В одном из прошлых выпусков Музыкального обозрения я рассказал о концертах Чикагского симфонического центра в декабре. Сегодня предлагаю вам, уважаемые читатели, заглянуть в год 2022. Он начнется 1 января в Вене с традиционного Новогоднего концерта Венского филармонического оркестра.
Правила концерта прописаны давно, изменений не бывает. В концерте звучат двенадцать произведений. После основной программы – три биса. Первый может меняться, второй и третий неизменны: вальс “На прекрасном голубом Дунае” И.Штрауса-сына и “Марш Радецкого” И.Штрауса-отца. Последнее произведение исполняется под аплодисменты публики, которыми руководит дирижер. Напомню, что дирижера всегда выбирают музыканты оркестра. Третий раз Новогодним концертом будет дирижировать наш добрый знакомый, бывший музыкальный руководитель Чикагского симфонического оркестра (далее – ЧСО) Даниэль Баренбойм. Ну а что же готовит для нас в начале января Чикагский симфонический центр?
6 января, 7.30 pm; 7-8 января, 8.00 pm. В эти дни ЧСО исполнит музыку Гершвина и Равеля. В программе: симфоническая картина “Порги и Бесс” и “Рапсодия в стиле блюз” Дж.Гершвина (солист – Инон Барнатан), Фортепианный концерт соль мажор (солист – Инон Барнатан) и Болеро М.Равеля. Дирижер – художественный руководитель оркестра Musica Nova Helsinki Андре де Риддер.
Инон Барнатан родился в Тель-Авиве в 1979 году. Занимался фортепиано с трех лет, первый концерт с оркестром сыграл в одиннадцать. Его первым педагогом был ученик Генриха Нейгауза Виктор Деревянко. После переезда в Лондон в 1997 году Барнатан учился в Лондонской королевской академии музыки у Марии Курчо (ученицы Артура Шнабеля). С 2006 года Барнатан живет в Нью-Йорке и часто гастролирует в Чикаго. Мне запомнились два его выступления: в Симфоническом центре: в январе 2018 года – с Симфоническим оркестром Миннесоты под управлением Осмо Вянскя (Первый фортепианный концерт Чайковского) и особенно в театре “Харрис” 6 мая 2018 года – с виолончелисткой Алисией Вайлерстайн, скрипачом Сергеем Хачатряном и ударником Колином Карри. Это была интереснейшая программа (фортепианное трио “Дух” Бетховена, “Просветленная ночь” Шенберга для фортепианного трио, Пятнадцатая симфония Шостаковича для фортепианного трио и ударных) и замечательное исполнение. Последний раз мы слышали Барнатана летом 2019 года на Grant Park Music Festival. Он солировал в Двадцать третьем фортепианном концерте В.А.Моцарта. С 2019 года Барнатан является музыкальным руководителем California’s La Jolla Music Society Summerfest. Перед началом концертов (6 января, 6.45 pm; 7-8 января, 7.15 pm) на втором этаже Симфонического центра (Armour Stage) состоятся тридцатиминутные беседы об исполняемых произведениях.
8 января, 10.00 am и 11.45 am. Концерты “Maybe Something Beautiful” для детей от трех до пяти лет из серии “Однажды в Симфоническом центре” (“Once Upon a Symphony”). Музыканты из ЧСО не просто исполнят, а инсценируют сказку Ф.Изабель Кампой и Терезы Хауэлл “Maybe Something Beautiful”.
Серия “Однажды в Симфоническом центре” создана для самых юных зрителей. Поход на концерт станет для них первым знакомством с инструментами и миром классической музыки. Концерт ведут профессиональные актеры. Они рассказывают сказку, предлагают сыграть те или иные роли, а иногда и подпеть музыкантам. За сорок пять минут до начала концерта и после его окончания зрители могут встретиться с музыкантами, подержать в руках инструменты и даже попробовать издать на них “звуки Му”. В создании серии участвует Чикагский детский театр.
Обратите внимание! Концерты состоятся в Buntrock Hall на втором этаже Симфонического центра.
9 января, 7.00 pm. Civic Chamber Concert. В программе: произведения современных композиторов. Кураторы – Civic Fellows и International Contemporary Ensemble.
Обратите внимание! Концерт состоится в Buntrock Hall на втором этаже Симфонического центра. Билеты бесплатные, по предварительной регистрации.
13 января за пульт ЧСО возвращается его музыкальный руководитель Риккардо Мути. Осень выдалась у маэстро напряженной. 27 октября маэстро Мути стал почетным членом Российской академии художеств. Впервые в истории Академии торжественная церемония состоялась в российском дипломатическом представительстве за рубежом. Церемония была организована посольством России в Австрии и Русским домом в Вене. Риккардо Мути вручили мантию, медаль, диплом и золотой значок. В благодарственном слове маэстро отметил: “Когда я буду играть русскую музыку в Чикаго или в других местах, обещаю, что буду носить этот значок. Я хочу показать, что я в малой степени часть вашей великой семьи”. Риккардо Мути рассказал, что дирижерская палочка Евгения Мравинского, подаренная ему женой великого русского дирижера, флейтисткой Александрой Вавилиной, лежит у него на рояле как почитаемая реликвия. Маэстро сказал, что его музыкальная карьера началась благодаря Святославу Рихтеру. В 1968 году ожидался концерт Рихтера во Флоренции, а дирижера не было. Мути тогда только что выиграл конкурс дирижеров. “Театр спросил у Рихтера, захочет ли он работать с молодым итальянским дирижером. Рихтер ответил: “Если он хороший музыкант, почему нет?” Я был тогда в Милане. Мне позвонили: “Маэстро Рихтер сейчас в Сиене, он хочет с вами встретиться”. Я взял ноты и поехал. В программе был концерт Моцарта си-бемоль мажор и фортепианный концерт Бриттена. Я зашел в прекрасный зал Академии и увидел два концертных рояля. Рихтер сказал через переводчика: “Пожалуйста, садитесь за рояль”… Мы сыграли весь концерт. Рихтер сказал: “Если он дирижирует так же, как играет, то он хороший дирижер”. Мы стали друзьями, и он даже был у меня на свадьбе и подарил старинное русское серебряное ситечко для чая. Он любил Италию и всегда говорил: “У каждого человека на свете есть две страны: своя и Италия”… Должно быть, есть какая-то таинственная связь между русскими и итальянцами. Нет никакой другой причины, почему я дирижировал так много русской музыки”. В церемонии награждения приняли участие музыканты Симфонического оркестра Мариинского театра и Венского филармонического оркестра. (Подробности церемонии награждения – из статьи в Российской газете от 29 октября.)
С 3 по 21 ноября маэстро Мути провел двенадцать концертов с Венским филармоническим оркестром в турне по городам Японии, Южной Кореи и Египта. В концертах прозвучали произведения Моцарта, Мендельсона, Шуберта, Стравинского и Р.Штрауса. С 4 по 15 декабря маэстро проводил репетиции и мастер-классы в Итальянской академии оперного искусства (Italian Opera Academy) в Милане. 18 и 20 декабря Риккардо Мути дирижировал двумя концертами в Римини и Равенне. В концертном исполнении прозвучала опера Дж.Верди “Набукко”.
В первой январской программе Риккардо Мути и ЧСО – музыка Л.ван Бетховена: увертюра “Кориолан”, Восьмая и Пятая симфонии. Но об этом – в первом Музыкальном обозрении нового года. Не прощаюсь, музыкальная жизнь в Чикаго продолжается…
Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на концерты Чикагского симфонического центра сезона 2021-22 годов – на сайте cso.org или в кассе Симфонического центра: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.