11 ноября, 7.30 pm; 12 ноября, 1.30 pm; 13 ноября, 8.00 pm. В программе Чикагского симфонического оркестра (далее – ЧСО): Баллада ля минор С.Кольридж-Тейлора, кантата для сопрано с оркестром “Ноксвилл, лето 1915 года” С.Барбера (солистка – Джолли Харви), Шестая симфония А.Дворжака. Дирижер – Якуб Груша.
Произведения английского композитора Сэмюэля Кольридж-Тейлора (1875-1912) мы слышали в этом году дважды: в июне в Симфоническом центре – Novelettes No. 3 и 4 в исполнении ЧСО (дирижер – Эрина Яшима); в сентябре на Музыкальном фестивале Равиния – “Danse nègre” из Африканской сюиты в исполнении оркестра Chicago Sinfonietta (дирижер – Мей-Анн Чен).
Кантата “Ноксвилл, лето 1915 года” написана по автобиографической книге американского писателя Джеймса Эйджи “Смерть в семье”. Летом 1915 года отец писателя погиб в автомобильной катастрофе, и Эйджи передал свои ощущения от потери родного человека. Роман был удостоен Пулитцеровской премии и переведен на многие языки. Когда Сэмюэл Барбер в 1947 году взялся за этот сюжет, он узнал о смертельной болезни своего отца. Так трагическая потеря отца писателя наложилась на личную историю композитора. Барбер признавался, что написал “Ноксвилл…” за девяносто минут в качестве “упражнения в маргинальном мире между сумерками и сном”. На свет родилась меланхолическая и безумно красивая музыка.
Джолли Харви родилась в городке Боливар (штат Нью-Йорк). Дипломы бакалавра и мастера получила в консерватории Цинциннати. Охотно исполняет не только музыку XX века, но и произведения И.С.Баха, Д.Б.Перголези, Й.Гайдна, Г.Ф.Генделя.
Маэстро Груша родился в 1981 году в Брно в семье архитекторов. Начинал играть на фортепиано и тромбоне, но довольно рано проявил интерес к дирижированию. Учился в Пражской академии исполнительских искусств, где среди его педагогов был маэстро Йиржи Белоглавек. После окончания Академии дирижировал крупнейшими чешскими оркестрами. Служил главным дирижером Пражского филармонического оркестра и художественным руководителем Филармонического оркестра имени Мартину. Кроме симфонических оркестров проявляет интерес к режиссуре и оперному дирижированию. Он является музыкальным руководителем гастрольной программы (есть и такая) Глайндборнского фестиваля. Сегодня Груша – главный дирижер Симфонического оркестра Бамберга (Германия), главный приглашенный дирижер оркестра “Филармония” (Лондон), приглашенный дирижер Чешского филармонического оркестра (с 2008 по 2015 годы он был его главным дирижером) и (с июля 2021 года) главный приглашенный дирижер Оркестра Национальной академии Санта-Чечилия (Рим). Женат, двое детей. С ЧСО дебютировал в сезоне 2016-17 годов, блестяще исполнив цикл “Моя Родина” (“Má vlast”) Б.Сметаны (1824-1884). В августе 2017 года Груша выступил на Музыкальном фестивале Равиния. И вот – новая встреча.
12 ноября, 8.00 pm. Сольный фортепианный концерт пианиста Даниила Трифонова. В программе: фортепианный цикл “Сарказмы” С.Прокофьева, Третья соната К.Шимановского, сюита “Для фортепиано” К.Дебюсси, Третья соната И.Брамса.
В этом сезоне в Чикаго звучит много музыки Прокофьева. После двух фортепианных концертов американского периода мы услышим ранний цикл композитора, написанный им в 1912-14 годах и впервые исполненный в Санкт-Петербурге в 1916. Судя по письму Прокофьева композитору Николаю Мясковскому от 29 мая 1915 года, отношение к фортепианному циклу было, мягко говоря, неоднозначным: “Я начал понемногу знакомить народ с моим последним опусом – Сарказмами. Народ хватается за голову: одни – чтобы заткнуть уши, другие – выразить восторг, третьи – пожалеть бедного автора, когда-то много обещавшего”. Позднее, в “Автобиографии”, задумываясь над происхождением “Сарказмов”, Прокофьев напишет: “Иногда мы зло смеемся над кем-нибудь или чем-нибудь, но когда всматриваемся, видим, как жалко и несчастно осмеянное нами; тогда нам становится не по себе, смех звучит в ушах, но теперь он смеется уже над нами”.
Даниила Трифонова я впервые услышал летом 2012 года на Музыкальном фестивале Равиния. Позади были Третье место и специальный приз за лучшее исполнение мазурки на Международном конкурсе пианистов имени Ф.Шопена в Варшаве (октябрь 2010 года), Первый приз, приз зрительских симпатий, приз за лучшее исполнение камерной музыки и приз за лучшее исполнение произведения Шопена на Международном конкурсе пианистов имени А.Рубинштейна в Тель-Авиве (май 2011 года), Гран-при, приз за лучшее выступление с камерным оркестром и приз зрительских симпатий на XIV Международном конкурсе пианистов имени П.Чайковского в Москве (июль 2011 года). В программе концерта были сочинения А.Скрябина, Н.Метнера, И.Стравинского-Г.Агости, К.Дебюсси, Ф.Шопена. Трифонов поразил не по годам серьезным подходом к исполняемым произведениям и абсолютной концентрацией на музыке. Тогда же я впервые взял интервью у музыканта. Вот короткий фрагмент нашего разговора.
– Какие пианисты служат для вас кумирами в фортепианном искусстве?
– Я часто слушал записи великих пианистов прошлого: Игнаца Фридмана, Сергея Рахманинова, Владимира Горовица, Альфреда Корто, Артура Шнабеля. Все они являются моими кумирами.
– Слушая записи этих пианистов, вы заимствуете их манеру?
– Иное видение произведения другими исполнителями может только обогатить интерпретацию, подчас вырваться из плена собственных заблуждений. Но копировать других не стоит. Имитация никогда не заменит интерпретацию. Все равно любой материал должен быть пропущен через себя. Мы исполняем не просто ноты – мы выражаем образы и эмоции композитора. И вот здесь проявляется индивидуальность… Прежде всего важна концентрация на музыке. Нужно быть честным с музыкой. Игра, рассчитанная исключительно на внешний эффект, зачастую убога во вкусовом отношении. Не продавать душу дьяволу – это, конечно, очень громко звучит, но только так можно добиться определенного уровня в искусстве.
С тех пор прошло почти десять лет. Даниил Трифонов давно и заслуженно входит в число самых блистательных пианистов современности. Он играет с лучшими оркестрами мира, активно выступает с сольными концертами. Великая Марта Аргерих сказала об игре Трифонова так: “В ней есть все и даже больше – от нежности до демонической стихии. Я никогда не слышала ничего подобного”. Из последних достижений музыканта отмечу три: премия “Грэмми” за лучший инструментальный соло-альбом (“Transcendental” с циклом “Трансцендентные этюды” Ф.Листа, 2018 год, Deutsche Grammophon), лучшая концертная запись года по версии Би-Би-Си (альбом “Destination Rachmaninov: Departure” со Вторым и Четвертым фортепианными концертами С.Рахманинова, Филадельфийский симфонический оркестр, дирижер – Янник Незе-Сегин, 2019 год, Deutsche Grammophon), Артист года по версии журнала Musical America (2019 год). 8 октября 2021 года на студии Deutsche Grammophon вышел новый сольный альбом Трифонова “BACH: The Art of Life”.
21 октября в своем доме в Лондоне умер Бернард Хайтинк. Я часто бывал на его концертах. В двухтысячных он почти каждый год приезжал в Чикаго, любил дирижировать ЧСО, с 2006 до 2010 года был его главным дирижером. Концерты Хайтинка были хорошими, очень хорошими, прекрасными. Никогда – проходными и обычными. Как-то в беседе со мной многолетний первый гобоист ЧСО Евгений Изотов процитировал слова дирижера: “Если бы мне подарили еще одну жизнь, я бы провел ее с чикагским оркестром”. Хайтинк дирижировал в Чикаго крупной формой: симфониями Брукнера, Малера, Шостаковича. По словам Изотова, на репетициях был “немногословен: мало говорил и все показывал, доверял оркестру в частностях, умело и незаметно указывая нужное направление”.
Ушел великий дирижер. Очень грустно. Вечная память.
Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на все концерты Чикагского симфонического центра сезона 2021-22 годов – на сайте cso.org/fall/. Адрес Симфонического центра: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.