Сто тридцать второй сезон Чикагского симфонического оркестра (далее — ЧСО) 2022-23 годов станет тринадцатым и последним для музыкального руководителя Риккардо Мути. Его дебют с ЧСО состоялся на Музыкальном фестивале Равиния летом 1973 года. Потом был перерыв длиной в тридцать пять лет и… более пятисот совместных концертов, начиная с 2008 года. В июне 2023 года у маэстро заканчивается контракт с ЧСО. Надеюсь, его сотрудничество с оркестром продолжится уже в качестве гостевого дирижера. Радует, что до июня следующего года еще много времени. У маэстро большие планы на новый сезон. ЧСО под его руководством исполнит симфонии Ф.Шуберта и П.Чайковского, снова прозвучит сюита М.Мусоргского “Картинки с выставки” — сочинение, которым Риккардо Мути дирижировал на своем дебютном концерте с ЧСО на Музыкальном фестивале Равиния в 1973 году. В рамках стопятидесятилетия со дня рождения Сергея Рахманинова прозвучит Вторая симфония композитора. Музыки Рахманинова в новом сезоне будет много и с другими исполнителями: Рапсодия на тему Паганини (солистка — Беатрис Рана) и Симфонические танцы (ЧСО под управлением Лахава Шани, он возглавляет Израильский и Роттердамский филармонические оркестры), Третий фортепианный концерт (Даниил Трифонов и ЧСО под управлением Фабиена Габеля), фортепианные произведения (Е.Кисин).
В 2023 году исполняется семьдесят лет со дня смерти Сергея Прокофьева. В планах у маэстро Мути — Пятая симфония композитора. Риккардо Мути исполнил и записал эту Симфонию с Филадельфийским симфоническим оркестром в годы его руководства (1980-1992 годы). Маэстро говорит: “Рахманинов написал много произведений для Филадельфийского симфонического оркестра. Это был оркестр, в котором он нашел свой звук, аромат, который культивировал Леопольд Стоковски… Я всегда с подозрением относился к музыке Рахманинова, которую интерпретаторы склонны делать слишком поверхностной. Когда вы слышите записи, где сам Рахманинов играет на фортепиано, музыка звучит гораздо серьезнее”.
Как видите, ЧСО и маэстро Мути, в отличие от некоторых европейских оркестров, не отменяют русскую музыку. Вопрос не в отмене, а в том, как исполнять ее в условиях продолжающейся агрессии России против Украины. Как прозвучит десятая часть “Картинок с выставки” “Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве”, когда станция метро под Золотыми воротами Киева с первых дней войны превратилась в бомбоубежище? Да разве только это. Киевский мемориал Бабий Яр, увековеченный Дмитрием Шостаковичем в его Тринадцатой симфонии, которую ЧСО под управлением Риккардо Мути исполнял и записал, и альбом с записью получил премию “Грэмми”, разрушен. Место, где находился театр в Мариуполе, превратилось в братскую могилу. В отличие от многих других европейских и американских музыкантов, Риккардо Мути не молчит и решительно осуждает российскую агрессию. Он говорит: “Музыка может помочь. Не остановить войну, конечно, а сделать людей нежнее, человечнее. У меня еще есть силы бороться. Это капля в море, но вместе наши капли могут создать новое море”. При этом маэстро однозначно выступает против запрета артистов по национальному признаку и обращается к представителям российской культуры, которые хранят молчание: “Может быть, некоторые боятся, потому что получили милости от правительства и не могут быть против войны. Но они должны иметь мужество сказать, что убивать людей, убивать детей, отнимать свободу не значит быть против правительства. Это значит быть человеком. Все должны во весь голос сказать, что убивать людей — преступление, отнимать свободу, достоинство, неприкосновенность личности — преступление. Если у них не хватает мужества, это останется на их совести”.
С ЧСО под управлением маэстро Мути выступят скрипачка Джулия Фишер, пианисты Ефим Бронфман и Маурицио Поллини, для которого выступление в Чикаго станет первым за десять лет.
Маэстро Мути любит приглашать на роли солистов “своих” — концертмейстеров ЧСО. В новом сезоне на авансцену Симфонического центра выйдут концертмейстер оркестра Роберт Чен, концертмейстеры секций кларнетов, тимпани и тубы Стивен Уильямсон, Дэвид Херберт и Джин Покорны.
В финале нового сезона, как апофеоз тринадцати лет руководства оркестром Риккардо Мути, прозвучит Торжественная месса Л.ван Бетховена. Солисты уже известны: Эрин Морли, сопрано; Алиса Колосова, меццо-сопрано (первое появление певицы в Чикаго после “Луизы Миллер” Дж.Верди в Лирик-опере в сезоне 2019-20 годов); Джованни Сала, тенор; Ильдар Абдразаков, бас (он участвовал в исполнении Реквиема Дж.Верди в 2010 году, выпущенный впоследствии первый совместный диск оркестра и дирижера получил две премии “Грэмми”, об этом — ниже).
К дирижерам в новом сезоне особое отношение. Кто-то из них, возможно, станет преемником Риккардо Мути на посту музыкального руководителя. В октябре за дирижерским пультом ЧСО впервые с 1995 года выступит главный дирижер Дрезденской Штаатскапеллы Кристиан Тилеман (Восьмая симфония А.Брукнера). Очень интересно, каким окажется его сотрудничество с чикагским оркестром.
Американская премьера Концерта “Дневник сумасшедшего” для виолончели с оркестром Леры Ауэрбах прозвучит в исполнении французского маэстро Готье Капюсона и ЧСО под управлением Манфреда Хенека. Его контракт с Питтсбургским симфоническим оркестром недавно был продлен до 2028 года, однако фамилия дирижера все чаще называется в числе возможных руководителей ЧСО.
После недавнего успешного дебюта двадцатишестилетний вундеркинд из Финляндии Клаус Мякеля вернется в новом сезоне с новой программой. В числе произведений — “Aino” Джими Лопеса, того самого композитора, чья опера “Бельканто” в сезоне 2015-16 годов стала первой испаноязычной постановкой в истории Лирик-оперы. Мякеля является музыкальным руководителем Филармонического оркестра Осло, Парижского оркестра (Orchestre de Paris) и на ближайшие пять лет артистическим партнером оркестра Концертгебау. С сезона 2027-28 годов Мякеля станет музыкальным руководителем прославленного амстердамского оркестра. Контракт подписан на пять лет. Как видите, здесь перебить Европу и заполучить финского маэстро в Чикаго будет нелегко, если вообще возможно.
Среди дебютантов-дирижеров ЧСО — тридцатисемилетняя Далия Стасевская из Финляндии. Она является главным дирижером Симфонического оркестра Лахти (Финляндия) и главным приглашенным дирижером Симфонического оркестра Би-Би-Си.
В марте 2023 года ЧСО дирижирует живущий в Миннеаполисе еще один маэстро из Финляндии Осмо Вянскя. В программе — “Кармина Бурана” К.Орфа и пьесы “Banner” Джесси Монтгомери. В июне завершился контракт Вянскя с Симфоническим оркестром Миннесоты. Теперь он — дирижер-лауреат оркестра и готов к новым предложениям.
Снова в Чикаго выступят патриарх дирижерского цеха Герберт Блумстедт, которому в июле исполнилось девяносто пять лет; музыкальный руководитель и главный дирижер Симфонического оркестра Берлинского радио и музыкальный директор Баварской оперы Владимир Юровский (прозвучит Седьмая (“Ленинградская”) симфония Д.Шостаковича); итальянский дирижер, специалист по барочной музыке Джованни Антонини (кантата “Глория” А.Вивальди); главный дирижер Симфонического оркестра Бамберга (Германия) чешский маэстро Якуб Груша; руководитель Национального оркестра Шотландии дирижер из Дании Томас Зондергард; главный дирижер Лондонского и Бергенского филармонических оркестров Эдвард Гарднер; французский маэстро Бернар Лабади; главный дирижер Hollywood Bowl Orchestra Томас Уилкинс; главный дирижер Музыкального фестиваля Равиния Марин Алсоп.
В весеннем интервью газете Chicago Tribune президент ЧСО Джефф Александр не исключил, что какое-то время ЧСО будет без музыкального руководителя. Он сказал: “У нас нет крайнего срока, когда мы хотим завершить поиск. Очень важно, чтобы мы нашли нужного человека”. Возможно, повторится история нулевых, когда после ухода Даниэля Баренбойма в июне 2006 года оркестр почти четыре года работал без музыкального руководителя.
В серии “Оркестры мира” — первое за тринадцать лет выступление в Чикаго Берлинского филармонического оркестра, которым дирижирует музыкальный руководитель Кирилл Петренко. В программе — Седьмая симфония Г.Малера. Впервые в Чикаго выступит Торонтский симфонический оркестр под управлением нового музыкального руководителя Густаво Гимено (он выступал с ЧСО на Музыкальном фестивале Равиния). В программе — Испанская симфония Э.Лало и сюита “Ромео и Джульетта” С.Прокофьева. Солистка — победительница Международного скрипичного конкурса имени И.Менухина Мария Дуэнас. Гастроли пройдут в рамках мирового тура, посвященного столетию со дня образования торонтского оркестра.
В серии сольных фортепианных концертов — три дебютанта: популярный в Европе исландский пианист Викиндур Олафссон, победитель XVII Международного конкурса пианистов имени Шопена (2015 год) пианист из Южной Кореи Сенг Чжин Чо (среди заявленных им произведений — Чакона Софьи Губайдулиной). Последним концертом серии станет выступление редко гастролирующей португальской пианистки Марии Жуан Пиреш с произведениями Р.Шумана и К.Дебюсси.
Британский композитор Томас Адес дебютирует за дирижерским пультом ЧСО с Фортепианным концертом собственного сочинения. Солист — Кирилл Герштейн.
Артист-резидент ЧСО Хилари Хан исполнит произведения И.С.Баха, а струнный Эмерсон-квартет выступит с прощальным перед роспуском концертом. Гость вечера — пианист Эмануэль Акс.
Среди дебютирующих с ЧСО — пианист из Швейцарии Франческо Пьемонтези и камерный Lorelei Ensemble. ЧСО впервые исполнит произведения финского композитора Эйноюхани Раутаваара (1928-2016), американской альтистки и композитора Нокутулы Нгвениямы, шведского композитора Андреи Тарроди, пьесу “Her Story” американского композитора, профессора музыки Нью-Йоркского университета Джулии Вулф.
В новом сезоне мы услышим множество произведений, написанных композиторами XX века. Среди них — Б.Барток, А.Копланд, К.Дебюсси, Л.Яначек, К.Орф, М.Равель, Я.Сибелиус, Р.Штраус, Р.Воан-Уильямс.
Среди других интересных вечеров — камерный концерт Джошуа Белла и Даниила Трифонова, афрокубинская джазовая сюита “The Creation” кубинского пианиста и композитора Чучо Вальдеса, совместная с ЧСО программа Балета Джоффри, концерты сопрано Рене Флеминг с Евгением Кисиным (в программе — песни С.Рахманинова) и тенора Хуана Диего Флореса (за роялем — Винченцо Скалера), вечер Йо Йо Ма, концерт Уинтона Марсалиса и Jazz at Lincoln Center Orchestra, Мидори и Жана-Ива Тибодо.
Серия CSO Music NOW двадцать пятый раз приглашает нас на концерты современной музыки. Куратор всех программ — шестой композитор-резидент ЧСО Джесси Монтгомери. Она, кстати, готовит новое произведение, премьера которого состоится в новом сезоне.
При ЧСО создается новая программа (CSO Fellowship Program) для молодых музыкантов-струнников, которая позволит им участвовать в концертах. Единственное условие — музыканты должны иметь диплом о среднем образовании (undergraduate degree). Кто знает, возможно, среди них окажутся будущие звезды ЧСО?!
В мае и июне 2023 года свое сотрудничество с ЧСО в качестве стажера (Sir Georg Solti Conducting Apprentice) продолжит дирижер Лина Гонсалес-Гранадос. Дважды в этом году она буквально спасала оркестр, заменяя в последний момент Риккардо Мути. Первый раз — на апрельских концертах с Лейфом Ове Андснесом (он солировал в Двадцатом и Двадцать третьем фортепианных концертах Моцарта), второй — в мае на концертах с Анн-Софи Муттер (она исполняла Скрипичный концерт Бетховена). Гонсалес-Гранадос стала первым дирижером-латиноамериканцем, когда-либо стоявшим за дирижерским пультом ЧСО. Лина родилась и выросла в городе Кали (Колумбия). Победительница Третьего международного конкурса дирижеров имени Г.Шолти (2019 год). Осенью 2019 года начала работу в качестве стажера, но вскоре ее пришлось прервать из-за пандемии. Лина возобновила свою работу осенью 2021 года. Ожидается, что она будет участвовать в репетициях и образовательных программах. Риккардо Мути говорит о Лине так: “Я восхищаюсь ее преданностью музыке и с нетерпением жду ее возвращения в следующем сезоне”. Лина полна благодарности: “Для меня большая честь продолжать работу с ЧСО. С 2020 года я выросла как дирижер, наблюдая и работая с маэстро Мути. Я глубоко тронута энтузиазмом чикагской публики и с нетерпением жду возвращения в следующем году”. Лина — ассистентка дирижера (Conducting Fellow) Филадельфийского симфонического оркестра, резидент-дирижер Лос-Анджелесской оперы, основательница и художественный руководитель камерного оркестра Unitas Ensemble. Она создала его с целью популяризации музыки современных композиторов Латинской Америки.
4 октября исполнится двадцать пять лет со дня открытия Симфонического центра после реставрации.
16 сентября студия CSO Resound Label выпускает новый, одиннадцатый альбом ЧСО и маэстро Мути с записью концертного исполнения оперы “Сельская честь” П.Масканьи — первого полного исполнения оперы с 1931 года. (Интересный факт из истории ЧСО — Интермеццо из “Сельской чести” прозвучало во втором концерте ЧСО 19 октября 1891 года. Оркестром дирижировал его основатель Теодор Томас.) Запись альбома сделана 6-8 февраля 2020 года в Чикагском симфоническом центре. Как всегда, маэстро Мути собрал команду мечты: Сантуцца — Анита Рачвелишвили, меццо-сопрано (незадолго до этого маэстро Мути назвал певицу величайшей меццо-сопрано нашего времени); Туридду — Пьеро Претти, тенор (с этой партией певец дебютировал в Чикаго); Альфио — Лука Салси, баритон; Люсия — Роннита Миллер, меццо-сопрано; Лола — Саша Кук, меццо-сопрано. Чикагский симфонический хор (хормейстер — Дуйан Волф). Продюсер и редактор альбома — Чарли Пост. Свою первую премию “Грэмми” он в числе группы продюсеров получил за предыдущий, десятый альбом ЧСО и маэстро Мути 2020 года — Тринадцатую (“Бабий Яр”) симфонию Д.Шостаковича для солиста (Алексей Тихомиров), хора басов и оркестра на стихи Е.Евтушенко. Запись Симфонии была сделана в Симфоническом центре в сентябре 2018 года. Среди других продюсеров-лауреатов того альбома — Силас Браун и один из наиболее успешных продюсеров в мире классической музыки Дэвид Фрост, который является лауреатом пятнадцати (!) премий “Грэмми”, в том числе — двух наград 2010 года за запись “Реквиема” Дж.Верди ЧСО под управлением Р.Мути, первого совместного диска оркестра и дирижера.
“Сельская честьь” — первый альбом, сделанный в технологии Spatial Audio в формате Dolby Atmos®, доступен для предварительных онлайн заказов (Digital Download Available).
Об изменениях в ЧСО и первых концертах нового сезона — в ближайших выпусках Музыкального обозрения.
Nota bene! Билеты на все концерты Чикагского симфонического центра сезона 2022-23 годов — на сайте cso.org или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.