На прошлой неделе радостная новость пришла из Чикагского симфонического центра. Музыкальный руководитель Чикагского симфонического оркестра (далее – ЧСО) Риккардо Мути еще на два года продлил контракт с оркестром. Новый контракт заканчивается в августе 2022 года. Я думаю, это известие обрадует в Чикаго многих. Праздник Музыки продолжается!
Стали известны подробности нового сезона ЧСО. Нас ждут встречи с замечательными солистами и дирижерами, будет много дебютов, хорошей и разной музыки. О программе нового сезона читайте в следующем выпуске Музыкального обозрения. А пока – о том, что будет совсем скоро.
В этом сезоне оркестр не выезжает в далекие зарубежные туры, зато дважды гастролирует по Америке. В течение одиннадцати дней в октябре ЧСО дал девять концертов на Западном побережье.
С 7 по 17 февраля ЧСО под управлением музыкального руководителя Риккардо Мути отправится на Восточное побережье. В программе тура – восемь концертов в пяти городах. Тур откроется 7 февраля концертом в Вашингтонском Кеннеди-центре (The John F. Kennedy Center for the Performing Arts). Это будет первое выступление ЧСО с Риккардо Мути с 2005 года и трехсотпятидесятый концерт маэстро с оркестром со времени его дебюта в 1973 году. В Вашингтоне оркестр встретится со своим бывшим боссом Деборой Раттер. Она была президентом ЧСО с 2003 по 2014 годы, после чего переехала в столицу, чтобы занять пост президента Кеннеди-центра. Именно Деборе мы обязаны приглашением маэстро Мути. Она впервые встретилась с ним в начале 2005 года. Речь тогда шла о появлении дирижера на подиуме Чикагского оркестра в качестве гостя. “Мы не можем говорить ни о чем, прежде чем маэстро не поработает с оркестром”, – сказала тогда Раттер. После этого переговоры, которые гобоист Майкл Хенок назвал “соблазнением маэстро”, продолжались еще в нескольких городах, куда упрямая и настырная госпожа президентша приезжала встречаться с Мути. Когда в сентябре 2006 года итальянский дирижер отменил запланированные концерты с ЧСО, согласившись в это же время продолжить свое сотрудничество с Нью-Йоркским филармоническим оркестром, стало казаться, что из затеи “соблазнения” ничего не выйдет. Но Раттер не оставляла своих попыток и сумела убедить дирижера приехать в начале следующего сезона. И тут возникла, как говорят в один голос все музыканты, “любовь со второго взгляда”. Все разговоры о высокомерии Мути и его нежелании занимать какой-либо пост оказались не соответствующими действительности. Приехав в Чикаго, Мути был очарован радушным приемом, который ему устроили музыканты, члены администрации и спонсоры оркестра. Но и тогда многие в коллективе не верили, что Мути согласится возглавить ЧСО. Сам дирижер признается: “Мое согласие возглавить оркестр пришло не сразу, но Чикаго смог растопить мое черствое сердце”.
Контракт с Мути был подписан в Зальцбурге во второй половине дня 5 мая 2008 года. Дебора со смехом рассказывала музыкантам оркестра, как она не могла дождаться окончания обеда. Пока не принесли счет, Мути отказывался даже смотреть на контракт. Ужин для итальянца – дело серьезное, важнее любого контракта будет!.. В Вашингтоне старые друзья Дебора Раттер и Риккардо Мути встретятся вновь.
Вторая остановка оркестра – Карнеги-холл. В Нью-Йорке запланировано два концерта: 9 и 10 февраля. Как всегда, выступления в Карнеги-холл всегда вызывают повышенный интерес. В январе в этом зале играл амстердамский оркестр Концертгебау под управлением Даниэле Гатти, в начале февраля – Кливлендский симфонический оркестр с Францем Вельзером-Местом. Конкуренция огромная!..
Из Нью-Йорка ЧСО отправится во Флориду. 12 февраля – концерт в Нейплсе; 14 и 15 февраля – два концерта в Палм-Бич. Тур закончится двумя выступлениями (16 и 17 февраля) в городе Чапел-Хилл (штат Северная Каролина).
В программы концертов включены произведения молодых американских композиторов: лауреата Пулитцеровской премии Дженнифер Хигдон и композитора-резидента ЧСО Сэмюэля Адамса. Концерт для духовых инструментов Хигдон сочинила для легендарной секции медных духовых инструментов ЧСО по заказу чикагского оркестра, а также Филадельфийского и Балтиморского симфонических оркестров. Премьера сочинения состоялась 1 февраля в Чикаго. Концерт Хигдон будет исполнен 9 февраля в Карнеги-холл, 12 февраля в Нейплсе, 14 февраля в Палм-Бич и 16 февраля в Чапел-Хилл.
Премьера сочинения Адамса “много слов любви” (именно так, прописью и с маленькой буквы) состоялась 16 марта 2017 года в Чикаго. В туре оно прозвучит 7 февраля в Вашингтоне, 10 февраля в Нью-Йорке и 17 февраля в Чапел-Хилл.
В программе концертов также – увертюра к опере Дж.Верди “Сицилийская вечерня”, Фантастическое скерцо И.Стравинского, Четыре морские интерлюдии из оперы Б.Бриттена “Питер Граймс”, Вторая симфония И.Брамса. На концертах в Нью-Йорке (9 февраля), Палм-Бич (15 февраля) и Чапел-Хилл (16 февраля) прозвучит “Поэма любви и моря” для голоса с оркестром французского композитора Эрнеста Шоссона (1855-1899). Солистка – меццо-сопрано Клементин Маргейн. Эту Поэму певица исполняла на прошлой неделе в Чикаго. А в сезоне 2016-17 годов мы слышали ее на сцене Лирик-оперы в партии Дульсинеи в “Дон Кихоте” Ж.Массне.
На концерте в Палм-Бич 15 февраля прозвучит также Концерт для кларнета с оркестром В.А.Моцарта. Солист – концертмейстер секции кларнетов ЧСО Стивен Уильямсон.
В программе тура предусмотрены мастер-классы, камерные концерты и встречи с музыкантами.
По сложившейся уже традиции в отсутствие ЧСО в Симфоническом центре звучит Джаз.
9 февраля, 8.00 pm. В очередной программе джазовой серии – концерт чикагских музыкантов: барабанщика Майка Рида (проект Flesh & Bone) и трубача Амира Эльсафара, выступающего с ансамблем Two Rivers.
Майкл Рид – основатель Pitchfork Music Festival, один из кураторов Чикагского джазового фестиваля, владелец чикагского клуба Constellation (3111 N Western Ave, Chicago, IL 60618). Амир Эльсафар и ансамбль Two Rivers исполнят песни из своего последнего альбома “Not Two” (2017 год).
17 февраля, 3.00 pm. Встречаем Новый год по китайскому календарю в компании с солистами Chongquing Chuanju Opera и Theatre Zhejiang Symphony Orchestra.
18 февраля, 3.00 pm. Три фортепианные сонаты Шуберта (си мажор, ля минор, ре мажор) – такова программа сольного концерта замечательной японской пианистки Митсуко Учида. Она родилась 20 декабря 1948 года в пригороде Токио в семье дипломата. В двенадцать лет с семьей переехала в Вену, где отец получил должность посла Японии в Австрии. Училась в Музыкальной академии. Лауреат Первой премии Международного конкурса пианистов имени Л.ван Бетховена (Вена, 1969 год) и Второй премии Международного конкурса пианистов имени Ф.Шопена (Варшава, 1970 год). В разные годы – резидент Кливлендского симфонического и Берлинского филармонического оркестров. Артистический директор Музыкального фестиваля в Мальборо. В настоящее время живет в Лондоне.
Митсуко Учида – одна из лучших в мире исполнительниц классической фортепианной музыки. Среди ее любимых композиторов – Бетховен, Шопен, Моцарт и Шуберт, чьи произведения она исполняет уже много лет. Газета New York Classical Review назвала Учиду выдающимся интерпретатором музыки Шуберта.