинную радость от преподношения подарков. Марк Адамо сочинил музыку на собственное либретто по заказу Оперы Далласа, где 4 декабря 2015 года состоялась мировая премьера. Мы услышим оперу в новой постановке режиссера и хореографа Кайла Лэнга. Нас ждет остроумная причудливая волшебная история с детским колокольным хором, состоящим из учеников чикагских школ. Эшли Магнус говорит: “Эта работа – идеальный способ продолжить знакомство чикагской публики с выдающимися современными композиторами”.
23 и 29 апреля, 7.30 pm; 1 мая, 3.00 pm. “Карта Квамино” (“Quamino’s Map”) Эрролин Уоллен. Studebaker Theater. Опера исполняется на английском языке. Мировая премьера. Дирижер – Джери Линн Джонсон (дебют в ЧОТ). Режиссер – Каймилл Ховард (дебют в ЧОТ). В главных партиях: Джуб Фриман – Кертис Баннистер, Амелия Алумонд – Флора Уолл, Квамино Долли – Дэмиен Гетер.
Под занавес сезона ЧОТ представит мировую премьеру оперы “Карта Квамино” британского композитора Эрролин Уоллен, написанной на либретто Деборы Бривурт. Драматург – Кори Эллисон. В спектакле рассказывается история бывшего раба Джуба Фримана, который оказался в Лондоне после событий американской революции. Эта глава истории представлена в романе “Несравненный мир” С.И.Мартина. Автор выступает в качестве исторического консультанта оперы.
Эрролин Уоллен родилась в Белизе (государство в Центральной Америке), училась в Лондонском и Кембриджском университетах. Ей заказывали новые произведения Ковент-Гарден и фестиваль Би-Би-Си Промс, Лондонский симфонический оркестр и Лейпцигский балет. Уоллен – командор Ордена Британской империи с 2020 года. Недавно она написала сочинение по заказу поп-группы из Кембриджа Clean Bandit. В активе Уоллен более двенадцати опер. Ни одна из них прежде не звучала в Чикаго. Опера “Карта Квамино” написана по заказу ЧОТ. Лидия Янковская убеждена: “Эрроллин – оперный композитор мирового уровня. Ее произведения нужно чаще исполнять на американских сценах. Я искала возможность заказать ей оперу с тех пор, как впервые оказалась в ЧОТ, и очень рада, наконец, представить ее новую работу”. Уоллен говорит: “Для меня важность оперы не только в том, что она проливает свет на забытый сегодня эпизод истории. Она также бросает вызов нынешним предубеждениям о том, какой была жизнь человека с цветной кожей в Лондоне в XVIII веке”.
С весны 2018 года при театре действует программа Vanguard Initiative, целью которой является поддержка молодых композиторов и помощь в создании новых опер. Консультантами проекта являются Лидия Янковская и композитор Джей Хегги. На разных этапах творческого процесса ЧОТ инвестирует средства в развитие сочинений. Два года прошло с момента открытия программы, и в сезоне 2020-21 годов театр в виртуальном формате представил два новых произведения (Vanguard Operas): “Превращение Джейн Доу” (“The Transformation of Jane Doe”) бывшего композитора-резидента ЧОТ (Vanguard Emerging Opera Composer) Стейси Гэрроп – музыкальная история о привидениях в легендарном чикагском отеле Drake, и “Эпизод со щенком” (“The Puppy Episode”) бывшего композитора-резидента ЧОТ и Музыкального центра Люцерна Мэтью Ресио, рассказывающая о том, как один мужественный шаг может изменить жизнь многих людей. В планах на новый сезон – опера “The Beekeeper” композитора-резидента ЧОТ Ванг Лу на либретто Келли Рурк. Премьера оперы в концертном исполнении состоится 4 марта 2022 года в 7.30 pm в помещении Studebaker Theater. Опера исполняется на английском языке.
Nota bene! Абонементы ($135-$450) и одиночные билеты на спектакли сезона 2021-22 годов Чикагского оперного театра – по телефону 312-704-8414 или на сайте cot.org. Там же вы найдете информацию об истории и сегодняшнем дне театра.