12 декабря, 7.00 pm. “Civic Chamber Concert: Perspectives on Flow.” В программе – произведения современных композиторов: “Boiling Point” Кенджи Банч, Дуэт для скрипки и виолончели композитора-резидента Чикагского симфонического оркестра (далее – ЧСО) Джесси Монтгомери, “The Sound of the Light” бывшего композитора-резидента ЧСО Мисси Маццоли, “The Mind is Like Water” Кевина Дэя, “Krakatoa” Стивена Файгенбаума, “Tinta Roja, Tinta Negra (Red Ink, Black Ink)” Луиса Фернандо Амайя. Исполнители – музыканты Civic Fellows при Civic Orchestra of Chicago. Куратор концерта – International Contemporary Ensemble.
“Civic Orchestra of Chicago” – оркестр уникальный. Он был создан в 1919 году – сто два года назад (!) – вторым музыкальным руководителем ЧСО Фредериком Стоком в учебных целях, чтобы дать возможность молодым талантливым музыкантам Чикаго и пригородов поработать с лучшими дирижерами и солистами, сотрудничающими с ЧСО. Civic Orchestra – единственный в своем роде юношеский оркестр при оркестре “взрослом“. За более чем столетнюю историю его школу прошли десятки тысяч музыкантов. Двадцать два года оркестр возглавлял дирижер Клифф Колнот. Сезон 2015-16 годов стал для него последним. Три сезона оркестр обходился без руководителя, а с сезона 2019-20 годов главным дирижером стал Кен-Давид Мазур, отец великого дирижера XX века Курта Мазура.
С сезона 2013-14 годов при оркестре работает Civic Fellowship program. Сегодня в этой программе участвуют девять музыкантов Civic Orchestra.
Обратите внимание! Концерт состоится в Buntrock Hall (второй этаж Симфонического центра). Вход свободный. Требуется предварительное резервирование билетов.
15 декабря, 7.30 pm. Группа медных духовых инструментов ЧСО CSO Brass – в традиционном новогоднем концерте. В программе: аранжировки для медных духовых инструментов симфонических и оперных произведений В.А.Моцарта, И.Брамса, Г.Холста, Г.Малера.
Сегодня оркестры все больше и больше унифицируются, и отличить один хороший оркестр от другого гораздо сложнее, чем это было полвека назад. На протяжении десятилетий главным предметом гордости ЧСО были медные духовые инструменты, именно они составляли славу чикагского оркестра. Чикагская “медь” ценилась величием звука, абсолютной, даже какой-то демонической силой. От концертов Рафаэля Кубелика и Фрица Райнера, через модернизацию оркестра эпохи Георга Шолти до более тонких подходов, предпринятых Даниэлем Баренбоймом и теперь Риккардо Мути, “медь” долгое время была центральной в звучании ансамбля. Шутники говорили, что когда в ЧСО в полную силу играют медные духовые, на Мичиган-авеню дрожат мосты. Музыкальный руководитель ЧСО с 1991 до 2006 года Даниэль Баренбойм говорит: “Чикагская “медь” всегда была частью оркестра и его уникального способа игры”. Нынешний музыкальный руководитель ЧСО Риккардо Мути вспоминает: “Чикагская “медь” была отличительной особенностью ЧСО еще в те годы, когда я был молодым студентом Миланской консерватории”. На одной из первых репетиций в должности руководителя маэстро Мути сказал музыкантам: “То, что вы умеете играть громче всех, знает весь мир. Теперь давайте покажем, что вы умеете играть тоньше всех”.
Группы медных духовых инструментов наконец-то укомплектованы полностью. К легендарным Джину Покорны (68 лет, концертмейстер группы туб с 1989 года) и Джею Фридману (82 года, концертмейстер группы тромбонов с 1965 года) в 2019 году присоединились их молодые коллеги: Эстебан Баталлан (37 лет, концертмейстер группы труб) и Дэвид Купер (37 лет, концертмейстер группы валторн). На допандемийных гастролях в Нью-Йорке великолепная четверка собралась за кулисами Карнеги-холл, чтобы послушать некоторые классические записи. “Вы можете услышать все нюансы, – замечает Эстебан Баталлан, имея в виду звук каждой ноты в записи Бернстайна Седьмой симфонии Шостаковича 1988 года. – Это чистый звук с четкой нюансировкой.” “…Это то, что сделало медную группу ЧСО уникальной. Послушайте: звук “выпрыгивает” из валторны”, – говорит Джей Фридман, слушая запись Кубелика цикла “Моя родина” Б.Сметаны, сделанную в 1952 году. В записи участвуют “архитекторы” чикагского звука Арнольд Джейкобс (концертмейстер группы туб с 1944 до 1988 года) и Адольф (“Бад”) Херсет (первая труба оркестра с 1948 до 2001 года). Оба музыканта преодолели физические особенности, чтобы стать лучшими. Объем легких у Джейкобса резко сократился из-за различных заболеваний, и он разработал специальные дыхательные техники, которые потом передавал новым поколениям игроков. “Мы хотим, чтобы в теле было как можно меньше напряжения, поэтому торс становится резонирующей камерой”, – говорит Фридман, объясняя технику Джейкобса.
Виртуоз-трубач Адольф Херсет, фактически руководивший группой духовых инструментов в течение более чем полувека, в 1952 году попал в автомобильную аварию, сломал зубы и повредил губу. Это могло стать катастрофой для музыканта. Херсет не знал, будет ли он когда-нибудь снова играть, но сумел восстановиться…
Во времена руководства Георга Шолти ЧСО прославился громким медным звуком. Иногда – слишком громким. “Поначалу Шолти не мог заставить медную секцию играть достаточно громко для него, – вспоминает Фридман. – Даже симфонии Шуберта.” Альтист оркестра Макс Рейми шутил, что некоторые записи Шолти “сводят струнную секцию к шипению ленты”. После волны критики Шолти перестал требовать громкий звук, сосредоточившись на том, что Фридман назвал “великим diminuendo”. Однажды на исполнении хоров Верди запись была остановлена, и инженер звукозаписи пожаловался, что он не слышит духовые инструменты…
Старый звук все еще жив в оркестре – и не только в символическом смысле. Эстебан Баталлан играет на трубе Херсета, Джин Покорны – на тубе Джейкобса, музыканты группы валторн – на инструментах чикагского мастера Льюиса, созданных специально для Симфонического центра, звук которого сам Льюис называет “мертвым”.
Херсета и Джейкобса я не застал, а вот концертмейстера группы валторн с 1966 до 2013 года замечательного Дейла Клевенджера слышал часто. Последние шесть лет обязанности концертмейстера группы валторн занимал Даниэль Гингрич. В ЧСО он служит с 1975 года. В 2019 году решением Риккардо Мути музыканту присвоено почетное звание Пожизненного концертмейстера секции валторн. Имена Клевенджера и Гингрича я бы тоже включил в список тех, без кого невозможно представить себе звук чикагской “меди”.
“На мой взгляд, медные духовые по-прежнему являются номером один в мире, – сказал Риккардо Мути, – но сейчас они лучше способны объединяться с другими группами оркестра. Не доминировать, а звучать в ансамбле, добиваясь идеального баланса.”
16 декабря, 7.30 pm; 17 декабря, 1.30 pm; 18 декабря, 8.00 pm; 19 декабря, 3.00 pm. В программе: шедевр барочной музыки, оратория Георга Фридриха Генделя “Мессия”. Солисты: Джулия ван Дорен, сопрано; Реджинальд Мобли (контртенор, дебют с ЧСО); Бен Блисс, тенор; Дашон Бартон, бас-баритон. Чикагский симфонический хор. Хормейстер – Дуайн Волф. Дирижер – живущий в Калифорнии специалист по барочной музыке маэстро Николас Макгиган.
Гендель не был религиозен. Настоящей верой стала для него благотворительность. Вот и “Мессия” предназначалась исключительно для исполнения с благотворительной целью. Первое исполнение оратории в Дублине 12 апреля 1742 года состоялось в пользу бедных. Доход от концерта был целиком разделен между “Обществом помощи узникам долговой тюрьмы”, “Больницей для бедных” – бесплатной больницей, основанной в 1726 году шестью хирургами, – и лондонским приютом. Когда успех “Мессии” утвердился в Лондоне, Гендель решил передавать сбор от ежегодных концертов в пользу “Убежища для найденышей”. Даже ослепнув, он продолжал дирижировать ораторией в благотворительных концертах. Гендель запретил своему издателю печатать что-либо из этой оратории, и первое издание появилось только в 1763 году. Он завещал “Убежищу для найденышей” копию партитуры со всеми партиями. Другую копию он отдал “Обществу помощи узникам долговой тюрьмы” в Дублине с правом, как было записано, “сколько угодно пользоваться для нужд Общества”. В списках Приюта упоминается и имя маленькой Марии-Августы Гендель, родившейся 15 апреля 1758 года. Это была девочка-найденыш, которой композитор дал свое имя. До этого года монополия на исполнение “Мессии” была у чикагского The Apollo Chorus. Он исполнял это произведение каждый год, начиная с 1879 года!
Впервые с февраля 2020 года на сцену Симфонического центра поднимется Чикагский симфонический хор. Напомню, этот сезон последний для легендарного хормейстера Дуайна Волфа. Он уходит на пенсию летом 2022 года.
17 и 21 декабря, 7.30 pm; 18 и 22 декабря, 3.00 pm; 23 декабря, 1.00 pm и 4.30 pm. Традиционная новогодняя программа Симфонического центра “Merry, Merry Chicago!”
Шестой год подряд проходят концерты с таким названием, и каждый год в программе что-то меняется. В этом году среди прочих произведений прозвучат Рождественская увертюра британского композитора Найджела Хесса, Пляска скоморохов из оперы “Снегурочка” Н.Римского-Корсакова, песня “My Favorite Things” из мюзикла “Звуки музыки” Р.Роджерса и О.Хаммерстайна, увертюра “Утро, полдень и вечер в Вене” австрийского композитора Франца фон Зуппе. В концертах примут участие музыканты ЧСО. Дирижер – Аластар Уиллис. Специальная гостья – дебютирующая в Чикаго звезда с Бродвея Джессика Воск. Концерты рекомендованы для детей от пяти лет и старше.
26 декабря, 2.30 pm. Двадцать третий раз (в прошлом году из-за пандемии концерт не состоялся) музыкальный год в Чикаго закрывается вечером “Салют Вене” (Salute to Vienna New Year’s Concert). В программе: вальсы и польки композиторов семьи Штраус, а также любимые мелодии из классических оперетт. Исполнители: Микаэла Эсте, сопрано; Норман Рейнхард, тенор; артисты First State Ballet Theatre и оркестр Strauss Symphony of America (с участием музыкантов Chicago Philharmonic) под управлением дирижера Аластера Уиллиса. Подробности концерта – на сайте salutetovienna.com.
2021 год заканчивается, музыкальный сезон продолжается. Первые в новом году концерты ЧСО состоятся 6-8 января. Мы услышим музыку Гершвина и Равеля. В программе: симфоническая картина “Порги и Бесс” и “Рапсодия в стиле блюз” Дж.Гершвина (солист – Инон Барнатан), Фортепианный концерт соль мажор (солист – Инон Барнатан) и Болеро М.Равеля. Дирижер – художественный руководитель оркестра Musica Nova Helsinki Андре де Риддер.
Риккардо Мути встретится с ЧСО 13 января. В программе – только Бетховен: увертюра “Кориолан”, Восьмая и Пятая симфонии… Но, похоже, я сильно забежал вперед. В 2022 году я продолжу свою постоянную “трансляцию” из Симфонического центра, а это значит, что вы узнаете о предстоящих концертах все самое интересное. Не прощаюсь…
Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на все концерты Чикагского симфонического центра сезона 2021-22 годов – на сайте cso.org или в кассе Симфонического центра: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.